ЗАПИСЬ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ ПО ТЕЛ 8-916-132-11-43 Оксана Николаевна У ВАС ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ, ОБРАЩАЙТЕСЬ! ОКАЗАНИЕ СРОЧНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ОН-ЛАЙН, СТУЧИТЕСЬ В СКАЙП: PSYLAB-LITVINOVA/ Понравился сайт, нажмите кнопочку!

Психологическая лаборатория Литвиновой

Помощь психолога в Москве тел. 8(916)132-11-43, КОНСУЛЬТАЦИИ ПО СКАЙПУ: psylab-litvinova
Текущее время: 29-04-2024, 06:57

Часовой пояс: UTC + 4 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 23-04-2012, 02:12 
Не в сети
Клинический психолог, психолог-консультант, site admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02-04-2012, 01:38
Сообщения: 6504
Откуда: Москва
Психологические защиты. Идеализации и обесценивание.

В прошлый раз мы говорили, что у младенца окружающий мир и собственное Я составляют единое целое. Затем, в процессе развития, у малыша появляется переживание собственного Я: «Я есть особый вид личности». Ребенок делает великое открытие своей отдельности от других людей.
Позиция всемогущества и полного владения миром, существующего лишь ради данного человека, уступает место новому взгляду. Мир существует на своих собственных условиях. Более того, он населен и разделяем с другими людьми, каждый из которых обладает собственным внутренним миром. Впервые становится возможным ознакомиться с миром, который одновременно является частным и разделяемым. Открытие собственной индивидуальности означает открытие своей отделенности от других людей. Затем образ индивидуального собственного Я и образ другого человека (объекта) интегрируются. Это позволяет ребенку воспринимать себя и объект, независимыми. Ребенок получает научается воссоздавать в уме не только сам объект, но и взаимодействия с ним.
Знание того, что другой (объект) находится где-то внутри его личного внутреннего мира, возбуждает интенсивное стремление к другому. Это дает начало активному фантазированию об объекте и желанию присутствовать в мире объекта. Ребенок нуждается в знании и чувстве того, что он занимает важное место в мыслях матери. Ему необходимо знать, что он живет и присутствует в ее внутреннем мире как любимый и принимаемый, что для него будет сделано все возможное. В этот период ощущение и переживание собственной идентичности еще очень хрупкое. Знание, что о тебе думают другие имеет огромное значение для сохранения и поддержания Собственного Я. Таким образом, примитивные фантазии о собственном всемогуществе сменяются фантазиями о всемогуществе заботящегося лица.

«Папа может, папа может все что угодно,
Плавать брассом, спорить басом, дрова рубить».

Помните эту песенку?

Малыш стремится верить, что мама или папа защитят его от всех опасностей, таящихся в мире. Мы взрослеем и забываем с годами, насколько пугающим было первое столкновение с проявлениями враждебности и жестокости мира, какой ужас вызывало у нас осознание того, что в мире существуют неудачи, болезни, смерть.
Одним из способов, которым ребенок может защититься от этих страхов, является вера в то, что есть на свете волшебная, добрая, всемогущая сила, которая спасет его, обеспечит ему защиту. Эта защита живет в нас, нам так хочется верить, что люди, правящие миром, более мудры, благодетельны и могущественны, чем обычные смертные, подверженные слабостям и ошибкам.
И, в той или иной степени, мы переживаем крушение этой надежды, когда ход событий показывают нам, что это лишь желание, а не реальность.
Как прекрасно, когда маленькие дети убеждены, что их мама и папа волшебники. Тогда они способные одним прикосновением излечить боль. трудно найти что-либо более трогательное, чем безоглядное любящее доверие наших детей. Но в этой идеализации таится ловушка, в которую попадались большинство родителей. Ее отлично знают родители, которые объясняли своим маленьким, что не в состоянии прекратить дождь или ослабить мороз для того, чтобы можно было пойти гулять.
В той или иной степени все мы склонны к идеализации. Мы награждаем особыми способностями и достоинствами людей, к которым мы эмоционально привязаны. Нормальная идеализация является существенным компонентом зрелой любви.
Однако, золотая пора детства заканчивается, в процессе роста и развития подросток обретает способность деидеализировать и обесценивать тех, кого он идеализировал в детстве. Это часть нормального процесса сепарации-индивидуации, позволяющего обрести самостоятельность и оторваться от родителей.
Некоторые люди сохраняют с младенчества способность идеализировать. Их личность организована вокруг поддержки самоуважения, путем подтверждения со стороны. Бессознательно они переживают внутри себя панический ужас и стремятся противопоставить ему безопасность, которую дарует кто-то всемогущий, добрый, вездесведующий. Они также страдают от стыда по поводу своего собственного несовершенства на фоне этого идеализированного объекта. Получается, что при идеализации собственного Я такие люди обесценивают значение и роль других людей и наобарот, чувствуют стыд и обесценивание себя, при идеализации других. В жизни этих людей происходит постоянный процесс «ранжирования». Создается впечатление, что они стремятся проверить и распределить все аспекты человеческого бытия, насколько они «Круты», «Престижны», «Совершенны» для них. Они мотивированы поиском совершенства - как через слияние с идеализированными объектами, так и через совершенствование собственного "Я". В таких случаях аналитики говорят, что человек обладает нарциссической личностью.
Другие знакомые нам свойства характера нарциссических личностей можно вывести из использования идеализации. Их потребность постоянно убеждаться в своей привлекательности, силе, уме, значимости для других обусловлена зависимостью от этой защиты.
У примитивной идеализации есть оборотная сторона - примитивное обесценивание. Как бы нам ни хотелось, но в жизни нет ничего сверхсовершенного и совершенно безупречного. Поэтому архаические пути идеализации неизбежно приводят к разочарованию. Чем больше иллюзий, тем больнее их крах, чем сильнее идеализация, тем сильнее следующее за ней обесценивание. Хорошо известно, что рабочий альянс с нарциссическими пациентами имеет свойство внезапно рушиться, когда пациент разочаровывается в терапевте, когда он обнаруживает, что терапевт не всемогущ, не может ходить по воде и не в состоянии щелком пальцев излечить все их проблемы. Конечно, очень приятно чувствовать, что есть человек, считающий вас гением способным на чудеса. Но постамент очень шаткий и вас ставят на него лишь затем, чтобы потом с него сбросить. Так одна моя пациентка, после первых успешных сеансов, требовала, чтобы после каждой встречи она уходила окрыленная, с чувством, что она изменилась к лучшему. Иначе, если этого не происходила, она считала нашу работу плохой, а время потраченным зря.

В повседневной, на вас может обрушиться гнев и раздражение обесценивания за то, что вы, подарив идеализированную надежду, разочаровали, оказавшись обычным человеком. Некоторые люди всю жизнь занимаются тем, что в повторных циклах идеализации и обесценивания сменяют одни интимные отношения другими. Каждый раз они воспринимают нового партнера как идеал, после того как в очередной раз предыдущий партнер оказался обычным человеческим существом. Вот и оказывается, что все мужчины «Сво…», а все женщины «Бля…».
Работая с такими пациентами психотерапевты и аналитики, в первую очередь, ставят перед собой задачу модифицировать эту примитивную защиту.

_________________
Обратная связь osa-007@bk.ru
Скайп: psylab-litvinova

Клиент, помни! Правильно заданный вопрос и есть ответ!


Пожаловаться на это сообщение
Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 4 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы можете начинать темы
Вы можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Rambler's Top100

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Скайп: psylab-litvinova Срочная помощь психолога
домены:
Psychology OnLine.Net - материалы по психологии