ЗАПИСЬ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ ПО ТЕЛ 8-916-132-11-43 Оксана Николаевна У ВАС ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ, ОБРАЩАЙТЕСЬ! ОКАЗАНИЕ СРОЧНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ОН-ЛАЙН, СТУЧИТЕСЬ В СКАЙП: PSYLAB-LITVINOVA/ Понравился сайт, нажмите кнопочку!

Психологическая лаборатория Литвиновой

Помощь психолога в Москве тел. 8(916)132-11-43, КОНСУЛЬТАЦИИ ПО СКАЙПУ: psylab-litvinova
Текущее время: 29-03-2024, 14:10

Часовой пояс: UTC + 4 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Поведенческая психотерапия
СообщениеДобавлено: 25-04-2012, 02:24 
Не в сети
Клинический психолог, психолог-консультант, site admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02-04-2012, 01:38
Сообщения: 6504
Откуда: Москва
Поведенческое направление в психокоррекционной работе берет свое начало от работ Д. Вольпе и А; Лазаруса (середина 50-х — начало 60-х годов), хотя корни его уходят в бихевиоризм Д. Уотсона и Э. Торндайка.

В основе данного направления выделяют три классичес­ких психологических направления:

Работы Д. Вольпе, А. Лазаруса, основанные на идеях
И.П. Павлова и С. Халла.

Теория оперантного научения Б. Скиннера.

Теория когнитивного научения.

В настоящее время в бихевиоральной психокоррекции сосуществуют три основные тенденции:

Классическое обусловливание, восходящее к экспериментальным традициям И.П. Павлова.

Оперантное обусловливание, связанное с именем Б. Скиннера и его модификациями поведения.

Мультимодальное программирование.

1. Классическая теория условных рефлексов И.П. Павло­ва явилась фундаментом, на котором было построено со­временное здание поведенческой коррекции. На основе прин­ципов классического обусловливания созданы такие мето­дики коррекции поведения, как методика аверсивного обусловливания, методика контроля стимула и т.д.

И.П. Павлов впервые ответил на вопрос, каким образом нейтральный стимул может стать условным раздражителем и вызывать такую же реакцию, как и безусловный реф­лекс, который протекает автоматически. И.П. Павлов пока­зал, что формирование условного рефлекса подчиняется ряду требований:

смежности — совпадению по времени индифферентного и безусловного раздражителей с некоторым опережением первого;

повторение — многократное сочетание индифферентного и безусловного раздражителей.

Таким образом, один из путей управления поведением — управление предъявлением стимулов, вызывающих определенную реакцию, а также организация внешнего окружения и контроля за ним. Организуя внешнее окружение, определенным образом можно формировать определенное
поведение человека.

2. Теория оперантного обусловливания связана с имена­ми Э. Торндайка и Б. Скиннера. В отличие от принципа клас­сического обусловливания «стимул — реакция» уче­ные разработали принцип оперантного обусловливания «ре­акция-- стимул», согласно которому поведение контролируется, его результатами и последствиями. Отсюда следует возможный способ влияния на поведение через воз­действие на его результаты.

При использовании оперантных методов управление ре­зультатами поведения осуществляется для воздействия" на само поведение. Поэтому особое значение придается этапу функционального анализа, или поведенческой диагностики. Задача этого этапа состоит в определении подкрепляющей значимости окружающих клиента объектов, установлении иерархии их подкрепляющей силы. Осуществить это воз­можно с помощью прямого наблюдения за поведением че­ловека и установлением связи, между частотой и интенсив­ностью проявляемого поведения (зависимая переменная) и имеющимися в это время объектами и событиями, проис­ходящими в окружении (независимая переменная).

Оперантные методы могут быть использованы для реше­ния следующих задач:

- формирование нового стереотипа поведения, которо­го ранее не было в поведенческом репертуаре человека (на­пример, поведение самоутверждающего типа у пассивного ребенка, элементы совместной игры у застенчивого ребен­ка и др.), для формирования такого поведения использу­ют различные стратегии — «шейпинг», «сцепление», «фе­динг» и др.;

- закрепление (усиление) уже имеющегося в репертуаре клиента социально желательного стереотипа поведения. Для решения этой задачи используются контроль стимула, по­ложительное и отрицательное подкрепление;

- уменьшение или угашение нежелательного поведения достигается с помощью методик наказания, угашения, насыщения, лишения всех положительных подкреплений, оценки ответа;

- поддержание желательного стереотипа поведения в обычных (естественных) условиях.

3. Мультимодальное программирование, или мультимодальная поведенческая коррекция. В этом направлении цент­ральное место отводится воздействию на целостную орга­низацию личности, В пределах этого новейшего направления (А. Лазарус, А: Бандура, Т. Нейланс и др.), включающего в оебя когнитивно-ориентированные техники моделирования, формирования поведения, получили, развитие программы саморегуляции, когнитивного саморегулирования, когни­тивной модификации поведения.

В последние годы это течение находит все больше сто­ронников. Одно из последних достижений поведенческой психотерапии — снятие посттравматического синдрома при помощи билатеральных саккодических движений глаз. От­крытый в 1987 г. (Ф. Шапиро), этот метод хорошо зарекомендовал себя в работе с ветеранами войны во Вьетнаме, жертвами насилия и т.д.

Во главе современных бихевиориальных теорий человека находится представление о том, что человек — продукт и одновременно производитель своей окружающей среды. Су­щественным отличием от традиционного бихевиоризма яв­ляется его ориентированность на реальные действия. То есть человек трактуется как деятель, своими действиями изме­няющий действительность. Не реакция, а ее акция — таково отличие современной бихевиориальной концепции в ее трак­товке человека.

В рамках этого подхода разработан ряд методик модели­рования поведения, с помощью которых решаются следую­щие задачи:

построение новых стереотипов поведения;

угашение имеющихся неадаптивных стереотипов;

облегчение проявления слабо представленных в репер­туаре клиента стереотипов.

Для теории научения характерно выделение двух фаз: приобретение какого-либо стереотипа поведения и исполнение данного стереотипа. А. Бандура установил, что под­крепление играет существенную роль не в фазе, приобрете­ния стереотипа, а в фазе исполнения.

При научении с помощью модели наблюдатель приобре­тает новый стереотип поведения, который ранее отсутство­вал в его репертуаре. Наблюдение за моделью укрепляет или усиливает определенные стереотипы поведения (наблюде­ние позитивных следствий определенного поведения укреп­ляет этот стереотип и наоборот); повышает функцию диск­риминации раздражителя, имеющего характер положитель­ного или отрицательного подкрепления.

В бихевиориальном направлении понятие личности не только не разработано, но попросту отсутствует. Основные понятия, применяющиеся к личности, относятся к ее пове­дению. Поэтому основные реакции, на которые направлены воздействия психолога, — реальное поведение человека в реальном мире.

В соответствии с общей направленнос­тью бихевиориальной концепции основная цель коррекционных воздействий — обеспечение новых условий для науче­ния, т.е. выработка нового адаптивного поведения или пре­одоление поведения, которое стало дезадаптивным. Цели коррекционных воздействий в поведенческой психокоррек­ции формулируются либо как обучение новым адаптивным формам поведения, либо как угасание и торможение имею­щихся у субъекта дезадаптивных форм поведения. Частные цели могут включать в себя формирование новых социальных умений, овладение психологическими приемами саморегу­ляции, преодоление вредных привычек, снятие стресса, из­бавление от эмоциональных травм и т.д.

Позиция психолога. В бихевиориальной психокоррекции психолог выступает в четко определенной роли учителя, наставника или врача. В соответствии с фиксированной ро­лью он должен быть готов принять на себя груз социально-психологической модели, образца для подражания, каким он выступает в глазах клиента, а также осознавать специ­фику защитного механизма идентификации, играющую для клиента важную роль в бихевиориальной психокоррекции.

Требования и ожидания от клиента. Роль психолога носит четко фиксированный характер. Так же четко определяется и роль клиента. Поощряется активность, сознательность в постановке целей, желание сотрудничать с психологом и импровизации с новыми формами поведения.

Важнейшим моментом выступает выработка готовности клрименению новых форм поведения. Поскольку коррек­ции подвергается в основном поведение обратившегося, то и задачей коррекционной деятельности выступает форми­рование оптимальных поведенческих навыков. А психиче­ские расстройства различного типа рассматриваются как фор­мы неадаптивного поведения.

Техники

1. Методика «негативного воздействия». В ее основе ле­жит парадоксальное предположение, что от навязчивой не­гативной привычки можно избавиться, если сознательно многократно повторять ее. Согласно павловскому принципу угасания условный стимул без подкрепления ведет к исчез­новению (угасанию) условного рефлекса.

К. Денлап предложил прием избавления от навязчивых движений, тиков, некоторых форм заикания, который зак­лючался в том, что человеку предлагалось сознательно вос­производить нежелательные реакции 15—20 раз подряд.

Если во время беседы психолога с клиентом (тема бесе­ды — свободная) у клиента появляется нежелательная ре­акция, беседа прерывается и возобновляется только после того, как клиент многократно сознательно воспроизведет весь комплекс реакций. Так, клиенту с заиканием реко­мендуют специально заикаться» многократно (15—2(1 раз) повторяя слово или фразу, которые вызывают затруднение. Клиенту с навязчивыми движениями предлагают по 10— 15 мин специально повторять эгадвижение.

Первая встреча длится около 30 мин, последующие — до 1 ч. Частота встреч — 2—3 раза в неделю.

При высоком авторитете психолога эффективность ме­тодики повышается.

2. Методика «скилл-терапии» (предложена Д. Мейхенба-
умом, 1976 г.) направлена на развитие саморегуляции и
навыков самоконтроля. Автором была разработана коррекционная программа для изменения поведения импульсивных, гиперактивных, неорганизованных школьников. Программа содержит ряд последовательных этапов:

1. Моделирование. На этом этапе взрослый ставит задачу, и, рассуждая вслух, решает ее.

2. Совместное выполнение задачи. Взрослый ставит задачу и совместно с ребенком проговаривает ход ее реше­ния.

3. Вербализация самостоятельного выполнения задачи. Ре­бенок самостоятельно формулирует задачи, и, прого­варивая вслух решение, самостоятельно поощряет себя («Я могу это сделать»; «Я справлюсь»...) и оценивает достигнутый результат.

4. «Скрытое» выполнение задачи. Ребенок решает постав­ленную задачу, проговаривая решение «про себя» (ре­шает задачу во внутреннем плане).

3. Методики формирования поведения. «Шейпинг». Методика применяется для поэтапного моделирования сложного
поведения, которое не было ранее свойственно человеку.
Составляется цепочка последовательных шагов, овладение
которыми приводит к конечной цели – усвоению новой программы поведения. В этой цепочке наиболее важным является первый элемент, который должен быть четко диф­ференцирован, а критерии оценки его достижения должны быть предельно ясными. Первый элемент достаточно связан с конечной целью шейпинга, от овладения им зависит ус­пех всей программы, так как именно он направляет все поведение в нужное русло.

Для облегчения овладения первым элементом желатель­ного стереотипа поведения необходимо создать такие усло­вия, при которых это произойдет быстрее и легче всего. В частности, используется разнообразное подкрепление (как материальное, так и социальное - одобрение, похвала и др.). Например, при обучении ребенка навыкам самостоя­тельного одевания первым элементом может быть привле­чение внимания к яркой одежде.

«Сцепление». Методика аналогична методике «шейпинга» по структуре и обратно направлена по схеме формирования желательного поведения.

Желательный поведенческий стереотип рассматривает­ся как цепь отдельных поведенческих актов, при этом конечный результат каждого акта является дискриминантным стимулом, запускающим следующий поведенческий акт.

Формирование желательного поведения начинается с формирования и закрепления последнего поведенческого акта, находящегося ближе всего к концу цепи, к цели.

Упражнения продолжаются до тех пор, пока желаемое поведение всей цепи не будет осуществляться с помощью обычных стимулов.

«Фединг» (затухание)— это постепенное уменьшение
величины подкрепляющих стимулов. При достаточно сформированном стереотипе поведения клиент должен реагиро­вать на минимальное подкрепление прежним образом. «Фединг» широко применяется в коррекционной работе со страхами. Один из вариантов методики заключается в том, что в качестве стимулов в начале используются слайды с изображением пугающего объекта или пугающей ситуации. Сразу
вслед за предъявлением стимульных слайдов клиенту демонстрируют слайды, вызывающие успокоение. Такое чередование продолжается до тех пор, Пока существенно не снизится уровень тревоги? вызываемый появлением пугающе­ го объекта.

_________________
Обратная связь osa-007@bk.ru
Скайп: psylab-litvinova

Клиент, помни! Правильно заданный вопрос и есть ответ!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 4 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Rambler's Top100

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Скайп: psylab-litvinova Срочная помощь психолога
домены:
Psychology OnLine.Net - материалы по психологии