ЗАПИСЬ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ ПО ТЕЛ 8-916-132-11-43 Оксана Николаевна У ВАС ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ, ОБРАЩАЙТЕСЬ! ОКАЗАНИЕ СРОЧНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ОН-ЛАЙН, СТУЧИТЕСЬ В СКАЙП: PSYLAB-LITVINOVA/ Понравился сайт, нажмите кнопочку!

Психологическая лаборатория Литвиновой

Помощь психолога в Москве тел. 8(916)132-11-43, КОНСУЛЬТАЦИИ ПО СКАЙПУ: psylab-litvinova
Текущее время: 26-04-2024, 03:31

Часовой пояс: UTC + 4 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Трансзактный анализ
СообщениеДобавлено: 25-04-2012, 02:28 
Не в сети
Клинический психолог, психолог-консультант, site admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02-04-2012, 01:38
Сообщения: 6504
Откуда: Москва
Трансзактный анализ Э.Бёрна.
Э. Берн предложил выделять в психике человека три уровня: экстеропсихику, неопсихику и археопсихику Под Я-состоянием Э. Берн подразумевал систему ощущений и чувств, которая определяет соответственно систему типов поведения индивида. Он считал, что это не абстракции, а реальные феномены. Человеческий мозг организует психическую жизнь, а продукты его деятельности упорядочиваются и хранятся в виде состояний Я. На разных уровнях психики существуют и другие упорядочивающие системы, например, как память на факты. Однако опыт естественным образом запечатлевается в меняющихся состояниях сознания.

Цель транзактного анализа - утверждение социального контроля, благодаря которому Взрослый сохранит исполнительную власть в отношениях с другими людьми, даже когда они пытаются вольно или невольно активизировать Дитя или Родителя человека (1,2). Это не значит, что в ситуации общения Взрослый остается одиноким в активном состоянии, но это значит, что Взрослый будет решать, когда оставить немного исполнительной власти Дитя или Родителю и когда ее отобрать.

Транзактный анализ как подход индивидуальной и социальной психотерапии по Э. Берну включает в себя три вида психологической работы: структурный, собственно транзактный и сценарный анализ.

Процесс анализа личности в терминах Я-состояний называется структурным анализом. Он подразумевает диагностирование и отделение одной модели Я- состояния от другой. При этом используется структурная диаграмма, отражающая все компоненты личности, выявленные на данном этапе анализа. Все три состояния четко отделены друг от друга. При дальнейшем анализе Я-состояния можно выделить не новые Я-состояния, а разновидности данного Я-состояния. Такой анализ может быть чрезвычайно детальным, и его называют структурным анализом второго порядка.

Основные характеристики Я-состояний

РОДИТЕЛЬ.

Родитель осуществляет две основные функции. Во-первых, благодаря этому состоянию человек может эффективно играть роль родителя своих детей, обеспечивая тем самым выживание человеческого рода. Во-вторых, благодаря Родителю, многие наши реакции давно стали автоматическими, что помогает сберечь массу времени и энергии.

ДИТЯ.

Это совокупность чувств, привычек и моделей поведения, являющиеся следами детства человека. Дети способны выходить за пределы ненужных или бессмысленных общественных условностей (Родитель) и не любят тратить время на всесторонние логические выкладки (Взрослый). В этом состоянии проявляются реакции и побуждения, характерные для детского возраста.

Состояние Дитя структурно разделено на три компонента: Дитя в Дитя (изначальное ощущение себя младенцем). Взрослый в Дитя (способный к интуитивным догадкам и творчеству, которого Берн назвал "Маленький Профессор") и Родитель в Дитя (ранний невербальный уровень освоения родительских форм поведения и чувствования).

ВЗРОСЛЫЙ.

Это наименее изученный тип состояния Я. Его часто определяют как состояние остаточное после сегрегации всех элементов Родителя и Дитя. Состояние Взрослого характеризуется совокупностью ЧУВСТВ, привычек и моделей поведения, свойственных собственно взрослому человеку и соотнесенных с реальной текущей действительностью. Взрослый может быть определен как приспособляемый, разумный, строящий объективные отношения с внешним миром на основе независимого реального опыта.

Трансакции (ТА) - это единица общения. Она начинается с трансакционного стимула - того или иного знака, осведомляющего о том, что присутствие одного человека воспринято другим.

Цель трансакционного анализа - выяснить, какое именно состояние Я ответственно за трансакционный стимул и какое состояние человека осуществило трансакционную реакцию. Все ТА делятся на дополнительные, перекрестные и скрытые. Кроме этого, последователями Э. Берна позднее были выделены прямые, непрямые и смазанные ТА.

Виды трансакций: дополнительные, перекрестные, скрытые.

Основные способы структурирования времени

Под этим Э. Берн понимал шесть основных способов людей проводить свое время: избегание, ритуалы, "времяпровождение", деятельность, игры, близость (интимность).

3. "Игры, в которые играют люди"

Игрой Э. Берн называл серию следующих друг за другом скрытых дополнительных ТА с четко определенным и предсказуемым исходом.

К характерным особенностям игр можно отнести следующее:

- игры постоянно повторяются;

- игры проигрываются вне осознания взрослого;

-игры всегда включают в себя момент удивления или смущения;

- игры включают в себя обмен между игроками скрытыми ТА;

- в играх всегда можно обнаружить наличие ловушки;

Игры, в которые играют люди, имеют широчайший диапазон. Он простирается от невинных ежечасных игр по мелочам до зловещих и трагических, какими являются войны. Множество игр деструктивны, они несут в себе распад и уничтожение. По степени их интенсивности Э. Берн выделяет "жесткие" и "мягкие". Это можно описать на примере сексуальной игры "Динамо".

4. Сценарный анализ

Сценарий- это жизненный план личности, драма, чаще всего неосознанная, но, как правило, имеющая четкие закономерности: завязку, действие, кульминацию и финал. Он может быть комичным или трагичным, восхитительным или скучным, вдохновляющим или позорным. Э. Берн считал, что план жизни составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается ходом событий и достигает пика при выборе пути . Этот психологический импульс с большой силой толкает человека вперед, навстречу судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления и свободного выбора.

Другой отличительной чертой является то, что план жизни достигает кульминации в избранной альтернативе. Финальная сцена является неотъемлемой частью его сценария. Таким образом, другие составные части сценария, начиная с первого, служат для того, чтобы привести сценарий к этой заключительной сцене. Она получила название РАСПЛАТА за сценарий. Э. Берн говорит о том, что при проигрывании нами нашего сценария мы бессознательно выбираем поведение, который приблизит нас к расплате сценария.

Кроме этого, важно отметить, что ребенок сам принимает РЕШЕНИЕ о выборе сценария. Из этого следует, что даже тогда, когда дети воспитываются в одних и тех же условиях, они могут составить совершенно разные планы своей жизни.

Современный трансактный анализ включает в себя тео­рию личности, теорию коммуникаций, анализ сложных си­стем и организаций, теорию детского развития. В практичес­ком применении он представляет собой систему коррекции как отдельных людей, так и супружеских пар, семей и раз­личных групп.

Структура личности, по Берну, характеризуется наличи­ем трех состояний «Я», или «эго-состояний»: «Родитель», «Ребенок», «Взрослый».

«Родитель» — «эго-состояние» с интериоризованными рациональными нормами долженствований, требований и запретов. «Родитель» — это информация, полученная в дет­стве от родителей и других авторитетных лиц: правила по­ведения, социальные нормы, запреты, нормы того, как можно или должно вести себя в той или иной ситуации. Есть два основных родительских влияния на человека: пря­мое, которое проводится под девизом: «Делай как я!» и косвенное, которое реализуется под девизом; «Делай не как я делаю, а как я велю делать!».

«Родитель» может быть контролирующим (запреты, санк­ции) и заботящимся (советы, поддержка, опека). Для «Ро­дителя» характерны директивные высказывания типа: «Мож­но»; «Должно»; «Ни за что»; «Итак, запомни»; «Какой вздор»; «Бедняжка»...

В тех условиях, когда «родительское» состояние полнос­тью блокировано и не функционирует, человек лишается этики, моральных устоев и принципов.

«Ребенок» — эмотивное начало в человеке, которое про­является в двух видах:

«Естественный ребенок» — предполагает все импульсы,
присущие ребенку: доверчивость, непосредственность, увлеченность, изобретательность; придает человеку обаяние и теплоту. Но при этом он капризен, обидчив, легкомыслен, эгоцентричен, упрям и агрессивен,

«Адаптированный ребенок» — предполагает поведение, соответствующее ожиданиям и требованиям родителей. Для «адаптированного ребенка» характерна повышенная конформность, неуверенность, робость, стыдливость. Разновидностью «адаптированного ребенка» является «бунтующий» против родителей «Ребенок».

Для «Ребенка» характерны высказывания типа: «Я хочу»; «Я боюсь»; «Я ненавижу»; «Какое мне дело».

Взрослое «Я-.состояние» - способность человека объек­тивно оценивать действительность по информации, полученной в результате собственного опыта и на основе этого принимать независимые, адекватные ситуации, решения. Взрослое состояние способно развиваться в течение всей жизни человека. Словарь «Взрослого» построен без преду­беждения к реальности и состоит из "понятий, при помощи которых можно объективно измерить, оценит* и выразить объективную и субъективную реальность. Человек с преоб­ладающим состоянием «Взрослого» является рациональным, объективным, способным осуществлять наиболее адаптив­ное поведение.

Если «Взрослое» состояние блокировано и не функцио­нирует, то такой человек живет в прошлом, он не способен осознать изменяющийся мир и его поведение колеблется между поведением «Ребенка» я «Родителя».

Если «Родитель» — это преподанная концепция жизни, •«Ребенок» — концепция жизни через чувства, то «Взрос­лый» — это концепция жизни через мышление, основанная на сборе и обработке информации. «Взрослый» у Берна игра­ет роль арбитра между «Родителем» и «Ребенком». Он анали­зирует информацию, записанную в «Родителе» и «Ребенке», и выбирает, какое поведение наиболее соответствует данным обстоятельствам, от каких стереотипов необходимо отказать­ся, а какие желательно включить. Поэтому коррекция долж­на быть направлена на выработку постоянного взрослого по­ведения, ее цель: «Будь всегда взрослым!».

Для Берна характерна специальная терминология, кото­рая обозначает события, происходящие между людьми в общении.

«Игра» — фиксированный и неосознаваемый стереотип поведения, в котором личность стремится избегнуть близо­сти (т.е. полноценного контакта) путем манипулятивного поведения. Близость - это свободный от игр, искренний обмен чувствами, без эксплуатации, исключающий извле­чение выгоды. Под играми понимается продолжительный ряд действий, содержащих слабость, ловушку, ответ, удар. расплату, вознаграждение. Каждое действие сопровождается определенными чувствами. Ради получения чувств часто и совершаются действия игры. Каждое действие игры сопро­вождается поглаживанием, которых в начале игры больше, чем ударов. Чем дальше разворачивается игра, тем интен­сивнее становятся поглаживания и удары, достигая макси­мума в конце игры.

Выделяют три степени игр: игры 1-й степени приняты в обществе, они не скрываются и не приводят к тяжелым последствиям; игры 2-й степени скрываются, не приветству­ются обществом и приводят к ущербу, который нельзя на­звать непоправимым; игры 3-й степени скрываются, осуж­даются, ведут к непоправимому ущербу для проигравшего. Игры могут разыгрываться человеком с самим собой, зача­стую — двумя игроками (при этом каждый игрок может исполнять несколько ролей), и иногда игрок устраивает игру с организацией.

Психологическая игра представляет собой серию следу­ющих друг за другом трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом, со скрытой мотивацией. В каче­стве выигрыша выступает какое-либо определенное эмо­циональное состояние, к которому игрок бессознательно стремится.

«Поглаживая» и «удары» — взаимодействия, направлен­ные на передачу положительных или отрицательных чувств. Поглаживания могут быть: позитивными: «Вы мне симпатичны», «Какая вы»; и негативными: «Ты мне неприятен», «Ты сегодня плохо выглядишь»; условными (касаются того, что человек делает и под­черкивают результат): «Вы хорошо это сделали», «Ты бы мне больше нравился, если бы...»; безусловными (связаны с тем, кем человек является); «Вы специалист высшего класса», «Я принимаю тебя таким, какой ты есть»; фальшивыми (внешне они выглядят как позитивные, а на самом деле оказываются ударами): «Вам, конечно
же, понятно, что я вам: говорю, хотя вы и производите впечатление недалекого человека», «Вам очень идет этот костюм, обычно костюмы на вас висят мешка».

Любое взаимодействие людей содержит поглаживания и удары, они составляют банк поглаживаний и ударов чело­века, который во многом определяет самооценку и само­уважение. Каждый человек нуждается в поглаживаниях, осо­бенно остро эту потребность испытывают подростки, дети и старики. Чем меньше физических поглаживаний получает человек, тем более он настроен на психологические погла­живания, которые с возрастом становятся более дифферен­цированными и изощренными. Поглаживания и удары на­ходятся в обратной зависимости; чем больше человек при­нимает позитивных поглаживаний, тем меньше отдает ударов; и чем больше человек принимает ударов, тем меньше он отдает поглаживаний.

«Трансакции» — все взаимодействия с другими людьми
с позиции той или иной роли: «Взрослого», «Родителя»,
«Ребенка». Различают дополнительные, перекрестные и скрытые трансакция. Дополнительными называются трансакции,
соответствующие ожиданиям взаимодействующих людей и
отвечающие здоровым человеческим отношениям» Такие взаимодействия неконфликтогенны и могут продолжаться нео­граниченное время. Перекрестные трансакции начинаются взаимными упреками, едкими репликами и заканчиваются хлопаньем дверью. В этом случае на стимул дается реакция, активизирующая неподходящие «эго-состояние».
Скрытые трансакции включают более двух «эго-состояний», сообщение в них маскируется под социально прием­лемым стимулом, но ответная реакция ожидается со сто­роны эффекта скрытого сообщения, что составляет суть психологических игр.

«Вымогательство» — способ поведения, с помощью ко­торого люди реализуют привычные установки, вызывая у себя отрицательные чувства, как бы требуя своим поведе­нием, чтобы их успокаивали. Вымогательство — это обычно то, что получает инициатор игры в ее конце. Так, напри­мер, обильные жалобы клиента направлены на получение эмоциональной и психологической поддержки со стороны окружающих.

«Запреты и ранние решения» — одно из ключевых поня­тий, означающее послание, передающееся в детстве от ро­дителей к детям из «эго-состояния» «Ребенок» в связи с тревогами, заботами и переживаниями родителей. Эти зап­реты можно сравнить с устойчивыми матрицами поведения. В ответ на эти послания ребенок принимает то, что называ­ется «ранние решения», т.е. формулы поведения, вытекаю­щие из запретов. Например, «Не высовываться, надо быть незаметным, а иначе будет плохо». — «А я буду высовывать­ся».

«Жизненный сценарий» — это жизненный план, напоми­нающий спектакль, который личность вынуждена играть Он включает в себя:

родительские послания (социальные нормы, запреты, правила поведения). Дети получают от родителей вербаль­ные сценарные сообщения как общего жизненного плана, так и касающиеся различных сторон жизни человека: про­фессиональный сценарий, сценарий женитьбы-замужества, образовательный, религиозный и т.д. При этом родительс­кие сценарии могут быть: конструктивными, деструктив­ными и непродуктивными;

ранние решения (ответы на родительские послания);

игры, которые реализуют ранние решения;

вымогательства, которыми оправдываются ранние ре­шения;

ожидание и предположение того, чем закончится пье­са жизни. Психологическая позиция или основная жизненная уста­новка — совокупность основных, базовых представлений о себе, значимых других, окружающем мире, дающих осно­вание для главных решений и поведения человека. Выделя­ют следующие основные позиции:

«Я благополучен — ты благополучен».

«Я неблагополучен — ты неблагополучен».

«Я неблагополучен — ты благополучен».

«Я благополучен—ты неблагополучен».

«Я благополучен — ты благополучен» — это позиция
полного довольства и принятия других. Человек находит
себя и свое окружение благополучным. Эта позиция удачливой, здоровой личности. Такой человек поддерживает добрые отношения с окружающими, принят другими людьми, отзывчив, вызывает доверие, доверяет другим и уверен в себе. Такой человек умеет жить в изменяющемся мире, внутренне свободен, избегает конфликтов и не тратит время на борьбу с самим собой или с кем-то из окружающих. Человек с такой позицией считает, что жизнь каждого человека стоит того, чтобы жить и быть счастливым.

«Я неблагополучен — ты неблагополучен». Если человек
был окружен вниманием, теплом и заботой, а затем в силу каких-то жизненных обстоятельств отношение к нему радикально меняется, то он начинает ощущать себя неблаго­получным. Окружение также воспринимается в негативном ключе.

Эта позиция безнадежного отчаяния, когда жизнь вос­принимается бесполезной и полной разочарований. Такая позиция может складываться у ребенка, лишенного внима­ния, заброшенного, когда окружающие безразличны к нему, или у взрослого, который понес большую утрату и не рас­полагает ресурсами для собственного восстановления, когда окружающие отвернулись от него и он лишен поддержки. Многие люди с установкой «Я неблагополучен — ты небла­гополучен» проводят большую часть жизни в наркологических» психиатрических и соматических стационарах, в мес­тах лишения свободы. Дня них типичны все нарушения здо­ровья, вызванные саморазрушающим поведением: непомер­ное курение, злоупотребление алкоголем и наркотическими веществами. Человек такой установкой считает, что и его жизнь и жизнь других людей вообще ничего не стоит.

«Я неблагополучен — ты благополучен». Человек с нега­тивным образом собственного «Я» отягощен происходящими событиями и принимает на себя вину за них. Он недостаточно уверен в себе, не претендует на успех, низко оценивает свой труд, отказывается брать на себя инициативу и ответственность. Он ощущает себя полностью зависимым от
окружающих, которые представляются ему огромными, все сильными, благополучными фигурами. Человек с такой позицией считает, что его жизнь немногого стоит в отличие от жизни других, благополучных людей,

«Я благополучен — мы неблагополучен». Эта установка
надменного превосходства. Данная фиксированная эмоцио­нальная установка может сформироваться как в раннем детстве, так и в более зрелом возрасте. Формирование установки в детстве может складываться по двум механизмам: в одном случае семья всячески подчеркивает превосходство
ребенка над другими ее членами и окружающими. Такой ребенок растет в атмосфере почитания, всепрощения и принижения окружающих. Другой механизм развития установки срабатывает, если ребенок постоянно пребывает в усло­виях, угрожающих его здоровью» или жизни (например, при плохом обращении с ребенком), и когда он восстанавливается после очередного унижения (или для того, чтобы просто выжить), он заключает «Я благополучен» — чтобы освободиться от своих обидчиков и тех, кто не защитил его: «Ты не благополучен». Человек с такой установкой считает
свою жизнь весьма ценной и не ценит жизнь другого чело­века.

Трансактный анализ включает:

структурный анализ - анализ структуры личности;

анализ трансакций — вербальных и невербальных вза­имодействий между людьми;

анализ психологических игр, скрытых трансакций, приводящих к желаемому исходу — выигрышу;

анализ сценария (скрипт-анализ) индивидуального - жизненного сценария, которому человек невольно следует.

В основе коррекционного взаимодействия лежит струк­турный анализ «эго-позиции», который предполагает демон­страцию взаимодействия с помощью техники ролевых игр.

Особо выделяются две проблемы: 1) контаминации, когда смешиваются два разных «эго-состояния», и 2) исключе­ния, когда «эго-состояния» жестко отграничены друг от друга.

В трансактном анализе используется принцип открытой коммуникации. Это означает, что психолог и клиент разго­варивают на простом языке, обычными словами (это зна­чит, что клиент может читать литературу по трансактному анализу).

Главная цель — помощь клиенту в осоз­нании своих игр, жизненного сценария, «эго-состояний» и при необходимости принятие новых решений, относящихся к поведению построения жизни. Сущность коррекции зак­лючается в том, чтобы освободить человека от выполнения навязанных программ поведения и помочь ему стать неза­висимым, спонтанным, способным, к полноценным отно­шениям и близости.

Целью также является достижение клиентом независи­мости и автономии, освобождение от принуждения, вклю­ченность в настоящие, свободные от игр взаимодействия, допускающие откровенность и близость.

Конечная цель — достижение автономии личности, опре­деление своей собственной судьбы, принятие ответственно­сти за свои поступки и чувства.

Позиция психолога. Основная задача психолога - обеспе­чить необходимый инсайт. А отсюда требование к его пози­ции: партнерство, принятие клиента, сочетание позиции учи­теля и эксперта. При этом психолог обращается к «эго-состоянию» «Взрослый» в клиенте, не потакает капризам «Ребенка» и не успокаивает разгневанного «Родителя» в клиенте.

Когда психолог использует излишне много терминоло­гии, непонятной клиенту, считается, что этим он стремиться защититься от собственной неуверенности от проблем.

Требования и ожидания от клиента. Основным условием работы в трансактном анализе является заключение кон­тракта. В контракте четко оговариваются: цели, которые кли­ент ставит перед собой; пути, по которым эти цели будут достигаться; предложения психолога по взаимодействию,; список требований к клиенту, который тот обязуется вы­полнять.

Клиент решает, какие убеждения, эмоции, стереотипы поведения он должен изменять в себе, чтобы достигнуть намеченных целей. После пересмотра ранних решений кли­енты начинают думать, вести себя и чувствовать по-другому, стремясь приобрести автономию. Наличие контракта предполагает взаимную ответственность обеих сторон: пси­холога и клиента.

Техника семейного моделирования включает в себя эле­менты психодрамы и структурного анализа «эго-состояния». Участник группового взаимодействия воспроизводит свои трансакции с моделью своей семьи. Проводится анализ психологических игр и вымогательств клиента, анализ ритуалов, структурирование времени, анализ позиции в обще­нии и, наконец, анализ сценария.

Трансактный анализ. Очень эффективен в групповой работе, предназначен для кратковременной психокоррекционной работы. Трансактный анализ предоставляет клиенту возможность выйти за рамки неосознаваемых схем и шаблонов поведения, и, приняв иную когнитивную структуру поведения, получить возможность произвольного свободного поведения.

_________________
Обратная связь osa-007@bk.ru
Скайп: psylab-litvinova

Клиент, помни! Правильно заданный вопрос и есть ответ!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 4 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Rambler's Top100

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Скайп: psylab-litvinova Срочная помощь психолога
домены:
Psychology OnLine.Net - материалы по психологии