Рационально- эмоциональная терапия.
А. Эллис исходит скорее из феноменологической позиции, что тревога, чувство вины, депрессия и другие психологические проблемы вызываются не психотравмирующими ситуациями как таковыми, а тем, как люди воспринимают эти события, что они думают о них. Эллис говорит, например, что вы расстраиваетесь не из-за того, что провалились на экзамене, а потому, что считаете, что провал — это несчастье, которое указывает на вашу неспособность. Терапия Эллиса стремится в первую очередь идентифицировать подобные наносящие ущерб личности («самопоражающие») и вызывающие проблемы мысли, которые пациент приобрел в результате неправильного научения, а затем помочь пациенту заменить эти малоадаптивные стереотипы мышления на более реалистические, используя при этом моделирование, поощрение и логику. Как и в когнитивной терапии А. Бека, в рационально-эмотивной терапии Эллиса много внимания уделяется поведенческим техникам, в том числе домашним заданиям.
Итак, новый этап в развитии поведенческой терапии знаменуется трансформацией ее классической модели, основанной на принципах классического и оперантного обусловливания, в когнитивно-поведенческую модель. Мишенью «чистого» поведенческого терапевта является изменение поведения; мишенью когнитивного терапевта — изменение в восприятии себя и окружающей действительности. Когнитивно-поведенческие терапевты, как и их предшественники, не интересуются прошлым или причинами невротических расстройств. Они говорят, что никто не знает подлинных причин, а кроме того, не доказано, что знание причин имеет отношение к исцелению.
Основатель РЭТ А. Эллис сформулировал ряд положений, которые активно используются в практической коррекционной психологии. Одним из таких положений, часто цитируемых Эллисом, является высказывание: «Людям мешают не вещи, а то, какими они их видят».
Основываясь на подчеркнуто-научных подходах в структуре индивидуального сознания, А. Эллис стремится освободить клиента от уз и шор стереотипов и клише, обеспечить более свободный и непредубежденный взгляд на мир. В концепции А. Эллиса человек трактуется как самооценивающий, самоподдерживающий и самоговорящий.
А. Эллис считает, что каждый человек рождается с определенным потенциалом, и этот потенциал имеет две стороны: рациональную и иррациональную; конструктивную и деструктивную и т.д. Согласно А. Эллису психологические проблемы появляются тогда, когда человек пытается следовать простым предпочтениям (желаниям любви, одобрения, поддержки) и ошибочно полагает, что эти простые предпочтения --абсолютные мерила его жизненного успеха. К тому же человек — существо, чрезвычайно подверженное различным влияниям на всех уровнях — от биологического до социального. Поэтому сводить всю изменчивую многосложность человеческой природы к чему-то одному А. Эллис не склонен.
В РЭТ выделяется три ведущих психологических аспекта функционирования человека: мысли (когниции), чувства и поведение. А. Эллис выделял два типа когниции: дескриптивные и оценочные.
Дескриптивные когниции содержат информацию о реальности, о том, что человек воспринял в мире это «чистая» информация о реальности. Оценочные когниции отражают отношение человека к этой реальности. Дескриптивные когниции обязательно соединены с оценочными связями разной степени жесткости.
Необъективные события сами по себе вызывают у нас позитивные или негативные эмоции, а наше внутреннее восприятие этих событий — их оценку. Мы чувствуем то, что думаем по поводу воспринятого. Расстройства в эмоциональной сфере являются результатом нарушений в когнитивной сфере (таких как сверхгенерализация, ложные выводы и жесткие установки).
Источник психологических нарушений — это система индивидуальных иррациональных представлений о мире, усвоенная, как правило, в детстве от значимых взрослых. Эти нарушения А. Эллис назвал иррациональными установками. С точки зрения А. Эллиса, это жесткие связи между дескриптивными и оценочными когнициями типа предписания, требования, обязательного приказа, не имеющего исключений, и они носят абсолютистский характер. Поэтому иррациональные установки не соответствуют реальности как по силе, так и по качеству этого предписания. Если иррациональные установки не реализуются, они приводят к длительным, неадекватным ситуации эмоциям, затрудняют деятельность индивида. Сердцевиной же эмоциональных нарушений, по мнению Эллиса, является самообвинение.
Важным в РЭТ является понятие «ловушка», т.е. все те когнитивные образования, которые создают необоснованную невротическую тревогу. У нормально функционирующего человека имеется рациональная система оценочных когниции, которая представляет собой систему гибких связей между дескриптивными и оценочными когнициями. Она носит вероятностный характер, выражает скорее пожелание, предпочтение определенного развития событий, поэтому приводит к умеренным эмоциям, хотя иногда они и могут носить интенсивный характер, однако не захватывают индивида надолго и поэтому не блокируют его деятельность» не препятствуют достижению целей.
Возникновение психологических проблем у клиента связано с функционированием системы иррациональных установок.
В концепции Эллиса утверждается, что хотя быть любимым в атмосфере принятия приятно, человек должен чувствовать себя достаточно уязвимым ив такой атмосфере, и не чувствовать себя дискомфортно в отсутствии атмосферы любви и полного принятия.
А. Эллис предполагал, что положительные эмоции (такие как чувства любви или восторга) часто связаны или являются результатом внутреннего убеждения, выраженного в виде фразы: «Это для меня хорошо». Отрицательные эмоции (такие как гнев или депрессия) связаны с убеждением, выраженным фразой: «Это для меня плохо». Он считал, что эмоциональный отклик на ситуацию отражает «ярлык», который ей «приклеивают» (например, она опасна или приятна), даже в том случае, когда «этикетка» не соответствует действительности. Для достижения счастья необходимо рационально сформулировать цели и выбрать адекватные средства.
Эллис разработал своеобразный «кодекс невротика», т.е. комплекс ошибочных суждений, стремление к выполнению которого ведет к психологическим проблемам:
Существует жесткая необходимость быть любимым или одобряемым каждым человеком в значимом окружении.
Каждый должен быть компетентным во всех областях знаний.
Большинство людей подлые, испорченные и достойны презрения.
Произойдет катастрофа, если события пойдут иным путем, чем запрограммировал человек.
Человеческие несчастья обусловлены внешними силами, и у людей мало возможности их контролировать.
Если существует опасность, то не следует ее преодолевать.
Легче избежать определенных жизненных трудностей,
чем соприкасаться с ними и нести за них ответственность.
В этом мире слабый всегда зависит от сильного.
Прошлая история человека должна влиять на его не посредственное поведение «сейчас».
Не следует беспокоиться о чужих проблемах.
Необходимо правильно, четко и отлично решать все проблемы, а если этого нет, то произойдет катастрофа.
Если кто-либо не контролирует свои эмоции, то ему невозможно помочь.
А. Эллис предложил свою структуру личности, названную им по первым буквам латинского алфавита «АВС-теория»: А — активирующее событие; В— мнение клиента о событии; С— эмоциональные или поведенческие последствия события; О— последующая реакция на событие в результате мыслительной переработки; Е — завершающее ценностное умозаключение (конструктивное или деструктивное).
Эта концептуальная схема нашла широкое применение в практической коррекционной психологии, поскольку позволяет самому клиенту в форме дневниковых записей вести эффективное самонаблюдение и самоанализ.
Анализ поведения клиента или самоанализ/по схеме «событие — восприятие события— реакция — обдумывание — вывод» обладает высокой продуктивностью и обучающим эффектом.
«АВС-схема» используется для того, чтобы помочь клиенту в проблемной ситуации перейти с иррациональных установок на рациональные. Работа строится в несколько этапов.
Первый этап — клалрфикация, прояснение параметров события (А), в том числе параметров, наиболее эмоционально затронувших клиента, вызвавших у него неадекватные реакции. Причина эмоционального расстройства – в убеждении индивида, что его желания должны быть удовлетворены. На этом этапе происходит личностная оценка события. Кларификация позволяет клиенту дифференцировать события, которые могут быть и которые не могут быть изменены. При этом цель коррекции — не поощрение клиента к уходу от столкновения с событием, не изменение его (например, переход на новую работу при наличии неразрешимого конфликта с начальником), а осознание системы оценочных ког-ниций, затрудняющих разрешение этого конфликта, перестройка этой системы и только после этого — принятие решения об изменении ситуации. В противном случае клиент сохраняет потенциальную уязвимость в сходных ситуациях.
Второй этап — идентификация эмоциональных и поведенческих последствий воспринятого события (С). Цель этого этапа — выявление всего диапазона эмоциональных реакций на событие (так как не все эмоции легко дифференцируются человеком, а некоторые подавляются и не осознаются из-за включения рационализации и других механизмов защиты).
Третий этап — реконструкция иррациональных установок. К реконструкции следует приступать, когда клиент легко идентифицирует иррациональные установки в проблемной ситуации. Она может протекать: на когнитивном уровне, уровне воображения, уровне поведения — прямого действия.
Реконструкция на когнитивном уровне включает доказательство клиентом истинности установки, необходимости ее сохранения в данной ситуации. В процессе такого рода доказательств клиент еще более отчетливо видит негативные последствия сохранения данной установки. Применение вспомогательного моделирования (как бы другие решали эту проблему, какие установки они имели бы при этом) позволяет сформировать на когнитивном уровне новые рациональные установки.
Методы: сократовский диалог, когнитивный диспут, групповая дискуссия, обучение семантической точности, ролевая игра, моделирование, доведение до абсурда, безусловное принятие, эмоциональное насыщение, разубеждение, поощрение поведения, связанного с риском в межличностном общении, творческие задания (пойти на риск, пребывать в сложных обстоятельствах и учиться принимать их, выполнять трудные задачи), нарочно провалиться при решении какой- либо задачи, воображать себя в условиях неудачи, браться за деятельность, которую пациент считает опасной.
РЭТ применяется в следующих случаях: 1) пациенты с плохой приспособляемостью, умеренной тревожностью и с супружескими проблемами; 2) сексуальные нарушения; 3) неврозы; 4) расстройства характера; 5) прогульщики школы, подростки- правонарушители и взрослые преступники; 6) синдром пограничного расстройства личности; 7) психотические пациенты, когда они в контакте с реальностью;
легкие нормы умственной отсталости; 9) психосоматические проблемы.
Формы применения: индивидуальная, групповая, семейная.