ЗАПИСЬ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ ПО ТЕЛ 8-916-132-11-43 Оксана Николаевна У ВАС ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ, ОБРАЩАЙТЕСЬ! ОКАЗАНИЕ СРОЧНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ОН-ЛАЙН, СТУЧИТЕСЬ В СКАЙП: PSYLAB-LITVINOVA/ Понравился сайт, нажмите кнопочку!

Психологическая лаборатория Литвиновой

Помощь психолога в Москве тел. 8(916)132-11-43, КОНСУЛЬТАЦИИ ПО СКАЙПУ: psylab-litvinova
Текущее время: 29-03-2024, 01:02

Часовой пояс: UTC + 4 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 13-04-2012, 01:30 
Не в сети
Клинический психолог, психолог-консультант, site admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02-04-2012, 01:38
Сообщения: 6504
Откуда: Москва
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ЗПР в условиях специального дошкольного образовательного учреждения.

Современная концепция коррекционно-развивающего воспитания и обучения предполагает разработку технологии психолого-педагогического сопровождения детей в условиях специального дошкольного образовательного учреждения и оценки ее эффективности на разных этапах работы с ребенком. При проектировании содержания и форм психолого-педагогического сопровождения следует учитывать, для какого вида детского сада (компенсирующего или комбинированного) разрабатываются Образовательные программы.

Несмотря на некоторые отличия, всегда реализуются общие направления и задачи:


- Глубокое, всестороннее изучение каждого ребёнка (выявление индивидуальных особенностей, уровня развития познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, потенциальных возможностей развития, запаса знаний и представлений об окружающем мире, умений и навыков в различных видах деятельности).
- Конструирование и реализацию индивидуальных и групповых коррекционных программ.
- Изучение динамики развития детей в условиях коррекционного обучения, уточнение их образовательных маршрутов в условиях дошкольного учреждения. Например, на начальном этапе могут быть рекомендованы занятия в группе кратковременного пребывания с последующим переводом в группу полного дня.
- Анализ эффективности педагогической деятельности учреждения.
- Гибкое управление педагогическим процессом в целом.

Возникает сложная функциональная система, в которой органично переплетаются задачи диагностики и коррекции недостатков в развитии детей. Это требует разработки особых психолого-педагогических технологий триединого комплекса: диагностической, коррекционно-развивающей и аналитической работы на трех уровнях:
- индивидуального сопровождения ребенка (индивидуальная диагностика и коррекция),
- группового сопровождения (Прим. 1),
- функционирования учреждения в целом.
Проектирование психолого-педагогического сопровождения тесно связано с анализом и оценкой результатов педагогической деятельности, так как это позволяет находить наиболее эффективные методы преодоления недостатков развития детей, создавать оптимальную развивающую среду, соответствующую особенностям детей с ЗПР, осуществлять профилактику и устранение возможных неблагоприятных воздействий, которые в ряде случаев могут возникнуть в процессе реализации педагогических задач.
Для реализации поставленных в "Образовательной программе" задач необходимо осуществлять диагностико-мониторинговую деятельность специального детского сада в трёх направлениях:
- диагностика,
- контроль,
- мониторинг.
Проектирование и реализация задач психолого-педагогического сопровождения требует от каждого педагога специального детского сада высокого уровня профессиональной компетентности, полного представление о характере собственной деятельности в структуре комплексного сопровождения ребенка и деятельности коллег, умения решать свои задачи в условиях командной работы. Кроме того, важно определить принципиальные позиции диагностической работы с детьми, отобрать нужные формы и методы, разработать рабочую и отчетную документацию. Все это создаст условия для обеспечения управляемого позитивного развития ребенка, сохранения и укрепления его здоровья. Практика показывает, что на начальных этапах деятельности учреждения учителя-дефектологи и педагоги-психологи затрудняются в решении этих вопросов.


Часто прогноз успешности преодоления задержки психического развития до поступления ребенка в школу определяется не только качественными особенностями познавательного и личностного развития ребенка, но и условиями оказания ему психолого-педагогической помощи, а также особенностями семейного воспитания. В этих условиях у недостаточно опытных педагогов может возникнуть соблазн объяснить недостаточную динамику в преодолении задержки развития выраженностью дефекта и индивидуальными особенностями развития, а не своими педагогическими просчетами, а иногда, и недостаточной профессиональной компетентностью. Поэтому работа коррекционного ДОУ в инновационном режиме требует постоянного повышения профессиональной компетентности всех педагогов и психологов и побуждает педагогический коллектив к работе в поисковом творческом режиме. Контроль за развитием ребенка и осуществление мониторинга за реализацией педагогического процесса в специальном детском саду позволяет сделать работу более эффективной.


Несмотря на общность принципиальных подходов к проектированию психолого-педагогического сопровождения, каждое образовательное учреждение может моделировать этот процесс по разному, используя различные организационные формы, конкретные условия, разрабатывая свой учебный план, особым образом определяя участие каждого педагога.


Содержание диагностико-мониторинговой деятельности специального детского сада для детей с ЗПР:
Диагностическое направление.
- Исследование индивидуальных особенностей познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, состояния здоровья, условий семейного воспитания.
- Выявление степени усвоения коррекционно - развивающей и образовательной программы.
- Выявление компенсаторных возможностей.
- Построение психолого-педагогического прогноза и определения условий для более успешного преодоления отклонений в развитии.
Контрольное направление (Контроль за усвоением).
- коррекционно - развивающей программы;
- образовательно-воспитательной программы.
Мониторинговое направление
- Мониторинг реализации коррекционно- образовательного процесса (условия, процесс реализации).

Основной целью индивидуальной диагностики является выявление и описание особенностей развития каждого ребенка (познавательной деятельности, речевого развития, эмоционально - волевой и двигательной сферы, его актуальных знаний, умений и навыков, а также потенциальных возможностей). Анализ результатов обследования позволяет определить прогноз дальнейшего развития ребенка, отобрать содержание коррекционно-развивающего воздействия и наиболее эффективные методы психолого-педагогического воздействия применительно к каждому воспитаннику.


Другой целью диагностической работы является выявление негативных тенденций в развитии ребенка, что позволяет своевременно вносить коррективы в индивидуальную коррекционную программу. Систематическая диагностическая работа позволяет выявить детей испытывающих трудности в усвоении программы, своевременно направить их к специалистам и, при необходимости, изменить педагогический маршрут.


Основной целью диагностики на уровне возрастной группы является комплектование подгрупп детей с учетом уровней актуального развития и возможностей усвоения того или иного образовательного содержания. Важной задачей является изучение изменений и достижений в развитии детей для оценки эффективности педагогической деятельности. Таким образом, диагностика становится инструментом для осуществления административного или методического контроля за педагогической деятельностью и может выполнять функцию психолого-педагогического мониторинга в рамках целостного педагогического процесса на уровне учреждения.


Рассмотрим более подробно содержание диагностико-мониторинговой деятельности специального детского сада для детей с ЗПР.

Диагностическое направление.
Основными задачами обследования детей в специальном детском саду являются:
- выявление уровня обученности, т.е. степени овладения знаниями, умениями и навыками в соответствии с возрастными возможностями, зоны перспективного развития;
- определение соответствия психического развития ребенка нормативным показателям;
- выявление качественных особенностей психического развития ребёнка;
- определение компенсаторных возможностей, на которые следует опираться в работе с ребенком;
- определение динамики развития, в том числе при овладении программой коррекционно-развивающего обучения;
- дифференциация состояний сходных с задержкой психического развития;
- исследование параметров школьной зрелости и психологической готовности к школьному обучению, выбор оптимальной его формы.


Специалисты знают, что наиболее объективной является диагностика, опирающаяся на длительное наблюдение за развития ребёнка, устойчивостью и качеством тех показателей, которые являются объектом изучения. Важным критерием при оценке результатов деятельности ребенка являются его энергетические и нервно-психические затраты для достижения качественно новых показателей психического развития, для усвоения новых знаний, умений, навыков. Очевидно, что успех коррекционной работы будет зависеть от того, насколько удастся активизировать психологические механизмы, обеспечивающие достижение новых уровней развития.


Показатели познавательного и личностного развития ребенка, полученные в ходе углубленного обследования, определяют его индивидуальные образовательные потребности. Учитывая сложность построения диагностического процесса и ответственность специалистов за полученные результаты, приведем требования, на которые следует ориентироваться при организации диагностической деятельности.
При организации диагностической деятельности следует опираться действующие нормативно-правовые документы, а также внутренние документы дошкольного образовательного учреждения.
Участники диагностического процесса должны соблюдать Кодекс этические нормы и правил (Прим. 2) при проведении процедуры обследования и при ознакомлении родителей и других педагогов с результатами диагностики.
При оценке результатов диагностики необходимо ориентироваться на потенциальные возможности ребёнка, т.е. оценивать не только уровень актуального развития, но и зону ближайшего развития. При этом следует помнить, что любое достижение ребёнка дошкольного возраста на каждом этапе его развития является промежуточным и служит лишь основанием для выбора педагогом методов и технологий для индивидуальной работы.
Диагностика в специальном детском саду не должна опираться лишь на выявление уровня усвоения образовательной программы (ЗУН). Важно, каким способом эти знания освоены ребёнком, несколько сформированы психологические механизмы для овладения знаниями и представлениями.
Диагностические методики должны быть критериальноориентированые, т.е. предполагать качественно-количественный анализ достижений ребёнка. Тестирование может применяться лишь в отдельных случаях для решения частных задач.
Отбор методик и определение целей и содержания диагностического исследования должно быть выстроено на научной основе.
Проведение любой диагностической процедуры должно быть целесообразным, т. е. специалисты должны четко понимать, с какой целью она проводится, как будут применены её результаты?

Контрольно-оценочная функция.
Остановимся на осуществлении внутреннего контроля за качеством коррекционно-образовательной работы в условиях специального детского сада для детей с ЗПР. Учитывая своеобразие психики детей с ЗПР, значительный разброс индивидуальных показателей психического развития, требуется оперативное и своевременное выявление недостаточной динамики у конкретных детей или целой группы, установление объективных причин такого положения дел. С этой целью администрация и старший специалист по коррекционной работе регулярно проводят плановые контрольные срезы по заранее определенным показателям развития детей и параметрам усвоения программы. Полученные данные являются основанием для проведения углубленного анализа педагогической работы на рабочем совещании специалистов, психолого-педагогическом консилиуме. Основной целью таких обследований и контрольных срезов должно быть принятие обоснованного решения по коррекции образовательной программы или развивающих условий.
Еще одним направлением медико-психолого-педагогического контроля является наблюдение за соблюдением санитарно-гигиенических норм и психологических условий при организации и реализации коррекционно-педагогического процесса.

Аналитико-диагностическая и планово-прогностическая составляющая (мониторинг)
Сравнительно-диагностическое исследование предполагает оценку динамических изменений в развитии ребенка и занимает особое место в построении коррекционно-образовательного процесса специального детского сада. Такое исследование позволяет определить эффективность содержания обучения и воспитания, организационных форм и методов коррекционно-развивающей работы. Диагностика становится инструментом для оптимизации коррекционно-педагогического процесса и совершенствования педагогических технологий.
Аналитико-диагностическая составляющая занимает особое место в структуре коррекционно-педагогического процесса и играет роль индикатора результативности оздоровительного, коррекционно - развивающего и образовательно-воспитательного воздействия. Обычно выделяют следующие виды мониторинга.
Психологический мониторинг развития познавательной и эмоционально - личностной сфер, как каждого воспитанника, так и группы в целом, с которой работают специалисты.
Педагогический мониторинг (дидактический и воспитательный).
Управленческий мониторинг.

Для проведения мониторинга руководитель должен выделить наиболее важные показатели, отражающие динамику педагогического процесса. В условиях детского сада компенсирующего вида достаточно сложно выделить показатели, которые можно было бы принять за эталонные, и которые могли бы позволить внести необходимые коррективы в деятельность педагогов. Оценка эффективности коррекционно - развивающей работы в детском саду компенсирующего вида для детей с ЗПР затруднена как из-за вариативности проявлений ЗПР, так и недостаточности нормативно - методической базы. Наиболее часто возникает вопрос: как оценивать работу специалиста, который работал с ребёнком не один год, а ребёнок все-таки отстаёт в развитии и по-прежнему нуждается в специальной помощи? ПМПК рекомендует такому ребёнку школьное обучение в классе коррекционно-развивающего обучения (КРО). С чем связано такое положение дел? С индивидуальным темпом и особенностями развития данного ребёнка или с неудовлетворительной работой специалистов?
В одних случаях недостаточная динамика развития связана с выраженностью дефекта, особенно при органической задержке психического развития, а также в случае сочетания таких неблагоприятных факторов как соматическая ослабленность и неблагоприятные микросоциальные условия или органическое поражение ЦНС и неправильное воспитание. В некоторых случаях недостаточная динамика развития ребенка может быть связана и с педагогическими ошибками.
Контроль за развитием ребенка и осуществление мониторинга педагогического процесса в специальном детском саду позволяет минимизировать педагогические просчеты.
Одним из важных критериев при мониторинге деятельности педагогов, является умение учителя - дефектолога, учителя - логопеда или психолога, дать качественный анализ динамики развития ребенка и обосновать выбор содержания и технологий коррекционного воздействия для каждого воспитанника и группы в целом.
Сочетание административного контроля с самоконтролем, самооценкой и самоанализом деятельности каждого участника педагогического процесса прочно входит в жизнь дошкольных учреждений компенсирующего вида. Эффективной формой повышения качества педагогического процесса является взаимопосещения занятий специалистами с последующим их обсуждением и анализом. Такая форма совмещает в себе сразу несколько функций: контроль, самоконтроль, консультирование, обмен опытом.

Аттестация учреждения - еще один важный вопрос, касающийся экспертной оценки деятельности специального дошкольного учреждения. Учитывая вариативность проявлений задержки психического развития, разные сроки начала коррекционно-развивающей работы с детьми, к детскому саду компенсирующего вида нецелесообразно применять "школьные" аттестационные технологии, как не следует оценивать деятельность педагогов по тем же критериям, что в детских садах, реализующих общеобразовательные программы. В настоящее время критерии оценки для специальных детских садов все еще не достаточно определены, не учитывают специфики деятельности ДОУ компенсирующего вида. Нам представляется, что предметом комплексной экспертизы деятельности ДОУ компенсирующего вида должны выступать психолого-педагогические условия коррекционного воспитания и обучения, содержание и методы работы с детьми, характер взаимодействия и компетентность специалистов, построение развивающей среды, характер взаимодействия педагогов с детьми.


Прим. 1 Это может быть группа детского сада или специально отобранная группа детей, нуждающихся в специально организованной психокоррекционной работе. Например, группа детей, отобранная психологом по определенным показаниям для проведения психологической коррекции.

Прим. 2 Желательно, чтобы в учреждении существовал Кодекс этических норм и правил для педагогов - участников диагностического процесса. Он может быть приложением к должностным инструкциям психологов, учителей-дефектологов и логопедов.
С примером такого документа можно познакомиться в книге "Диагностика в детском саду". Под. редакцией Е.А.Ничипорюк, Г.Д. Посевиной, - Ростов-на-Дону, 2004 г.

_________________
Обратная связь osa-007@bk.ru
Скайп: psylab-litvinova

Клиент, помни! Правильно заданный вопрос и есть ответ!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 4 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Rambler's Top100

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Скайп: psylab-litvinova Срочная помощь психолога
домены:
Psychology OnLine.Net - материалы по психологии