ЗАПИСЬ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ ПО ТЕЛ 8-916-132-11-43 Оксана Николаевна У ВАС ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ, ОБРАЩАЙТЕСЬ! ОКАЗАНИЕ СРОЧНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ОН-ЛАЙН, СТУЧИТЕСЬ В СКАЙП: PSYLAB-LITVINOVA/ Понравился сайт, нажмите кнопочку!

Психологическая лаборатория Литвиновой

Помощь психолога в Москве тел. 8(916)132-11-43, КОНСУЛЬТАЦИИ ПО СКАЙПУ: psylab-litvinova
Текущее время: 28-03-2024, 19:25

Часовой пояс: UTC + 4 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Психодрама
СообщениеДобавлено: 25-04-2012, 01:58 
Не в сети
Клинический психолог, психолог-консультант, site admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02-04-2012, 01:38
Сообщения: 6504
Откуда: Москва
Психодрама.
Психодрама — это метод групповой работы, представ­ляющий ролевую игру, в ходе которой используется дра-, матическая импровизация как способ изучения внутрен­него мира участников группы и создаются условия для спонтанного выражения чувств, связанных с наиболее важ- ' ными для клиента проблемами. Психодрама основана на игровом принципе.

Понятие о драме как о коррекционном методе возникло в результате эксперимента, который был поставлен Якобом Леви Морено (1892—1974) по окончании первой мировой войны. Этот эксперимент получил название «спонтанный те­атр». Впервые Морено задумался о терапевтическом потенци­але игровых методик, когда обратил внимание на то, как гуляющие в парках Вены дети разыгрывали свои фантазии. По версии самого Морено, идея психодрамы как метода воздействия возникла у него после того, как один из акте­ров его театра рассказал о своих проблемах в отношении с невестой. При содействии труппы Морено вывел актера вме­сте с его личными проблемами на сцену. Эксперимент ока­зался весьма полезным как для жениха с невестой, так и для всей группы.

Морено стал экспериментировать с подобными группо­выми представлениями дальше, применяя уже более форма­лизованные исследовательские методы и разрабатывая тех­нические приемы, которые позже стали неотъемлемой час­тью психодрамы. Создавая свою методику, Морено исходил из того, что человек обладает естественной способностью к игре и, исполняя различные роли, получает возможность экспериментировать с реалистичными и нереалистичными жизненными ролями, творчески работать над собственными проблемами и конфликтами. В ходе разыгрывания ситуации возникают спонтанность, креативность, подлинная эмоцио­нальная связь между участниками ситуации, катарсис, спо­собствующий достижению творческой активности и инсайта. В психодраме человеку предлагается роль героя в игре, содержание которой сосредоточено на его проблемах. Таким образом, он может свободно выражать свои чувства в на­правляемых психологом импровизациях, а другие актеры исполняют роли главных персонажей его реальной жизни.

Участники сеанса внимательно следят за событиями и соот­носят происходящее на сцене со своими собственными зат­руднениями.

Цель психодрамы — диагностика и коррекция неадек­ватных состояний и эмоциональных реакций, их устране­ние, отработка социальной перцепции, углубление само­познания. Психодрама помогает клиенту раскрыть глубин­ные эмоции в гораздо более яркой и действенной форме, чем это позволяют сделать другие методы, основанные на словесном описании переживания. Во время психодрамы про­исходит поиск эффективных путей решения психологичес­ких проблем разных уровней: от обыденного, бытового до экзистенциального. Клиент с помощью ведущего и группы воспроизводит в драматическом действии значимые собы­тия своей жизни, разыгрывает сцены, имеющие отношения к его проблемам. Сцены разыгрываются таким образом, как если бы они происходили в данный момент. Действие струк­турируется так, чтобы способствовать прояснению и конк­ретизации проблемы. Анализируются новые роли, альтерна­тивные, аффективные и поведенческие стили, осуществля­ются поиск и апробирование более конструктивных моделей решения проблемы. Действия, физические движения, на которых построена психодрама, повышают возможность ис­пользования такого важного источника познания себя и других, как сигналы невербального поведения.

Работа группы психодрамы проводится в форме сюжет-но-ролевой игры на избираемую самими клиентами тему, которая представляет собой реальную проблему кого-либо из участников. Роли в психодраме задаются и исполняются таким образом, чтобы способствовать глубокому понима­нию и решению возникшей проблемы.

Психодрама призвана помогать тем клиентам, у которых имеются трудности в вербализации своих чувств и своего жизненного опыта в целом. В психодраматической ситуации клиент одновременно и главный герой своей драмы, и ее творец, исследователь себя и своей жизни.

Используется этот метод при отклоняющемся поведении у детей и подростков для устранения неадекватных эмоцио­нальных реакций и отработки навыков социальной перцеп ции. В качестве разновидностей терапевтической драматиза ции А. Вольтман использует биодраму и кукольную драмати зацию. Особенность биодрамы в том, что между детьм! распределяются роли зверей. Авторы данного метода полага ют, что ребенку, особенно дошкольнику, легче принять роль животного, чем роль самого себя, своих товарищей или родителей. При кукольных драматизациях взрослые разыгрыва" ют перед ребенком кукольный спектакль, проигрывая кон^ фликтные или значимые для него ситуации. Целесообразно I использовать кукольные драматизации с преддошкольника- I ми и дошкольниками, с которыми затруднен контакт.

Возможна и другая форма, когда один из участников I группы в театрализованной форме рассказывает о событиях I своей жизни. При этом важное значение имеют импровиза- I ция и доброжелательность группы.

Наиболее успешно психодрама используется в комплексе I с другими методами групповой работы (в частности, с груп- I повой дискуссией, психогимнастикой), так как препятству- I ет излишней рационализации и интеллектуализации, помо- I гает клиенту выразить трудновербализуемые эмоции и спо- I собствует достижению осознания. Психодрама как составная часть групповой работы широко используется при коррекци-онной работе с эмоциональными расстройствами, некоторы­ми психосоматическими заболеваниями, в работе с детьми и подростками, а также в семейной психокоррекции.

Рассказчик в зависимости от избранной формы работы может быть участником или зрителем, больше или меньше влиять на ход драматизации. Необходимое условие для про­ведения психодрамы — доброжелательность группы, спонтан­ность поведения, импровизация. «Проживая» важные ситуа­ции, человек по-новому осознает проблемы, способы свое­го реагирования, отношения к событиям, ценностям, конкретным делам. Он открывает новые возможности пост­роения отношений и самореализации.

Большое значение в психодраме уделяется катарсическо-му эффекту, возникающему при отреагировании внутрен­них конфликтов, выявляемых в ходе психодраматического действия.

Элементы психодрамы широко используются в других направлениях: в гештальттерапии, в поведенческой тера­пии, в социально-психологическом тренинге, деловых иг­рах и т.д.

Задачи психодрамы:

Творческое переосмысление собственных проблем и конфликтов.

Выработка более глубокого и адекватного самопонима­ния клиентом.

Преодоление неконструктивных поведенческих стерео­типов и способов эмоционального реагирования.

формирование нового адекватного поведения и новых способов эмоционального реагирования.

Психодраматическое разыгрывание ролей изменяет по­ение клиента, его отношение, установки, способы эмо­ционального реагирования. В качестве факторов, положи­тельно влияющих на изменение установок, указывают: пре­доставление клиенту свободного выбора как относительно участия в психодраме, так и относительно роли, вовлече­ние клиента в исполнительскую деятельность, появление возможности внести в игру собственные импровизации, получение клиентом положительного подкрепления по окон­чании действия.

Психодрама способствует преодолению защитных пози­ций у клиента, усиливает эмоциональную вовлеченность, помогает изучению собственных проблем, достижению ка­тарсиса и инсайта.

Классическая процедура психодрамы включает в себя 5 ос­новных элементов:

Протагонист.

Режиссер (фасилитатор).

Вспомогательные «Я».

Зрители.

Сцена.

Протагонист — первый игрок (от греческих слов «рго-tos» — первый и «agon» — борьба, игра), изображает в пси­ходраме героя, главного исполнителя психодраматической сцены, который представляет свои проблемы. Протагонист создает образ собственной жизни. Он является главным пер­сонажем, и на него обращены взгляды всей группы. С помо­щью режиссера, аудитории и специальных постановочных приемов протагонист воссоздает свою актуальную психоло­гическую реальность, чтобы достичь инсайта и улучшить способность функционирования в реальной жизни.

Режиссер — тот, кто помогает клиенту исследовать свои проблемы. Как правило, это психолог. Его функции заклю­чаются в организации психодраматического действия, про­странства, создании атмосферы доверия, стимулировании участников к спонтанности, подготовки протагониста и всей группы к ролевой игре, выявлении проблем, переживаний клиента, комментировании, включении вспомогательных Персонажей, организации обсуждения, эмоционального об­мена и анализа, интерпретации происходящего. Режиссер создает в группе определенную атмосферу, распределяет роли (запускает представления, дает им определенные направления), предоставляя тем самым всем членам группы возможность перевести свои мысли и чувства на язык драматического действия. От хорошего режиссера требуются такие качества, как гибкость, способность привлечь к участию в психодраме всю группу.

Режиссер в психодраме выполняет функции постановщика, аналитика, терапевта.

В роли постановщика режиссер организует работу в группе, побуждает участников к выражению их мыслей в сце­нических действиях. Постановщик должен быть чрезвычай­но чувствительным ко всем вербальным и невербальным проявлениям психических состояний актеров психодрамы и настроения ее зрителей. Главными качествами хорошего по­становщика считают творческий подход к работе, гибкость, способность вовлекать в психодраматическое действие всех без исключения членов группы.

В роли аналитика режиссер обсуждает действия всех уча­стников психодрамы, интерпретирует их поведение, мысли и чувства. В роли аналитика руководитель группы интерпре­тирует и комментирует поведение каждого члена группы во время представления. Кроме того, он выделяет и анализиру­ет общие реакции участников на отдельные эпизоды.

В роли терапевта руководитель психодраматического дей­ствия направляет его в нужное психокорректирующее русло. В роли терапевта режиссер психодрамы старается помочь уча­стникам изменить нежелательные формы поведения. Тера­певт может позволить себе сидеть в кресле, разрешая участ­никам вести спектакль самостоятельно, или может быть в высшей степени активным, подталкивая членов группы к действиям. Как любой руководитель режиссер может ока­заться мишенью для критики со стороны группы, но, бу­дучи в то же время членом группы, должен быть открытым для критики и не защищаться от нападок.

Вспомогательные «Я» — это клиенты, исполняющие вспо­могательные роли и усиливающие функции психолога. Вспо­могательные «Я» могут олицетворять значимых для прота­гониста людей или части его собственного «Я».

Основные функции вспомогательных «Я»: сыграть роль, которая необходима протагонисту для реализации замысла; помочь понять, как протагонист воспринимает взаимоотно­шения с другими персонажами; сделать видимым неосозна­ваемые протагонистом отношения; направлять протагониста в решении проблем и конфликтов; помочь протагонисту перейти от драматического действия к реальной жизни.

Благодаря интенсивному сопереживанию в разыгрывае­мой ситуации ролевая обратная связь предоставляет воз­можность протагонисту еще больше прояснить себе и по­нять изображенные в драме межчеловеческие отношения.

Вспомогательное «Я» олицетворяет тех людей, которые имели особенное значение в жизни протагониста. Этих пер­сонажей изображают в психодраме члены группы с целью усиления впечатления от межличностных отношений про­тагониста. Это могут быть роли властной матери, деспотич­ного отца, пылкого любовника, несправедливого началь­ника, заботливого друга и др. Хороший исполнитель роли вспомогательного «Я» должен уметь быстро в эту роль вой­ти, точно ее исполнить. Играть он должен так, как предста­вил роль протагонист или как подсказывает интуиция, но не так, как он сам вел бы себя в аналогичных реальных обстоятельствах.

В некоторых группах вводятся профессиональные вспо­могательные «Я», которые прошли специальную подготов­ку и могут легко входить в любые образы.

Таким образом, вспомогательные «Я» — это участники группы, представляющие отсутствующих людей такими, ка­кими они предстают во внутреннем мире клиента. Вспомо­гательные «Я» выступают в двойном качестве: являясь, с одной стороны, как бы продолжением режиссера в его вза­имодействиях с клиентом, с другой — продолжением кли­ента, так как они помогают ему изображать его внутренние отношения к значимым другим в его жизни. Клиент-прота­гонист обычно сам выбирает вспомогательные «Я». Они мо­гут быть либо другими клиентами, либо режиссером, либо зрителями.

Несмотря на то, что клиент выбирает в качестве вспомогательного «Я» того, кто напоминает ему конкретного человека, внешнее сходство оказывается отнюдь не решающим фактором. Например, клиент, всю жизнь ощущавший давление со стороны матери, может выбрать для исполнения роли сво­ей матери массивного высокого мужчину, хотя в реальной жизни его мать может быть небольшого роста и хрупкого сложения. Здесь важно то, что клиент всегда воспринимал свою мать великаном и потому выбирает очень крупного мужчину для изображения ее в психодраматическом действии. В качестве зрителей выступают члены группы, не при­нимающие непосредственного участия в психодраматичес­ком действии, но обсуждающие ситуацию после ее завер­шения (не только относительно протагониста и участников психодрамы, но и применительно к самим себе). На заклю­чительном этапе занятия они демонстрируют свое эмоцио­нальное отношение к происходящему, рассказывают о вол­нующих их проблемах и конфликтах, которые аналогичны разыгранным в психодраме.

Задача зрителей, с одной стороны, помочь протагонис­ту, реагируя критически или сочувственно на то, что про­исходит на сцене, с другой — помочь самим себе, пережи­вая происходящее на сцене и таким образом достигая инсайта в отношении своих собственных мотивов и конфликтов. Когда сценическое действие заканчивается, зрители могут помочь протагонисту осознать его собственные проблемы, не анализируя их по стереотипу психолога, диагностирую­щего клинический случай, а, рассказывая различные случаи из своего личного опыта, похожие на то, что происходило с протагонистом.

В результате он чувствует себя увереннее, зная, что неоди­нок со своими проблемами, что другие тоже могут испыты­вать подобные трудности и вследствие этого они способны к сопереживанию и пониманию его ситуации.

_________________
Обратная связь osa-007@bk.ru
Скайп: psylab-litvinova

Клиент, помни! Правильно заданный вопрос и есть ответ!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 4 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Rambler's Top100

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Скайп: psylab-litvinova Срочная помощь психолога
домены:
Psychology OnLine.Net - материалы по психологии