ЗАПИСЬ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ ПО ТЕЛ 8-916-132-11-43 Оксана Николаевна У ВАС ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ, ОБРАЩАЙТЕСЬ! ОКАЗАНИЕ СРОЧНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ОН-ЛАЙН, СТУЧИТЕСЬ В СКАЙП: PSYLAB-LITVINOVA/ Понравился сайт, нажмите кнопочку!

Психологическая лаборатория Литвиновой

Помощь психолога в Москве тел. 8(916)132-11-43, КОНСУЛЬТАЦИИ ПО СКАЙПУ: psylab-litvinova
Текущее время: 25-04-2024, 09:35

Часовой пояс: UTC + 4 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Семейная психотерапия
СообщениеДобавлено: 25-04-2012, 01:50 
Не в сети
Клинический психолог, психолог-консультант, site admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02-04-2012, 01:38
Сообщения: 6504
Откуда: Москва
Семейная психотерапия.
Под семейной психотерапией традиционно принято понимать комплекс психотерапевтических приемов и методов, направленных на лечение пациента в семье и при помощи семьи, а также на оптимизацию семейных взаимоотношений.

Семья рассматривается как целостная система. Семья стремится к сохранению сложившихся связей между элементами и к их эволюции. В системе формируется и сохраняется благодаря эффекту обмена энергией и веществом в неравновесных условиях, колебания помогают достичь нового уровня сложности, дифференцированности. Семья обменивается информацией и энергией с внешней средой. Внутренние и внешние колебания сопровождаются реакцией, возвращающей систему в ее устойчивое состояние. Когда колебания усиливаются, то в семье может наступить кризис, трансформация которого выведет систему на новый уровень функционирования. Задача психотерапевта состоит в подключение к системе, улавливании ее колебаний, усиление их для подачи импульса к изменениям и вызова фрустрации с терапевтической целью. Семья на протяжении своего существования проходит через естественные кризисы развития: вступление в брак, отделение от родительской семьи, беременность матери, рождение ребенка, поступление ребенка в дошкольные и школьные учреждения, подростковый период, окончание школы и выбор своего пути, разрыв с родителями, уход на пенсию. Именно на этих этапах семья оказывается неспособной решать новые проблемы старыми способами, это вызывает необходимость усложнять приспособительные реакции.

Семья выполняет свои функции с помощью определенных механизмов – структуры семейных ролей, подсистем и границ между ними. Структура семейных ролей предписывает членам семьи, что, как, когда и в какой последовательности они должны делать, вступая в отношения друг с другом. Повторяющие взаимодействия приводят к установлению определенных стандартов – «стандарты взаимодействий», которые определяют с кем и как вступать во взаимодействие. В нормальных семьях структура семейных ролей целостная, динамичная и носит альтернативный характер. Если невозможно удовлетворить потребности в рамках сложившейся структуры члены семьи предпринимают поиск альтернативных вариантов семейных ролей. Патологизирующими семейнными ролями считаются такие, которые в силу своей структуры и содержания оказывают психотравмирующее воздействие на членов семьи.

Семейные подсистемы – это более дифференцированная совокупность семейных ролей, которая позволяет избирательно выполнять определенные семейные функции, обеспечивать жизнедеятельность семьи. Член семьи может быть участником нескольких подсистем – родительской, супружеской, детской, мужской, женской и др. Одновременное функционирование в нескольких подсистемах обычно малоэффективно. При семейных ссорах матери и ребенка, она выступает в 2-х подсистемах: супружеской и родительской, однако отец и ребенок могут объединиться для защиты от нее. Границы между системами – это правила, определяющие кто и каким образом выполняет семейные функции. В нормальных семьях они четко очерчены и проницаемы. При жестких границах коммуникация между подсистемами затруднена, не происходит обмена информацией, при размытых – стрессы, переживаемые в одних подсистемах, легко иррадиируют на др.

Основными принципами работы института семейных исследований являются:

1) выдвижение терапевтических гипотез;

2) циркулярность;

3) нейтральность;

4) позитивное истолкование симптомов или проблем пациента и его семьи.

До 1-й семейной сессии психотерапевты, входящие в терапевтическую группу, выслушав членов семьи, выдвигают ряд гипотез о парадоксальности взаимоотношений в семье, приводящей к формированию у одного из ее членов симптомов болезни. Циркулярность понимается как в этиопатогенетическом («принципы круговой причинности»), так и в практическом плане. Участников психотерапии опрашивают по кругу, выясняя чувства членов семьи при ссорах. Психотерапевт сохраняет принимающую нейтральную позицию по отношению ко всем членам семьи. Симптоматика пациента рассматривается как способ приспособления, задачей психотерапевта становится поиск других путей адаптации для пациента. Исходя из этого в семейной психотерапии можно выделить следующие этапы:

1. Объединение психотерапевта с семьей, присоединение его к предъявляемой ею структуре ролей: 1) установление конструктивной дистанции – свободное расположение членов семьи; 2) присоединение через синхронизацию дыхания к тому члену семьи, который заявляет проблему; 3) приемы «мимезиса», прямое и непрямое отражение позы, мимики и жестов участников психотерапии; 4) подключение по просодическим характеристикам речи к заявителю проблемы, идентифицированному пациенту (скорость, громкость, интонация речи); 5) использование психотерапевтом в своей речи предикатов, отражающих доминирующую репрезентативную систему заявителя проблемы и других членов семьи; 6) отслеживание глазодвигательных реакций участников психотерапии с целью верификации соответствия словесно предъявляемой проблемы глубинным переживаниям; 7) сохранение семейного статуса-кво, т.е. той структуры семейных ролей, которую демонстрируют психотерапевту. При этом возможно наличие явного лидера, являющегося инициатором обращения и заявителем проблемы; он может прикрываться молчанием и невербально давать знать кому-то из членов семьи, что он играл роль «транслятора», который говорит от имени семьи. В каждом из этих случаев психотерапевт, осуществляя присоединение, сохраняет предъявляемую структуру ролей вплоть до его завершения.

2. Формирование терапевтического запроса: 1) инициатор обращения предъявляет психотерапевту манипулятивный запрос о наличии проблемы и ее разрешении. Такие формулировки позволяют инициатору дистонцироваться от осознаваемого или неосознаваемого чувства вины, снять с себя ответственность за происходящее в семье и перенести ее на другого члена и психотерапевта; 2) приемы метамоделирования и психотерапевтические метафоры помогают перевести запрос с поверхностного, манипулятивного уровня на уровень осознания родителями себя как неэффективных в родительской роли; 3) исследование членами семьи себя как неэффективных родителей способствует осознанию своей неэффективности как супругов; 4) параллельно с формулированием запроса психотерапевт исследует ресурсные состояния членов семьи и их как системы: «Был ли в вашей жизни момент, когда вы вместе достигли успеха? Как вы это делали?» Э.Г. Эйдемиллером разработана технология формулирования терапевтического запроса: XR-UR-ZR, где Х – уровень манипулятивного запроса, U – уровень осознавания себя как неэффективных родителей, Z – уровень осознавания своей некомпетентности как супругов, R – ресурсные состояния членов семьи. На этапе формирования терапевтического запроса важным является исследование целей, которые поставлены каждым членом семьи и которых хотят достичь в процессе психотерапии. В этот момент необходимо перевести психотерапевтическую работу из плоскости изучения прошлого в плоскость «здесь и теперь». Экскурс в прошлое осуществляется для обнаружения ресурсных состояний членов семьи. Формулирование целей каждого члена семьи приводит к формированию цели семьи как единого, целостного организма.

3. Реконструкция семейных отношений: 1) работа психотерапевта соответствует установлению границ между подсистемами, усилению функционирования одних и связанному с этим ослаблению функционирования др. подсистем. Ранее супруги неосознанно смешивали родительский и супружеский контексты, что приводило к неудовлетворенности супружеством и появлению проблем или симптомов у ребенка. Разделение супружеского и родительского контекста в процессе психотерапии способствует повышению их эффективности и компетентности как супругов и родителей. Родители учатся распознавать границы своей подсистемы, качество ее функционирования и мотивы, по которым они несогласованно пересекали внутренние границы; 2) в терапии на всем протяжении присутствуют сбалансированность в исследовании негативного и позитивного опыта, двухуровневая обратная связь, психоскульптурирование, семейная психодрама.

4. Завершение психотерапии и отсоединение: 1) сигналом к завершению психотерапии является достижение сформулированных целей; 2) соблюдение оговоренного временного контакта. После этапа присоединения участники психотерапии обговаривают время, необходимое для достижения терапевтических изменений. Минимальное время для реконструкции семейных отношений – 6 часов (4 сессии), максимальное время терапии – 16 часов (8 сессий); 3) экологическая проверка – создание членами семьи образа своего будущего. На последнем занятии членам семьи предлагается представить себя в ряде ситуаций в будущем: их взаимодействие, что при этом получается и что не получается. Последующее обсуждение позволяет определить наиболее эффективные способы использования ресурсных состояний.

_________________
Обратная связь osa-007@bk.ru
Скайп: psylab-litvinova

Клиент, помни! Правильно заданный вопрос и есть ответ!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 4 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Rambler's Top100

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Скайп: psylab-litvinova Срочная помощь психолога
домены:
Psychology OnLine.Net - материалы по психологии