ЗАПИСЬ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ ПО ТЕЛ 8-916-132-11-43 Оксана Николаевна У ВАС ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ, ОБРАЩАЙТЕСЬ! ОКАЗАНИЕ СРОЧНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ОН-ЛАЙН, СТУЧИТЕСЬ В СКАЙП: PSYLAB-LITVINOVA/ Понравился сайт, нажмите кнопочку!

Психологическая лаборатория Литвиновой

Помощь психолога в Москве тел. 8(916)132-11-43, КОНСУЛЬТАЦИИ ПО СКАЙПУ: psylab-litvinova
Текущее время: 18-04-2024, 16:06

Часовой пояс: UTC + 4 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 03-04-2012, 16:08 
Не в сети
Клинический психолог, психолог-консультант, site admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02-04-2012, 01:38
Сообщения: 6504
Откуда: Москва
Методики нейропсихологического исследования А.Р.Лурия.
А.Р.Лурия разработал нейропсихологические методы изучения ВПФ, ставшие основным инструментом клинической диагностики локальных поражений мозга. Эти методы направлены на изучение:
• познавательных процессов (речь, восприятие, память, мышление)
• произвольных движений и действий (элементарных и сложных)
• личностных характеристик, проявляющихся в поведении.
Методы Лурия позволяют охарактеризовать состояние изучаемых функций и  более тонко, чем технические средства диагностики, отражают патологическое состояние различных мозговых структур ответственных за эти функции. Они основаны на Лурийско-Выготской теории системной динамической локализации ВПФ.
Их применение в клинике. Сначала они использовались только для изучения травматических и опухолевых поражений мозга, позже – для изучения его сосудистых поражений. Тут-то и выяснилось, что эти методы выявляют не только грубые изменения мозговой ткани, но и сравнительно тонкие изменения, связанные с нарушением кровотока. Эти методы распространены в клинике инсультов, стереотаксической клинике (контроль за эффективностью операций и выбора хирургической тактики), клинике локальных поражений мозга у детей (известно, что нейропсихологическая симптоматика в детском и взрослом возрасте различна)
Наиболее разработанным и распространенным методам оценки синдромов в нейропсихологии относится система приемов, сведенная Лурия в логически целостный блок и направленная на характеристику клинического «поля факторов», то есть выявления и описания принципиальных сторон психических потерь при локальных поражениях мозга без явной точной количественной их оценки. Эта схема включает:
1) формальное описание больного, историю его болезни и результаты различных лабораторных и аппаратурных обследований (ЭЭГ, биохимия и т. п.);
2) общее описание психического статуса больного - состояние сознания, способность ориентироваться в месте и времени, уровень критики и эмоционального фона;
3) исследования произвольного и непроизвольного внимания;
4) исследования эмоциональных реакций на основании жалоб больного, по оценке им лиц на фотографиях, сюжетных картин;
5) исследования зрительного гнозиса - по реальным объектам, контурным изображениям, при предъявлении различных цветов, лиц, букв и цифр;
6) исследования соматосенсорного гнозиса с помощью проб узнавания объектов на ощупь, на прикосновение;
7) исследования слухового гнозиса при узнавании мелодий, при локализации источника звука, повторении ритмов.
Пробы на слухо-моторные координации - воспроизведение по образцу ритмов и по инструкции.
Ставится задача оценить ритм по кол-ву ударов, по выделению сильных и слабых ударов, был ли услышан ритм, похож ли на предыдущий.
Ритмы – простые и сложные. Структура нарушения разные. При поражении левого полушария оказывается нарушенной внутренняя структура ритма. То есть больной как бы внешне структуру ритма воспринимает, а внутреннее членение ритма он не слышит (сложность в восприятии акцентированных ритмов). При поражении правого полушария разрушается восприятие внешней структуры ритма;
8) исследования движений и действий при выполнении последних по инструкции, при установке поз
Кинестетическая организация движений (постцентральных и нижнетеменных отделов дом. Полушария) проба на праксис позы – одноручная проба (придаем пальцам определенное положение при закрытых глазах), расправляем пальцы, затем просим повторить самому на этой же руке или на другой руке (двуручная проба).
, а также оценивание координации, результатов копирования, рисования, предметных действий, адекватность символических движений;
9) исследования речи - через беседу, повторение звуков и слов, называние предметов, понимание речи и редко встречаемых слов, логико-грамматических конструкций;
Методики анализа речевых ф-ций.
Нач-ся с повторения услышанных звуков (звуки даются изолированно др.от др.), звук должен быть отличен от предыдущего (в,п,н,х,м)
Усложняем, каждый след. Похож по аккустическому признаку на предыдущий (с,з; ш,с; в,ф; п,б)
Еще усиливаем сложность, когда звуки, близкие по звучанию произносим в паре (з-с, ш-з, п-б)
Далее увеличиваем до 3-х (ш-з-с, в-ф-в)
Уровень слогов (пру, спу) – самое сложное, видно нарушение, когда слок пытаются дополнить до несуществующего слова (скря-скряпать)-
Повтор слова – самое простое. Начинаем с повтора простых слов (дом-том, пар-пир), далее двусложные и многосложные слова (маска-миска)
Заканчиваем иссл. Повторением предложения (сост. Из 2-х или 3-х слов).
Типичные ош. – замена звуков на дургие, литеральная порфозия (слово заменяется на созвучное или на псевдослово).
Чел-к старается считывать произносимый звук, внимательно смотрит на артикуляцию.

10) исследования письма - букв, слов и фраз;
11) исследования чтения - букв, бессмысленных и осмысленных фраз и неверно написанных слов;
12) исследования памяти - на слова, картинки, рассказы;
13) исследования системы счета;
14) исследования интеллектуальных процессов - понимания рассказов, решения задач, правильности окончания фраз, понимания аналогий и противоположностей, переносного и обобщающего смысла, умения классифицировать.
Предлагаемые методы адресуются преимущественно к произвольному, осознанному, то есть опосредованному речью уровню осуществления психических функций, и в меньшей степени к непроизвольным автоматизированным или неосознанным психическим функциям. Для расширения спектра использования измерительных процедур могут дополнительно создаваться специальные сенсибилизированные условия - ускоряться темп подачи стимулов и инструкций, увеличиваться объем стимульного материала, возможно его предложение в зашумленной форме. За последние годы система методов нейропсихологического исследования обогатилась новыми разработками, предполагающими как усовершенствование уже известных приемов, так и введение в практику новых измерительных процедур. Были разработаны количественные критерии выполнения проб, учитывающие принципы стандартизации исследований и сравнимость полученных результатов, введены диагностические коэффициенты и возрастные нормы, обоснованы методологические принципы, способствующие разработке новых инструментов исследования, в том числе и специальной экспериментальной аппаратуры (Вассерман, Дорофеева, Меерсон, Глозман).

_________________
Обратная связь osa-007@bk.ru
Скайп: psylab-litvinova

Клиент, помни! Правильно заданный вопрос и есть ответ!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 4 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Rambler's Top100

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Скайп: psylab-litvinova Срочная помощь психолога
домены:
Psychology OnLine.Net - материалы по психологии