ЗАПИСЬ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ ПО ТЕЛ 8-916-132-11-43 Оксана Николаевна У ВАС ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ, ОБРАЩАЙТЕСЬ! ОКАЗАНИЕ СРОЧНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ОН-ЛАЙН, СТУЧИТЕСЬ В СКАЙП: PSYLAB-LITVINOVA/ Понравился сайт, нажмите кнопочку!

Психологическая лаборатория Литвиновой

Помощь психолога в Москве тел. 8(916)132-11-43, КОНСУЛЬТАЦИИ ПО СКАЙПУ: psylab-litvinova
Текущее время: 28-03-2024, 14:08

Часовой пояс: UTC + 4 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 20-04-2012, 00:15 
Не в сети
Клинический психолог, психолог-консультант, site admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02-04-2012, 01:38
Сообщения: 6504
Откуда: Москва
Право на образование детей с ограниченными возможностями здоровья закреплено действующим законодательством РФ и нормами международного права. Родителям предоставляется право выбирать формы обучения, образовательное учреждение, защищать законные права и интересы ребенка.
К детям с ограниченными возможностями здоровья относятся дети: с нарушением слуха; с нарушением зрения; с тяжелыми нарушениями речи; с нарушениями опорно-двигательного аппарата; с задержкой психического развития; с нарушением интеллекта; а также с иными ограничениями в здоровье (с выраженными расстройствами эмоционально – волевой сферы, в т.ч. с ранним детским аутизмом, комплексными нарушениями).
В число детей с ограниченными возможностями здоровья входят и дети – инвалиды.
Социальная интеграция инвалидов.
Вопрос социальной интеграции связан с тем, что ребенок с нарушениями развития – такой же член общества, он имеет равные права со здоровыми детьми, нуждается в полноценной и качественной жизни.
Интеграция делиться на педагогическую и социальную.
Социальная интеграция представляет целенаправленный процесс передачи обществом социального опыта ребенку с учетом его особенностей и потребностей, создание адекватный условий для этой передачи. В результате ребенок включается со все социальные системы, предназначенные для здоровых детей и становиться полноценным членом общества.
Еще Выготский говорил о социальных последствиях нарушенного развития: ограничение жизнедеятельности (это снижение способности адекватно вести себя и снижение способности общаться с окружающими) и социальная недостаточность (нарушение способности выполнять социальные роли).
Социальная интеграция предполагает:
1. воздействие общества и социальной среды на личность ребенка (ребенка нужно подготовить, сформировать у него навыки самостоятельной жизни и профессиональные навыки).
2.ребенок должен быть активным в данном процессе.
3. совершенствование тношения общества к ребенку: общество должно быть толерантным к инвалидам и способствовать созданию для них адекватной среды, снижать свои требования по отношению к таким членам общества.
Ребенок с нарушенным развитием, наряду с общими со здоровыми деться потребностями, имеет еще и специальные потребности, и общество должно предоставить условия для их реализации.
Важнейшим в социальной интеграции является принцип социализации, который подразумевает, что ребенок включается во все социальные процессы, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества, осваивая социальные нормы и культурные ценности.
Социализация включает в себя: раннюю социализацию (от рождения до школы); обучение (школьное и профессиональное); социальную зрелость (трудовую активность); завершение жизненного цикла (после прекращения трудовой деятельности).
Процесс социализации происходит в сферах:
1. деятельности – у человека происходит реализация задатком и способностей;
2.в общении – развиваются коммуникативные способности и способности взаимодействия с окружающими.
3. в самосознании, сознании и понимании самого себя – развитие правильной самооценки, что подразумевает адекватное мнение у суждение человека о самом себе, о своем месте и роли среди других людей.
На ранних этапах социальная интеграция должна включаться в себя:
1. непосредственные контакты между детьми разных систем обучения;
2. основываться на неформальной ситуации общения
3. Включать разнообразную совместную деятельности здоровых детей и детей с нарушениями развития.
На социальную интеграцию в культуру сверстников влияет возраст, пол и тип нарушения. Чем старше дети с ограниченным возможностями, тем сложнее интеграция. Девочки более позитивно относятся к интеграции, чем мальчики. При интеграции в дошкольную среду более негативное значение играют двигательные нарушения по сравнению с интеллектуальными, а в школьную группу сверстников, наоборот, дети с двигательными нарушениями интегрируются легче, чем с интеллектуальными.

В России существует несколько вариантов обучения детей-инвалидов:
Спецшколы и интернаты - образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданные в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей. Значительное число детей с ограниченными возможностями здоровья обучается в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения, в котором созданы необходимые условия не только для их обучения и воспитания, но и лечения, коррекции имеющегося дефекта, реабилитации и социальной адаптации. В России создана достаточно широкая дифференцированная сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственной отсталостью.
Минусами являются значительная удаленность специальные (коррекционные) учреждения от места жительства семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Помещение школьника или дошкольника в одно из этих учреждений лишает семью (родителей и ребенка) полноценного общения, разрывает в большей степени семейные узы, замыкает своего воспитанника в узкий круг школьного коллектива, создает мир, в котором все приспособлено к дефекту и не вводит его в настоящую жизнь. Спецшкола не выводит ребенка из изолированного мира, развивает навыки, которые ведут к еще большей изоляции. Задачей воспитания является интеграция в жизнь и создание условий компенсации.
Домашнее обучение - вариант обучения детей-инвалидов, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания. Обучение на дому, безусловно, не способствует получению ребенком качественного образования, а главное ведет к трудностям его социальной адаптации и интеграции в общество.
Дистанционное обучение - комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т.д.). Данный вид образования также ведет в дальнейшем к трудностям социальной адаптации и интеграции ребенка в общество.
Чрезмерная опека формирует потребительское отношение к обществу, помощь окружающих – само собой разумеющееся. Такая установка укрепляется во взрослую жизненную позицию: сковывает волю к труду, самостоятельности, порождает пассивность. Выготский указывал на необходимость создания системы обучения, в которой удалось бы органически увязать спец. обучение с обучением детей с нормальным развитием.

Инклюзивное обучение ребенка-инвалида в общеобразовательном учреждении вместе со здоровыми детьми. Это обучение в коррекционных классах общеобразовательных школ или включение ребенка в массовый класс. Это форма дифференциации образования. Положительным фактором в данном случае является наличие у детей с ОВЗ возможности участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а также то, что дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье.
К основным условиям успеха относят следующие: 1. готовность общества понимать личные проблемы инвалида 2. уровень форсированности значимых навыков выпускников, позволивший им вести самостоятельную жизнь 3. адекватное осознание перспектив жизни и самостоятельного решения ее проблем 4. стабильная гарантия матери – трудоустройство, соц защита.
Интеграция: 1. построение образовательного процесса ребенка должно быть таким, чтобы он был оптимально подготовлен к вхождению в общество. 2. активная работа с микросоциумом и с обществом в целом (технология приспосабливается к возможностям реб).
Попытки интеграции появились в начале 20 века, на сегодняшний день за рубежом описывают три часто применяемые программы:
1. «спецкабинет»: в обычной школе создается спец-пед кабинет в котором работает дефектолог, он снабжен спец пособиями для обуч детей. Ребенок учится в обычном классе.
2. «путешествующий учитель» - дефектолог «путешествует» в пределах района из одной шк в др, где учатся дети с наруш развития
3. «учитель консультант» - предназначена для детей не нуждающихся в постоянной помощи.
Условия успешной школьной интеграции:
1. интегрированное обучение должно осуществляться лишь на желании родителей
2. при обуч представлять спец пед помощь
3. забота должна осуществляться не в ущерб заботе об остальных учащихся
4. использовать все средства школы, принимать участие в мероприятиях школы
Аккерман – Берингер анализируя опыт интеграционного обучения приводит его преимущества и недостатки.
Массовая школа:
Преимущества: приспособление к коллективу, общение со здоровыми детьми, что стимулирует лучшую работу, здоровый ребенок влияет на больного помогая ему, он не теряет контакт с микросоциумом.
Недостатки: постоянное побуждение к действию и конкуренция приводит к снижению самооценки и замкнутости. Недостаточные условия для сосредоточения из-за большого числа учеников, отсутствие спецтехники и рекомендации учителя. Возможны насмешки, выполнение трудных заданий не стимулирует его к дальнейшей работе.
Спецшкола:
Преимущества: адекватная оценка д-ти, соответствующие требования повышают уверенность в себе, т.к нет сравнения с лучшими, классы маленькие, что позволяет больше уделять времени индивидуальной работе, создание постоянной ситуации успеха в рамках спецучеб проц, учет индивидуальных особенностей темпа работы тесная связь между лечением и пед воздействием.
Недостатки: изоляция, соц дискримменация, отсутствие положительных примеров, транспортные проблемы.

Интеграционные процессы в России (90-е годы).Сегодня спецобразование в нашей стране не соответствует международным нормам хоты в школах находится много детей с проблемами в развитии. Это вынужденная интеграция – псевдоинтеграция, и ее причины: отсутствие спец учреждений их удаленность от места жительства, нежелание родителей.
В настоящее время в России развиваются две формы интеграции:
Интернальная – внутри системы спецобразования (слобо слышащие и ТНР обуч вместе)
Экстернальная – взаимодействие спец и массового образования
Модели интегрированного обучения:
1. совместное обучение в обычном классе подготовка детей с сенсорными нарушениями к обучению в массовой школе.
2. спец классы в обычной школе – они создаются для детей с нарушением интеллекта (там где нет спецшколы).
3. классы пед поддержки – для способных к освоению массовых образоват программ (дети со слабым здоровьем) – классы компенсирующего обучения.
Не все родители детей с особенностями развития хотят отдавать своих детей в обычную школу, опасаясь насмешек, конфликтов с одноклассниками и учителями, непонимания особенностей своих детей, неадекватной реакции на особенности детей, неприспособленности помещений и учебного процесса к особым потребностям их детей и т.д. Наиболее проблематичными при совместном обучении они считают отношения с одноклассниками. Такое мнение высказали не только родители, но и дети. Настораживающим фактом является не желание детей инвалидов учиться вместе со здоровыми детьми, что говорит о сомнениях в переходе к совместному обучению и страхе. Родители «обычных» детей опасаются, что ребенок с особенностями развития (особенно с тяжелыми нарушениями) будет мешать, отвлекать учителя и детей, что снизит уровень знаний всего класса. Безусловно, у родителей здоровых детей вызывает опасения, что при смешанном обучении здоровых детей с детьми с ОВЗ меньше внимания будет уделяться здоровым детям, снизится уровень обучения здоровых детей, ухудшится дисциплина.
Учителя признают то, что они не готовы обучать ребенка даже с незначительными нарушениями развития и поведения. Они признаются, что не знают, как организовать его обучение и, вообще, «что с ним делать».
Важным условием организации образовательного процесса для детей с ОВЗ является учитель. Однако на сегодняшний день единицы учителей имеют специальную подготовку для работы с детьми с ОВЗ. В школах отсутствуют или в недостаточном количестве такие специалисты, как логопед, дефектолог, а также медицинские работники, психологи, социальные педагоги.
Интегрированное (инклюзивное) обучение возможно лишь при условии специальной подготовки и переподготовки кадров как педагогов массовых, так и специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Как учителя и воспитатели массовых учреждений должны быть готовы к новой для них деятельности – обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями, так и учителя-дефектологи должны быть специально подготовлены к оказанию коррекционной помощи в новых условиях – в условиях массовой школы.

Подлинная интеграция (с полноценным вложением средств в техническое переоснащение массовых школ) в конечном итоге должна оказаться дороже дифференцированного специального образования.

- Обучение (переобучение) педагогических кадров на дефектологов
- Специальные технические средства и средства реабилитации (слуховые аппараты индивидуального и коллективного пользования и других технических средствах для детей с нарушением слуха, учебники с крупным шрифтом для детей с нарушением зрения и т.д.)
- Оборудование доступа к школе и оборудование самой школы для детей с ограниченными возможностями здоровья, в особенности с нарушением опорно-двигательного аппарата.

_________________
Обратная связь osa-007@bk.ru
Скайп: psylab-litvinova

Клиент, помни! Правильно заданный вопрос и есть ответ!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 4 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Rambler's Top100

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Скайп: psylab-litvinova Срочная помощь психолога
домены:
Psychology OnLine.Net - материалы по психологии