ЗАПИСЬ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ ПО ТЕЛ 8-916-132-11-43 Оксана Николаевна У ВАС ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ, ОБРАЩАЙТЕСЬ! ОКАЗАНИЕ СРОЧНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ОН-ЛАЙН, СТУЧИТЕСЬ В СКАЙП: PSYLAB-LITVINOVA/ Понравился сайт, нажмите кнопочку!

Психологическая лаборатория Литвиновой

Помощь психолога в Москве тел. 8(916)132-11-43, КОНСУЛЬТАЦИИ ПО СКАЙПУ: psylab-litvinova
Текущее время: 29-03-2024, 13:20

Часовой пояс: UTC + 4 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Групповая психотерапия.
СообщениеДобавлено: 25-04-2012, 01:52 
Не в сети
Клинический психолог, психолог-консультант, site admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02-04-2012, 01:38
Сообщения: 6504
Откуда: Москва
Групповая психотерапия.
Пси­хотерапевтический метод, специфика кото­рого заключается в целенаправленном ис­пользовании групповой динамики, т.е. всей совокупности взаимоотношений и взаимо­действий, возникающих между участника­ми группы, включая и группового психо­терапевта, в лечебных целях.

Принципиально групповая психотерапия не является са­мостоятельным направлением в психоте­рапии, а представляет собой лишь специ­фический метод, при использовании кото­рого основным инструментом психотера­певтического воздействия выступает груп­па пациентов, в отличие от индивидуаль­ной психотерапии, где таким инструмен­том является только психотерапевт. Наря­ду с другими психотерапевтическими ме­тодами групповая психотерапия (точно так же, как и индиви­дуальная форма) применяется в рамках различных теоретических ориентации, ко­торые и определяют ее своеобразие и спе­цифику: конкретные цели и задачи, содер­жательную сторону и интенсивность про­цесса, тактику психотерапевта, психотерапевтические мишени, выбор методических приемов и пр. Все эти переменные во мно­гом объясняются также нозологической принадлежностью контингента больных, принимающих участие в психотерапевти­ческой группе. В качестве самостоятельно­го направления в психотерапии групповая психотерапия выс­тупает лишь в том смысле, что рассматри­вает пациента в социально-психологичес­ком плане, в контексте его взаимоотноше­ний и взаимодействий с окружающими, раздвигая тем самым границы психотера­певтического процесса и фокусируясь не только на индивиде и его внутриличностной проблематике, но и на индивиде в со­вокупности его реальных взаимоотноше­ний и взаимодействий с окружающим ми­ром. Взаимоотношения и взаимодействия, в которые вступает пациент в группе, в зна­чительной степени отражают его истинные взаимоотношения, так как группа высту­пает как модель реальной жизни, где па­циент проявляет те же отношения, установ­ки, ценности, те же способы эмоционально­го реагирования и те же поведенческие ре­акции. Использование групповой динами­ки направлено на то, чтобы каждый участ­ник имел возможность проявить себя, а также на создание в группе эффективной системы обратной связи, позволяющей па­циенту адекватнее и глубже понять самого себя, увидеть собственные неадекватные от­ношения и установки, эмоциональные и поведенческие стереотипы, проявляющие­ся в межличностном взаимодействии, и из­менить их в атмосфере доброжелательнос­ти и взаимного принятия.

Групповая психотерапия отличают от групповой терапии, психотерапии в группе, коллективной пси­хотерапии. Последние предполагают по су­ти дела использование любого психотера­певтического метода в группе пациентов (гипноз, аутогенная тренировка, убежде­ние, переубеждение и пр.). В этом случае пси­хотерапевт воздействует психологическими средствами на большое количество пациен­тов одновременно, однако не использует систематически в лечебных целях ситуации, взаимоотношения и взаимодействия, возни­кающие между пациентами. История раз­вития групповой психотерапии есть движение от групповой те­рапии к групповой психотерапии, т. е. к пониманию и использо­ванию в психотерапевтических целях груп­повых эффектов. С начала существования медицины для оказания помощи больным целители применяли методы психологичес­кого воздействия, широко пользуясь в этих целях группой. Проявляющиеся в группах ожидания, ориентации, эмоции, чувства на­дежды, вера в компетентность целителя и эф­фективность применяемых процедур увели­чивали состояние аффективного напряже­ния, возрастающего по мере «эмоционально­го заражения» участников, и способствова­ли податливости пациентов к его воздейст­вию и влиянию. Воздействие заключалось, прежде всего, во внушении, которое обраще­но к эмоциональной сфере больного и, минуя его рациональное, критическое мышление, оказывало полезное влияние на его самочув­ствие и психофизиологическое состояние и, как следствие, на социальное функциониро­вание. Примером оказания группой положи­тельного влияния на психическое здоровье могут служить опыты австрийского психиат­ра Меслерй (Mesmer F. А.), которого иног­да называют «творцом теории и практики психотерапии, в том числе и групповой». В дальнейшем многие выдающиеся ученые и врачи использовали различные психотера­певтические методы в группе больных, обо­сновывая целесообразность и эффектив­ность такого подхода. Первым, кто обратил внимание на терапевтические возможности применения группового взаимодействия, был американский врач Пратт (Pratt J.), который в 1905 г. впервые организовал пси­хотерапевтические группы для больных ту­беркулезом. Первоначально Пратт рассмат­ривал группу как экономически более удобный способ информирования пациен­тов о здоровье и болезни, об образе жизни и отношениях, способствующих выздоровле­нию, и не вычленял ее собственно терапевти­ческих возможностей. В дальнейшем он пришел к убеждению, что в психотерапии главная роль принадлежит группе, воздей­ствие которой заключается в эффективном влиянии одного человека на другого, в воз­никающих в группе взаимном понимании и солидарности, способствующих преодоле­нию пессимизма и ощущения изоляции.

Практически все психотерапевтические направления XX в. так или иначе исполь­зовали групповые формы и висели опреде­ленный вклад в развитие групповой психотерапии. Особое мес­то в этом ряду принадлежит психоаналити­ческому и гуманистическому направлени­ям. Так, Адлер (Аdler А.) обратил внима­ние на значение социального окружения и проявлении нарушений у пациентов. Он считал, что группа представляет собой соот­ветствующий контекст для выявления эмо­циональных нарушении и их коррекции. Полагая, что источник конфликтов и труд­ностей пациента и неправильной системе их ценностей и жизненных целей, он утверждал, что группа не только может формировать взгляды и суждения, но и помогает их моди­фицировать. Работая с группой пациентов, Адлер стремился добиться понимания па­циентами генеза их нарушении, а также трансформировать их позиции. Развитию психоаналитически-ориентированной групповой психотерапии способствовали своими работами Славсон (Slavson S. R.), Щельдср (Sehilcler P.), Вольф (Wolf А.) и др. Существенный вклад в развитие групповой психотерапии внес основатель психодрамы Морено (Могепо), которому приписывают и введение самого термина групповой психотерапии. Среди представителей гуманистичес­кого направления особое место занимает Роджерс (Rogers С. R.). Выделяя в качестве основных переменных психотерапев­тического процесса эмпатию, безуслов­ное положительное принятие и аутентичность, Роджерс придавал большое значе­ние групповым формам, считая, что психоте­рапевт в них является моделью для участ­ников, способствуя тем самым устранению тревоги и развитию самораскрытия, что от­ношения, складывающиеся между участни­ками группы, могут создавать оптимальные условия для терапевтических изменений. Большое влияние на развитие групповой психотерапии оказали работы Левина (Lewin К.) и области груп­повой динамики, который полагал, что боль­шинство эффективных изменений происхо­дят и групповом, а не в индивидуальном контексте. Левин и его последователи рас­сматривали личностные расстройства как результат и проявление нарушенных отно­шений с другими людьми, социальным окружением. Они видели в группе инстру­мент коррекции нарушенных взаимодей­ствии, поскольку такая коррекция происхо­дит в процессе социального обучения. Этот процесс облегчается и ускоряется, в частно­сти, благодаря раннему выявлению и груп­повом контексте типичного для отдельных участников неадаптивного межличностного поведения. Главным содержанием работы групп становится анализ типовых образцов взаимодействия, сопоставление поведения в актуальной ситуации «здесь и теперь» с его характером и последствиями в прошлом. Благодаря тактичному участию психотера­певта, который поощряет н направляет дис­куссию, способствуя появлению атмосферы доброжелательности и сотрудничества, та­кая аналитическая работа облегчает пере­живание коррективного эмоционального опыта, неизбежного для протекания про­цесса обучения. Необходимо также указать таких видных теоретиков и практиков и области групповой психотерапии, как Хек (Hock К.), Ледер (Lecler S.), Кратохвил (Kratochvil S.), кото­рые, работая и Восточной Европе, оказали большое влияние на развитие Групповая психотерапия в Рос­сии.

Цели и задачи групповой психотерапии как метода, ориен­тированного на личностные изменения, в определенной степени различаются в зави­симости от теоретических представлений о личности и природе ее нарушении, одна­ко опора на групповую динамику суще­ственно сближает позиции. В самом общем виде цели групповой психотерапии определяются как раскры­тие, анализ, осознание и переработка про­блем пациента, его внутриличностных и межличностных конфликтов и коррекция неадекватных отношений, установок, эмо­циональных и поведенческих стереотипов на основе анализа и .использования межличностного взаимодействия. Учитывая три плоскости ожидаемых изменений (когнитивную, эмоциональную и поведен­ческую), более конкретные задачи группо­вой психотерапии можно сформулировать следующим образом: 1. Познавательная сфера (когнитив­ный аспект, интеллектуальное осознание). Групповая психотерапия должна способствовать тому, чтобы пациент осознал: 1) связь между психогенными факторами и возникновением, развитием и сохранением своего заболева­ния; 2) какие ситуации в группе и реаль­ной жизни вызывают напряжение, тревогу, страх и другие негативные эмоции, прово­цирующие появление, фиксацию и усиле­ние симптоматики; 3) связь между негативными эмоциями и появлением, фикса­цией и усилением симптоматики; 4) осо­бенности своего поведения и эмоциональ­ного реагирования; 5) как он выглядит со стороны, как воспринимается его поведе­ние другими, как оценивают окружающие те или иные особенности поведения и эмоционального реагирования, как отклика­ются на них, какие последствия это пове­дение имеет; 6) существующее рассогла­сование между собственным образом Я и восприятием себя другими; 7) собствен­ные мотивы, потребности, стремления, отно­шения, установки, особенности поведения и эмоционального реагирования, а также сте­пень их адекватности, реалистичности и конструктивности; 8) характерные защит­ные механизмы; 9) внутренние психоло­гические проблемы и конфликты; 10) осо­бенности межличностного взаимодействия, межличностные конфликты и их причины; 11) более глубокие причины переживаний, способы реагирования, начиная с детства, а также условия и особенности формирова­ния системы отношений; 12) собственную роль, меру своего участия в возникновении и сохранении конфликтных и психотрав-мирующих ситуаций, а также то, каким пу­тем можно было бы избежать их повторе­ния в будущем. В целом задачи интеллек­туального осознания сводятся к трем сле­дующим аспектам: осознание связей «лич­ность—ситуация—болезнь», осознание ин­терперсонального контекста собственной личности и осознание генетического (ис­торического) плана.

2. Эмоциональная сфера. Групповая психотерапия должна помочь пациенту: 1) получить эмоциональную поддержку со стороны группы и пси­хотерапевта, что приводит к ощущению соб­ственной ценности, ослаблению защитных механизмов, росту открытости, активности и спонтанности; 2) пережить в группе те чув­ства, которые он часто испытывает в реаль­ной жизни, воспроизвести те эмоциональ­ные ситуации, которые были у него в действительности и с которыми ранее он не мог справиться; 3) пережить неадекватность некоторых своих эмоциональных реак­ций; 4) научиться искренности в отноше­нии к себе и другим людям; 5) стать более свободным в выражении собственных нега­тивных и позитивных чувств; 6) научиться более точно понимать и вербализовать свои чувства; 7) раскрыть свои проблемы с со­ответствующими им переживаниями (зача­стую ранее скрытыми от самого себя или искаженными); 8) модифицировать спо­соб переживаний, эмоционального реагиро­вания, восприятия себя самого и своих от­ношений с другими; 9) произвести эмоци­ональную коррекцию своих отношений. В целом задачи в эмоциональной сфере охва­тывают следующие основные аспекты: по­лучение эмоциональной поддержки и фор­мирование более благоприятного отноше­ния к себе, непосредственное переживание и осознание нового опыта в группе и самого себя; точное распознавание я вербализация собственных эмоций; переживание заново и осознание прошлого эмоционального опы­та и получение нового эмоционального опы­та в группе.

3. Поведенческая сфера. Групповая психотерапия должна помочь пациенту: 1) увидеть собственные неадекватные поведенческие стереотипы; 2) приобрести навыки более искреннего, глубокого и свободного общения; 3) пре­одолеть неадекватные формы поведения, проявляющиеся в группе, в том числе связанные с избеганием субъективно сложных ситуаций; 4) развивать формы поведения, связанные с сотрудничеством, взаимопомо­щью, ответственностью и самостоятельнос­тью; 5) закрепить новые формы поведения, в частности те, которые будут способство­вать адекватной адаптации и функциони­рованию в реальной жизни; 6) вырабаты­вать и закреплять адекватные формы по­ведения и реагирования на основе дости­жений в познавательной и эмоциональной сферах. В общем виде задачи групповой психотерапии в пове­денческой сфере могут быть определены как формирование эффективной саморе­гуляции.

Таким образом, задачи групповой психотерапии фокусиру­ются на трех составляющих самосознания: самопонимании (когнитивный аспект), от­ношении к себе (эмоциональный аспект) и саморегуляции (поведенческий аспект), что позволяет определить общую цель групповой психотерапии как расширение сферы самосознания пациен­та. В принципе задачи любой психотера­певтической системы, ориентированной на личностные изменения, могут быть сформу­лированы таким образом. Однако в групповой психотерапии основным инструментом лечебного воздей­ствия выступает психотерапевтическая группа, позволяющая выйти на понимание и коррекцию проблем пациента за счет меж­личностного взаимодействия, групповой ди­намики. Групповая динамика есть совокуп­ность групповых действий и интеракций, возникающая в результате взаимоотноше­ний и взаимодействия членов группы, их деятельности и влияния внешнего окруже­ния, и представляет собой развитие, или дви­жение, группы во времени. В общем виде групповую динамику определяют цели, за­дачи и нормы группы, ее структура, структу­ра лидерства в ней, групповые роли, спло­ченность группы, групповое напряжение, актуализация прежнего эмоционального опыта, формирование подгрупп, главные виды вербальной коммуникации в группе. Все элементы групповой динамики обсуж­даются в процессе работы, так как в них наиболее ярко выражается специфика сис­темы отношений, установок, особенностей поведения и др., и могут рассматриваться при этом как основные темы групповой дискуссии.

Опора на групповую динамику и меж­личностное взаимодействие, представляю­щая собой фокусировку работы группы на процессе «здесь и теперь», иногда формиру­ет точку зрения, согласно которой групповая психотерапия на­правлена на переработку конфликтов в сфере межличностного взаимодействия, в то время как индивидуальная — на раскры­тие и переработку глубинного, внутриличностного конфликта. Однако групповая психотерапия в рамках конкретного психотерапевтического напря­жения решает те же задачи, что и индивиду­альная, но с помощью своих средств. Если психотерапия имеет своей целью раскрытие и переработку внутреннего психологическо­го конфликта и коррекцию неадекватных, нарушенных отношений личности, обусло­вивших возникновение и субъективную не­разрешимость его, то эта цель является общей и для индивидуальной психотерапии, и для групповой психотерапии. Трудности в сфере межличностного взаимодействия, межличностные конфлик­ты в значительной степени являются след­ствием глубинных коллизий и нарушен­ных отношений личности. В межличност­ных конфликтах «высвечиваются» скры­тые и неосознаваемые психологические проблемы. Воздействие только на межлич­ностном уровне представляет собой скорее поведенческий тренинг, поскольку задачи психотерапии сложнее и глубже. Отличие индивидуальной психотерапии и групповой психотерапии, при наличии общих задач, заключается в том, что групповая психотерапия в большей степени акцентирует внима­ние на межличностном аспекте, а индивиду­альная — на генетическом. Однако лишь в большей степени, а не исключительно. В групповой психотерапии внутренний психологический конф­ликт и нарушенные отношения личности раскрываются через их непосредственное отражение в реальном поведении пациента в группе. В то же время групповая психотерапия, несмотря на доминирующую интеракционную направ­ленность, не ограничивается актуальной ситуацией «здесь и теперь». Адекватная коррекция нарушенных отношений лично­сти может быть осуществлена пациентом лишь в том случае, если весь комплекс пси­хологических особенностей, проявляющий­ся в процессе группового взаимодействия, соотносится с его реальной ситуацией и проблемами вне группы, позволяет реконст­руировать особенности взаимоотношений в ситуациях «там и тогда». Закономерная повторяемость, стереотипность конфликт­ных ситуаций, особенностей поведения и эмоционального реагирования в группе и вне ее, в настоящем и прошлом делают для пациента более наглядным и убедительным содержание обратной связи, получаемой в группе. Это способствует созданию устой­чивой мотивации к самоисследованию и коррекции своих отношений, позволяет вычленить то, что стоит за поведением в раз­личных ситуациях. Следствием представления, что процесс групповой психотерапии должен ограничи­ваться ситуацией «здесь и теперь», может быть лишь уменьшение эффективности психотерапевтического воздействия. Один из важнейших механизмов лечебного дей­ствия групповой психотерапии — возник­новение и переживание пациентом в группе тех эмоциональных ситуаций, которые бы­ли у него в реальной жизни в прошлом и яв­лялись субъективно неразрешимыми и неотреагированными, — предполагает пере­работку прошлого негативного опыта, про­являющегося в актуальной эмоциональной ситуации в группе, без которой невозможно добиться позитивных, достаточно глубинных личностных изменений. Адекватное само­понимание также не может быть достигнуто вне общего контекста формирования и раз­вития личности пациента. Как групповая психотерапия не огра­ничивается межличностным уровнем, так и индивидуальная психотерапия не сводится только к осознанию с помощью генетическо­го анализа. В индивидуальной психотера­пии, так же как и в групповой, и реальное эмоциональное взаимодействие (в группе или психотерапевтической диаде), и рас­сказ пациента о себе, своей жизни, своем про­шлом в определенной степени отвечают принципу «здесь и теперь». Во-первых, вербальная активность (или неактивность) пациента обусловлена его актуальным вза­имодействием с психотерапевтом (группой): доверием или недоверием, ощущением угро­зы или безопасности, желанием вызвать со­чувствие, найти понимание, контакт, сотруд­ничать или перенести всю ответственность за лечение на психотерапевта. Во-вторых, рассказ о своем прошлом, воспоминания за­частую также вызывают сильные эмоции, сопоставимые с тем, которые возникали в реальной ситуации. Однако рассказ о про­шлом может не только спровоцировать сильные актуальные переживания, но и способствовать адекватной и точной их вер­бализации и осознанию. Поэтому ограни­чение психотерапевтического процесса в индивидуальной психотерапии только ге­нетическим планом, а в групповой — толь­ко межличностным, так же как и чрезвычай­но узкое понимание термина «здесь и те­перь», представляется необоснованным.

Большинство исследователей процес­са групповая психотерапия, а также практики в этой области описывают определенные закономерности развития психотерапевтического процесса в группе и наличие достаточно четко очер­ченных фаз его. Этот процесс начинается со стадии зависимого и поискового пове­дения, проходит через период возникнове­ния, обострения и разрешения внутригрупповых конфликтов и продвигается к формированию групповой сплоченности и эф­фективному решению проблем. Наличие различных схем определяется как разны­ми теоретическими ориентациями, так и разными параметрами, изучение которых послужило основанием для выделения определенных фаз группового психотерапевтического процесса. Од­нако на описательном уровне здесь обна­руживается гораздо больше сходства, чем различий. Первая фаза групповой пси­хотерапии характеризуется пассивностью пациентов и высоким уровнем напряже­ния, обусловленного преимущественно не­совпадением ожиданий с реальной груп­повой ситуацией и позицией психотера­певта. Для второй фазы также свойствен высокий уровень напряжения (специфи­ка которого заключается, как правило, в наличии негативных эмоций по отноше­нию к психотерапевту) в сочетании с бо­лее высокой активностью пациентов. Кон­структивным разрешением этой кризис­ной стадии можно считать открытое выра­жение пациентами своих чувств и обсуж­дение в группе проблем, связанных с ав­торитетами, зависимостью, поисками под­держки, недостаточной самостоятельнос­тью и ответственностью, неуверенностью. Третья фаза характеризуется процессом структурирования группы, развитием груп­повой культуры, выработкой групповых норм, целей, ценностей, формированием сплоченности, взаимопомощи и взаимо­поддержки. Четвертая фаза является «ра­бочей» — фазой активно и целенаправ­ленно работающей психотерапевтической группы. Возникшие в предыдущей фазе сплоченность, искренность, спонтанность, заинтересованность, чувство безопасности создают необходимые условия для собст­венно психотерапевтического процесса в группе.

При рассмотрении лечебного эффекта групповой психотерапии выделяют разнообразные механизмы, или факторы, лечебного действия, которые располагаются в 3-х основных плоскостях: эмоциональное переживание, самопонимание и регуляция поведения. В зависимости от теоретической ориентации представители различных на­правлений придают большее или меньшее значение каждому из них, подчеркивая при этом и определенную роль двух других. В качестве основных механизмов лечебного действия групповой психотерапии могут рассматриваться коррективный эмоциональный опыт, конфрон­тация и научение.

Важную роль в групповой психотерапии играет поведение группового психотерапевта, которое в зна­чительной степени определяется теорети­ческой ориентацией, но в целом его пози­ция может быть охарактеризована как не­директивная. Основные задачи группово­го психотерапевта можно сформулировать следующим образом: 1) побуждение чле­нов группы к проявлению отношений, ус­тановок, поведения, эмоциональных реак­ций и их обсуждению и анализу, а также к разбору предложенных тем; 2) создание в группе условий для полного раскрытия пациентами своих проблем и эмоций в ат­мосфере взаимного принятия, безопаснос­ти, поддержки и защиты; 3) разработка и поддержание в группе определенных норм, гибкость в выборе директивных и неди­рективных техник воздействия. Средства воздействия, используемые групповым пси­хотерапевтом, можно условно разделить на 2 вида: вербальные и невербальные. К вер­бальным относятся структурирование хода занятий (одна из важнейших функций психотерапевта), сбор информации, интер­претация (отражение эмоций, кларификация, конфронтация, собственно интерпретация), убеждение и переубеждение, пре­доставление информации, постановка за­даний. В данном случае речь идет не столь­ко об активности психотерапевта, сколько о стимуляции членов группы к определенному виду активности. К невербальным средствам относятся мимика, жестикуляция, интонация. Предпочтительным в плане ру­ководства психотерапевтической группой является наличие в ней двух психотера­певтов, что позволяет каждому из них по­лучать обратную связь относительно свое­го поведения в группе. В этом случае психо­терапевты профессионально контролируют друг друга и могут обратить внимание на собственные искажения в понимании груп­пового процесса и возможный контрпе­ренос. Котерапевтом часто выступает менее опытный, начинающий групповой психотерапевт, который, участвуя в работе, приобретает опыт в области групповой психотерапии. Ведение групп психотерапевтами, находящимися на одинаковом профессиональном уровне, так­же распространенное явление. Наиболее предпочтительным представляется вариант работы в психотерапевтической группе 2-х психотерапевтов: врача и психолога, муж­чины и женщины.

Методы групповой психотерапии условно подразделяются на основные и вспомогательные. Основ­ным является групповая дискуссия, имею­щая 3 главные ориентации — интеракционную, биографическую и тематическую. К вспомогательным методам относятся пси­ходрама (разыгрывание ролевых ситуа­ций), психогимнастика (невербальное меж­личностное взаимодействие), музыкотерапия (в активной и рецептивной формах), проективный рисунок (рисование на оп­ределенную тему). Каждый из указанных методов может использоваться и как вспо­могательный прием, но в данном случае речь идет о комплексе, применяемом в ра­боте с одной психотерапевтической груп­пой. Опорной формой групповой психотерапии является груп­повая дискуссия, а вспомогательные ме­тоды можно использовать как дополни­тельный прием в ходе дискуссии и как от­дельное занятие. Сочетание групповой дис­куссии с различными вербальными и не­вербальными вспомогательными приема­ми определяется конкретной групповой си­туацией и фазой развития группы. В зави­симости от этого может изменяться удель­ный вес разных вербальных и невербаль­ных методов, а также содержание и структура занятий. Например, в начальной фазе групповой психотерапии, когда существует выраженная дис­танция между пациентами и страх перед ее преодолением, когда поведение пациен­тов характеризуется напряженностью и не­уверенностью, полезно увеличить объем не­вербальных приемов, в частности психогимнастики. Иногда в начале работы груп­пы применяются преимущественно психо­драматические техники (разговор со зна­чимым человеком, «социальный атом» и др.). Вспомогательные вербальные и не­вербальные методы часто используются в группе для разрешения трудных ситуаций. Их применение в ходе групповой дискус­сии позволяет обратить внимание группы и отдельных пациентов на характерные особенности и способы поведения, вскрыть существующие взаимоотношения и сделать их более наглядными, оживить процесс взаимодействия, дать дополнительный ма­териал для анализа проблем группы в це­лом и каждого пациента в отдельности.

Продолжительность курса групповой психотерапии зависит от теоретической ориентации, нозологичес­кой принадлежности и типа лечебного уч­реждения. В среднем это 40 сеансов по 1,5 часа каждый. Психотерапевтическая груп­па состоит из 8 —12 человек и, как правило, гомогенна по нозологическому признаку и гетерогенна в отношении других характе­ристик (пол, возраст, образование, психо­логические особенности, специфика психо­логического конфликта и др.).

Групповая психотерапия используется в комплексном лече­нии самых разнообразных контингентов больных (неврозы, алкоголизм и наркома­нии, психозы, психосоматические рас­стройства, хронические соматические забо­левания и др.). Применение групповой психотерапии определя­ется, прежде всего, ролью психогенных фак­торов в этиопатогенезе заболевания и его со­циально-психологическими последствия­ми. Эти сведения приведены в соответству­ющих статьях, посвященных психотерапии в различных областях медицины.

_________________
Обратная связь osa-007@bk.ru
Скайп: psylab-litvinova

Клиент, помни! Правильно заданный вопрос и есть ответ!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 4 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
Rambler's Top100

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Скайп: psylab-litvinova Срочная помощь психолога
домены:
Psychology OnLine.Net - материалы по психологии