ЗАПИСЬ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ ПО ТЕЛ 8-916-132-11-43 Оксана Николаевна У ВАС ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ, ОБРАЩАЙТЕСЬ! ОКАЗАНИЕ СРОЧНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ОН-ЛАЙН, СТУЧИТЕСЬ В СКАЙП: PSYLAB-LITVINOVA/ Понравился сайт, нажмите кнопочку!

Психологическая лаборатория Литвиновой

Помощь психолога в Москве тел. 8(916)132-11-43, КОНСУЛЬТАЦИИ ПО СКАЙПУ: psylab-litvinova
Текущее время: 18-04-2024, 09:53

Часовой пояс: UTC + 4 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 25-04-2012, 02:20 
Не в сети
Клинический психолог, психолог-консультант, site admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02-04-2012, 01:38
Сообщения: 6504
Откуда: Москва
Рационально- эмоциональная терапия.
А. Эллис исходит скорее из феноменологической позиции, что тревога, чувство вины, депрессия и другие психологические проблемы вызываются не психотравмирующими ситуациями как таковыми, а тем, как люди воспринимают эти события, что они думают о них. Эллис говорит, например, что вы расстраиваетесь не из-за того, что провалились на экзамене, а потому, что считаете, что провал — это несчастье, которое указывает на вашу неспособность. Терапия Эллиса стремится в первую очередь идентифицировать подобные наносящие ущерб личности («самопоражающие») и вызывающие проблемы мысли, которые пациент приобрел в результате неправильного научения, а затем помочь пациенту заменить эти малоадаптивные стереотипы мышления на более реалистические, используя при этом моделирование, поощрение и логику. Как и в когнитивной терапии А. Бека, в рационально-эмотивной терапии Эллиса много внимания уделяется поведенческим техникам, в том числе домашним заданиям.

Итак, новый этап в развитии поведенческой терапии знаменуется трансформацией ее классической модели, основанной на принципах классического и оперантного обусловливания, в когнитивно-поведенческую модель. Мишенью «чистого» поведенческого терапевта является изменение поведения; мишенью когнитивного терапевта — изменение в восприятии себя и окружающей действительности. Когнитивно-поведенческие терапевты, как и их предшественники, не интересуются прошлым или причинами невротических расстройств. Они говорят, что никто не знает подлинных причин, а кроме того, не доказано, что знание причин имеет отношение к исцелению.

Основатель РЭТ А. Эллис сформулировал ряд положе­ний, которые активно используются в практической коррекционной психологии. Одним из таких положений, часто цитируемых Эллисом, является высказывание: «Людям ме­шают не вещи, а то, какими они их видят».

Основываясь на подчеркнуто-научных подходах в струк­туре индивидуального сознания, А. Эллис стремится осво­бодить клиента от уз и шор стереотипов и клише, обеспе­чить более свободный и непредубежденный взгляд на мир. В концепции А. Эллиса человек трактуется как самооцениваю­щий, самоподдерживающий и самоговорящий.

А. Эллис считает, что каждый человек рождается с опре­деленным потенциалом, и этот потенциал имеет две сторо­ны: рациональную и иррациональную; конструктивную и дес­труктивную и т.д. Согласно А. Эллису психологические про­блемы появляются тогда, когда человек пытается следовать простым предпочтениям (желаниям любви, одобрения, под­держки) и ошибочно полагает, что эти простые предпочте­ния --абсолютные мерила его жизненного успеха. К тому же человек — существо, чрезвычайно подверженное различ­ным влияниям на всех уровнях — от биологического до со­циального. Поэтому сводить всю изменчивую многослож­ность человеческой природы к чему-то одному А. Эллис не склонен.

В РЭТ выделяется три ведущих психологических аспекта функционирования человека: мысли (когниции), чувства и поведение. А. Эллис выделял два типа когниции: дескрип­тивные и оценочные.

Дескриптивные когниции содержат информацию о ре­альности, о том, что человек воспринял в мире это «чистая» информация о реальности. Оценочные когниции отра­жают отношение человека к этой реальности. Дескриптив­ные когниции обязательно соединены с оценочными свя­зями разной степени жесткости.

Необъективные события сами по себе вызывают у нас позитивные или негативные эмоции, а наше внутреннее восприятие этих событий — их оценку. Мы чувствуем то, что думаем по поводу воспринятого. Расстройства в эмоцио­нальной сфере являются результатом нарушений в когни­тивной сфере (таких как сверхгенерализация, ложные вы­воды и жесткие установки).

Источник психологических нарушений — это система индивидуальных иррациональных представлений о мире, усвоенная, как правило, в детстве от значимых взрослых. Эти нарушения А. Эллис назвал иррациональными установ­ками. С точки зрения А. Эллиса, это жесткие связи между дескриптивными и оценочными когнициями типа предпи­сания, требования, обязательного приказа, не имеющего исключений, и они носят абсолютистский характер. По­этому иррациональные установки не соответствуют реаль­ности как по силе, так и по качеству этого предписания. Если иррациональные установки не реализуются, они при­водят к длительным, неадекватным ситуации эмоциям, затрудняют деятельность индивида. Сердцевиной же эмо­циональных нарушений, по мнению Эллиса, является са­мообвинение.

Важным в РЭТ является понятие «ловушка», т.е. все те когнитивные образования, которые создают необоснован­ную невротическую тревогу. У нормально функционирую­щего человека имеется рациональная система оценочных когниции, которая представляет собой систему гибких свя­зей между дескриптивными и оценочными когнициями. Она носит вероятностный характер, выражает скорее пожела­ние, предпочтение определенного развития событий, по­этому приводит к умеренным эмоциям, хотя иногда они и могут носить интенсивный характер, однако не захватыва­ют индивида надолго и поэтому не блокируют его деятельность» не препятствуют достижению целей.

Возникновение психологических проблем у клиента свя­зано с функционированием системы иррациональных установок.

В концепции Эллиса утверждается, что хотя быть люби­мым в атмосфере принятия приятно, человек должен чув­ствовать себя достаточно уязвимым ив такой атмосфере, и не чувствовать себя дискомфортно в отсутствии атмосферы любви и полного принятия.

А. Эллис предполагал, что положительные эмоции (такие как чувства любви или восторга) часто связаны или являются результатом внутреннего убеждения, выраженного в виде фразы: «Это для меня хорошо». Отрицательные эмоции (такие как гнев или депрессия) связаны с убеждением, выраженным фразой: «Это для меня плохо». Он считал, что эмоциональный отклик на ситуацию отражает «ярлык», который ей «приклеивают» (например, она опасна или приятна), даже в том случае, когда «этикетка» не соответствует действительности. Для достижения счастья необходимо рационально сформулировать цели и выбрать адекватные средства.

Эллис разработал своеобразный «кодекс невротика», т.е. комплекс ошибочных суждений, стремление к выполне­нию которого ведет к психологическим проблемам:

Существует жесткая необходимость быть любимым или одобряемым каждым человеком в значимом окружении.

Каждый должен быть компетентным во всех областях знаний.

Большинство людей подлые, испорченные и достойны презрения.

Произойдет катастрофа, если события пойдут иным путем, чем запрограммировал человек.

Человеческие несчастья обусловлены внешними силами, и у людей мало возможности их контролировать.

Если существует опасность, то не следует ее преодолевать.

Легче избежать определенных жизненных трудностей,
чем соприкасаться с ними и нести за них ответственность.

В этом мире слабый всегда зависит от сильного.

Прошлая история человека должна влиять на его не­ посредственное поведение «сейчас».

Не следует беспокоиться о чужих проблемах.

Необходимо правильно, четко и отлично решать все проблемы, а если этого нет, то произойдет катастрофа.

Если кто-либо не контролирует свои эмоции, то ему невозможно помочь.

А. Эллис предложил свою структуру личности, назван­ную им по первым буквам латинского алфавита «АВС-теория»: А — активирующее событие; В— мнение клиента о событии; С— эмоциональные или поведенческие послед­ствия события; О— последующая реакция на событие в результате мыслительной переработки; Е — завершающее ценностное умозаключение (конструктивное или деструк­тивное).

Эта концептуальная схема нашла широкое применение в практической коррекционной психологии, поскольку по­зволяет самому клиенту в форме дневниковых записей вес­ти эффективное самонаблюдение и самоанализ.

Анализ поведения клиента или самоанализ/по схеме «со­бытие — восприятие события— реакция — обдумывание — вывод» обладает высокой продуктивностью и обучающим эффектом.

«АВС-схема» используется для того, чтобы помочь клиен­ту в проблемной ситуации перейти с иррациональных уста­новок на рациональные. Работа строится в несколько этапов.

Первый этап — клалрфикация, прояснение параметров события (А), в том числе параметров, наиболее эмоцио­нально затронувших клиента, вызвавших у него неадекват­ные реакции. Причина эмоционального расстройства – в убеждении индивида, что его желания должны быть удовлетворены. На этом этапе происходит личностная оценка события. Кларификация позволяет клиенту дифференцировать собы­тия, которые могут быть и которые не могут быть изменены. При этом цель коррекции — не поощрение клиента к уходу от столкновения с событием, не изменение его (например, переход на новую работу при наличии неразрешимого конф­ликта с начальником), а осознание системы оценочных ког-ниций, затрудняющих разрешение этого конфликта, пере­стройка этой системы и только после этого — принятие ре­шения об изменении ситуации. В противном случае клиент сохраняет потенциальную уязвимость в сходных ситуациях.

Второй этап — идентификация эмоциональных и пове­денческих последствий воспринятого события (С). Цель это­го этапа — выявление всего диапазона эмоциональных реак­ций на событие (так как не все эмоции легко дифференци­руются человеком, а некоторые подавляются и не осознаются из-за включения рационализации и других механизмов за­щиты).

Третий этап — реконструкция иррациональных устано­вок. К реконструкции следует приступать, когда клиент легко идентифицирует иррациональные установки в проблемной ситуации. Она может протекать: на когнитивном уровне, уровне воображения, уровне поведения — прямого действия.

Реконструкция на когнитивном уровне включает доказа­тельство клиентом истинности установки, необходимости ее сохранения в данной ситуации. В процессе такого рода доказательств клиент еще более отчетливо видит негатив­ные последствия сохранения данной установки. Применение вспомогательного моделирования (как бы другие решали эту проблему, какие установки они имели бы при этом) позволяет сформировать на когнитивном уровне новые ра­циональные установки.

Методы: сократовский диалог, когнитивный диспут, групповая дискуссия, обучение семантической точности, ролевая игра, моделирование, доведение до абсурда, безусловное принятие, эмоциональное насыщение, разубеждение, поощрение поведения, связанного с риском в межличностном общении, творческие задания (пойти на риск, пребывать в сложных обстоятельствах и учиться принимать их, выполнять трудные задачи), нарочно провалиться при решении какой- либо задачи, воображать себя в условиях неудачи, браться за деятельность, которую пациент считает опасной.

РЭТ применяется в следующих случаях: 1) пациенты с плохой приспособляемостью, умеренной тревожностью и с супружескими проблемами; 2) сексуальные нарушения; 3) неврозы; 4) расстройства характера; 5) прогульщики школы, подростки- правонарушители и взрослые преступники; 6) синдром пограничного расстройства личности; 7) психотические пациенты, когда они в контакте с реальностью; 8) легкие нормы умственной отсталости; 9) психосоматические проблемы.

Формы применения: индивидуальная, групповая, семейная.

_________________
Обратная связь osa-007@bk.ru
Скайп: psylab-litvinova

Клиент, помни! Правильно заданный вопрос и есть ответ!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 4 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Rambler's Top100

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Скайп: psylab-litvinova Срочная помощь психолога
домены:
Psychology OnLine.Net - материалы по психологии