Психологическая лаборатория Литвиновой http://psylab.flybb.ru/ |
|
Методики нейропсихологического исследования А.Р.Лурия http://psylab.flybb.ru/topic17.html |
Страница 1 из 1 |
Автор: | Литвинова Оксана [ 03-04-2012, 16:08 ] |
Заголовок сообщения: | Методики нейропсихологического исследования А.Р.Лурия |
Методики нейропсихологического исследования А.Р.Лурия. А.Р.Лурия разработал нейропсихологические методы изучения ВПФ, ставшие основным инструментом клинической диагностики локальных поражений мозга. Эти методы направлены на изучение: • познавательных процессов (речь, восприятие, память, мышление) • произвольных движений и действий (элементарных и сложных) • личностных характеристик, проявляющихся в поведении. Методы Лурия позволяют охарактеризовать состояние изучаемых функций и более тонко, чем технические средства диагностики, отражают патологическое состояние различных мозговых структур ответственных за эти функции. Они основаны на Лурийско-Выготской теории системной динамической локализации ВПФ. Их применение в клинике. Сначала они использовались только для изучения травматических и опухолевых поражений мозга, позже – для изучения его сосудистых поражений. Тут-то и выяснилось, что эти методы выявляют не только грубые изменения мозговой ткани, но и сравнительно тонкие изменения, связанные с нарушением кровотока. Эти методы распространены в клинике инсультов, стереотаксической клинике (контроль за эффективностью операций и выбора хирургической тактики), клинике локальных поражений мозга у детей (известно, что нейропсихологическая симптоматика в детском и взрослом возрасте различна) Наиболее разработанным и распространенным методам оценки синдромов в нейропсихологии относится система приемов, сведенная Лурия в логически целостный блок и направленная на характеристику клинического «поля факторов», то есть выявления и описания принципиальных сторон психических потерь при локальных поражениях мозга без явной точной количественной их оценки. Эта схема включает: 1) формальное описание больного, историю его болезни и результаты различных лабораторных и аппаратурных обследований (ЭЭГ, биохимия и т. п.); 2) общее описание психического статуса больного - состояние сознания, способность ориентироваться в месте и времени, уровень критики и эмоционального фона; 3) исследования произвольного и непроизвольного внимания; 4) исследования эмоциональных реакций на основании жалоб больного, по оценке им лиц на фотографиях, сюжетных картин; 5) исследования зрительного гнозиса - по реальным объектам, контурным изображениям, при предъявлении различных цветов, лиц, букв и цифр; 6) исследования соматосенсорного гнозиса с помощью проб узнавания объектов на ощупь, на прикосновение; 7) исследования слухового гнозиса при узнавании мелодий, при локализации источника звука, повторении ритмов. Пробы на слухо-моторные координации - воспроизведение по образцу ритмов и по инструкции. Ставится задача оценить ритм по кол-ву ударов, по выделению сильных и слабых ударов, был ли услышан ритм, похож ли на предыдущий. Ритмы – простые и сложные. Структура нарушения разные. При поражении левого полушария оказывается нарушенной внутренняя структура ритма. То есть больной как бы внешне структуру ритма воспринимает, а внутреннее членение ритма он не слышит (сложность в восприятии акцентированных ритмов). При поражении правого полушария разрушается восприятие внешней структуры ритма; исследования движений и действий при выполнении последних по инструкции, при установке поз Кинестетическая организация движений (постцентральных и нижнетеменных отделов дом. Полушария) проба на праксис позы – одноручная проба (придаем пальцам определенное положение при закрытых глазах), расправляем пальцы, затем просим повторить самому на этой же руке или на другой руке (двуручная проба). , а также оценивание координации, результатов копирования, рисования, предметных действий, адекватность символических движений; 9) исследования речи - через беседу, повторение звуков и слов, называние предметов, понимание речи и редко встречаемых слов, логико-грамматических конструкций; Методики анализа речевых ф-ций. Нач-ся с повторения услышанных звуков (звуки даются изолированно др.от др.), звук должен быть отличен от предыдущего (в,п,н,х,м) Усложняем, каждый след. Похож по аккустическому признаку на предыдущий (с,з; ш,с; в,ф; п,б) Еще усиливаем сложность, когда звуки, близкие по звучанию произносим в паре (з-с, ш-з, п-б) Далее увеличиваем до 3-х (ш-з-с, в-ф-в) Уровень слогов (пру, спу) – самое сложное, видно нарушение, когда слок пытаются дополнить до несуществующего слова (скря-скряпать)- Повтор слова – самое простое. Начинаем с повтора простых слов (дом-том, пар-пир), далее двусложные и многосложные слова (маска-миска) Заканчиваем иссл. Повторением предложения (сост. Из 2-х или 3-х слов). Типичные ош. – замена звуков на дургие, литеральная порфозия (слово заменяется на созвучное или на псевдослово). Чел-к старается считывать произносимый звук, внимательно смотрит на артикуляцию. 10) исследования письма - букв, слов и фраз; 11) исследования чтения - букв, бессмысленных и осмысленных фраз и неверно написанных слов; 12) исследования памяти - на слова, картинки, рассказы; 13) исследования системы счета; 14) исследования интеллектуальных процессов - понимания рассказов, решения задач, правильности окончания фраз, понимания аналогий и противоположностей, переносного и обобщающего смысла, умения классифицировать. Предлагаемые методы адресуются преимущественно к произвольному, осознанному, то есть опосредованному речью уровню осуществления психических функций, и в меньшей степени к непроизвольным автоматизированным или неосознанным психическим функциям. Для расширения спектра использования измерительных процедур могут дополнительно создаваться специальные сенсибилизированные условия - ускоряться темп подачи стимулов и инструкций, увеличиваться объем стимульного материала, возможно его предложение в зашумленной форме. За последние годы система методов нейропсихологического исследования обогатилась новыми разработками, предполагающими как усовершенствование уже известных приемов, так и введение в практику новых измерительных процедур. Были разработаны количественные критерии выполнения проб, учитывающие принципы стандартизации исследований и сравнимость полученных результатов, введены диагностические коэффициенты и возрастные нормы, обоснованы методологические принципы, способствующие разработке новых инструментов исследования, в том числе и специальной экспериментальной аппаратуры (Вассерман, Дорофеева, Меерсон, Глозман). |
Страница 1 из 1 | Часовой пояс: UTC + 4 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group http://www.phpbb.com/ |