Самооценка.
Много вы знаете тех, кто говорил вам: "У меня завышенная самооценка, я страдаю от этого"? Ко мне тоже еще никто не обращался с запросом: как понизить самооценку? А вот с запросом: "У меня низкая самооценка, это мне мешает "по жизни", хочу ее повысить", обращаются часто. Хочу отметить: самооценки много не бывает, ее бывает либо достаточно, либо мало. Те, кто уверяют, что самооценки у них чрезмерно, прикрывают этим свою неуверенность. Что же такое самооценка и с "чем ее едят"? САМО-оценка, т.е. по сути, это то, как Вы сами себя оцениваете. А раз так, то мнение окружающих никоем образом влиять не должно! Согласны? Как же на самом деле обстоят дела с этим абстрактным "мнением окружающих"? Вот тут-то и выясняется, что мнение окружающих огого как важно! Зачастую обратившиеся подчеркивают: "Начальник меня заметил, похвалил, продвинул, повысил мою самооценку, теперь в профессиональном плане я считаю себя "хорошим" специалистом, но вот в личной жизни у меня не клеиться. Меня никто не любит, да и я сама себя не люблю, потому что любить-то меня и не за что!" Можно сказать, что у этого человека заниженная самооценка? С одной стороны можно, но если рассудить логически, то здесь опять же ведущую роль в формировании мнения о себе играет мнение окружающих.
Еще чаще клиенты обращаются с вопросом: "Как повысить свою самооценку"? То есть, чаще всего эта "предполагаемая оценка внешнего эксперта" по разным причинам бывает заниженной изначально. Причины эти, к сожалению, у каждого свои, но, как утверждает Бранден (Психология самоуважения, 1969), большинство семей, в которых мы вырастаем, - по сути, дисфункциональны. Огромное влияние на формирование самооценки имеют родители. Если они: наказывают ребенка за проявление "плохих" чувств (гнева, страха, агрессии, раздражения, т.е. всего, что по их субъективному мнению "плохое"); насмехаются над проблемами ребенка, считая их несерьезными и не заслуживающими внимания; считают желания, мысли и чувства детей малоценными; контролируют ребенка при помощи чувства вины и стыда; угрожают физической расправой; манипулируют ребенком, внушая ему, что его поведение расстраивает родителей, тем самым наносит непоправимый вред их жизни и здоровью; чрезмерно опекают его, не давая проявляться самостоятельности, затрудняя развитие уверенности в себе; превращают ребенка в объект сексуальных домогательств; постоянно указывают на то, что ребенок "плох", дурак, недостойный, грешник, навешивают прочие ярлыки; то все это препятствует нормальному развитию самооценки, и как следствие, из ребенка вырастает будущий клиент психолога, а порой - пациент психотерапевта и психиатра.
Самооценка, как любая оценка всегда субъективна. Из этого следует необходимость объективно оценить свои возможности в той или иной области. Работа над "повышением самооценки" строится на расширении знаний о специфике своей личности, о своих возможностях, внутренних резервах. Кроме того, очень важно разделить оценку "внутреннего Родителя" и оценку "внешнего Родителя", ответить себе на ряд вопросов, в том числе: - Кому выгодно, чтобы Вы чувствовали себя вечным неудачником? - Чьими глазами Вы смотрите на себя, когда выставляете себе "двойку", своими, или глазами родителей? - Каким жизненным установкам родителей Вы следуете, принимая их за свои собственные, и которые, возможно, мешают" Вам жить, выступая внутренним цензором?
Т.е. проблему "самооценки" можно назвать проблемой "глубокого залегания", решить которую на рациональном уровне бывает очень сложно, а порой практически невозможно.
Подводя итоги, хочу обозначить: Самооценка - это: Уверенность в своей способности думать и справляться с жизненными задачами. Уверенность в своем праве быть счастливым, чувство достоинства, права на утверждение своих потребностей и желаний и на наслаждение плодами своих усилий.
Адекватная самооценка – это такая, при которой временные кризисы не приводят к обрушению всей самооценки (а точнее, самовосприятия).
Желаю Вам обрести адекватную самооценку!
Я, как психолог, не выступаю в качестве того, кто даст Вам более высокую внешнюю оценку, взамен прежней, я помогаю Вам обрести возможность составить о себе объективное личностное представление взамен внешне-оценочного, опираться на приобреьенные знания о себе на разных этапах жизни.
С уважением, клинический психолог Литвинова Оксана (8-916-132-11-43, скайп: psylab-litvinova)
_________________ Обратная связь osa-007@bk.ruСкайп: psylab-litvinovaКлиент, помни! Правильно заданный вопрос и есть ответ!
|