ЗАПИСЬ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ ПО ТЕЛ 8-916-132-11-43 Оксана Николаевна У ВАС ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ, ОБРАЩАЙТЕСЬ! ОКАЗАНИЕ СРОЧНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ОН-ЛАЙН, СТУЧИТЕСЬ В СКАЙП: PSYLAB-LITVINOVA/ Понравился сайт, нажмите кнопочку!

Психологическая лаборатория Литвиновой

Помощь психолога в Москве тел. 8(916)132-11-43, КОНСУЛЬТАЦИИ ПО СКАЙПУ: psylab-litvinova
Текущее время: 29-03-2024, 01:32

Часовой пояс: UTC + 4 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Индивидуальная психотерапия.
СообщениеДобавлено: 25-04-2012, 02:38 
Не в сети
Клинический психолог, психолог-консультант, site admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02-04-2012, 01:38
Сообщения: 6504
Откуда: Москва
Индивидуальная психотерапия. Теоретические основы психотерапии А.Адлера.
При рассмотрении психологических теорий и учений в большинстве из них обнаруживается своеобразная ограниченность, когда встает вопрос об области их применения и средстве познания. Как будто с глубоким умыслом непременно отвергаются опыт и знания человека и словно подвергается сомнению всякая ценность художественного, творческого познания, угадывания и интуиции. Если психологи-экспериментаторы собирают или вызывают феномены с тем, чтобы сделать вывод о способах реагирования, то есть занимаются, по существу, физиологией душевной жизни, то другие исследователи упорядочивают все формы выражения и проявления души в традиционные системы или системы, мало, чем от них отличающиеся. При этом, разумеется, они вновь обнаруживают здесь в отдельных актах те же зависимости и связи, которые уже заранее были привнесены ими в схемы души.

Или же из отдельных не очень существенных, но подвластных измерению проявлений физиологического характера пытаются воссоздать душевные состояния и мысли, отождествляя одни с другими. То, что здесь якобы исключается субъективное мышление и вчувствование исследователя (на самом же деле они целиком пронизывают его теорию), эти исследователи считают к тому же еще и достоинством своей психологической концепции.

Эти направления по своей методике имеют значение начальной школы человеческого духа и напоминают устаревшую ныне естественную науку древности с ее закостенелыми системами, которые сегодня в целом заменены воззрениями, стремящимися как в биологическом, так и в философском и психологическом отношении осмыслить жизнь и ее вариации во взаимосвязях. Это же относится и к тому направлению в психологии, которое я назвал "сравнительной индивидуальной психологией". Она пытается из отдельных жизненных проявлений и форм выражения получить, как один из вариантов, картину целостной, личности, предполагая Целостность индивидуальности. При этом отдельные черты сравниваются друг с другом, выводится их общая направленность, и они собираются в единый обобщенный портрет, отражающий индивидуальность.

Возможно, покажется, что этот способ рассмотрения душевной жизни человека совершенно необычен или выглядит довольно дерзким. Помимо других направлений, он отчетливо проявляется в концепциях детской психологии. Но, прежде всего так можно представить сущность и творчество людей искусства: художника, скульптора, композитора и особенно писателя. В самых незначительных чертах произведений человека искусства наблюдатель способен распознать основные линии личности, его жизненный стиль и может воссоздать то, что он уже заранее вложил в них в отношении финала. Жизнь же в обществе, жизнь без научной предубежденности, представляет собой явление, оказавшееся настолько в плену вопроса "куда?", что уместно будет заметить: несмотря на все противоположные научные мнения, еще никому не удавалось сформировать о событии суждения, не уловив линию, которая, по-видимому, связывает все душевные проявления индивида, включая его фиктивную цель.

Когда я спешу домой, наблюдатель видит осанку, выражение лица, движения и жесты, которые обычно можно ожидать от человека, возвращающегося домой. И это, без каких бы то ни было рефлексов и какой-либо каузальности. Более того, мои рефлексы могут быть совершенно иными, причины могут варьировать — то, что можно понять психологически, и то, что нас прежде всего и чуть ли не единственное интересует в практическом и психологическом отношении, — это направление, в котором человек следует.

Далее, если я знаю цель человека, то и примерно знаю, что произойдет. В таком случае я способен упорядочить также, и каждый из следующих друг за другом актов, видеть их во взаимосвязи и постоянно корректировать или конкретизировать свое недостаточное знание контекста. До тех пор пока я буду знать только причины и, соответственно, только рефлексы и время реакции, возможности органов чувств и т.п., мне ничего не будет известно о том, что происходит в душе этого человека.

К этому надо добавить, что и сам наблюдаемый не знал бы, чего хочет, не будь он направлен на цель. До тех пор пока нам неизвестна линия его жизни, определенная целью, вся система его доступных наблюдению рефлексов вместе со всеми причинными условиями не может гарантировать нам последующую се­рию его поступков: они соответствовали бы любому возможному душевному побуждению. Наиболее отчетливо этот недостаток проявляется в ассоциативных экспериментах. Я никогда бы не подумал про одного испытавшего тяжелое разочарование мужчину, что он проассоциирует "дерево" с "веревкой". Но если я знаю его цель, самоубийство, то буду с уверенностью ожидать подобную последовательность его мыслей, причем настолько определенно, что постараюсь убрать с его глаз нож, яд и огнестрельное оружие. Только в выводах, которые делает человек; проявляется его индивидуальность, его апперцептивная схема.

Если посмотреть повнимательнее, то обнаружится следующая закономерность, пронизывающая проявление любого душевного события: мы не способны думать, чувствовать, желать, действовать, не имея перед собой цели. Ведь никакой причинности не достаточно живому организму, чтобы преодолеть хаос будущего и устранить бесплановость, жертвой которой мы бы стали. Всякое деяние осталось бы на стадии беспорядочного ощупывания, экономия душевной жизни оказалась бы недостижимой: без целостно­сти, физиогномики и личной нужды мы бы сравнялись с живым существом ранга амебы. Только неживое подчиняется очевидной каузальности. Но жизнь — это долженствование.

Нельзя сомневаться в том, что предположение о целевой установке в большей мере соответствует требованиям действительности. В отношении отдельного, вырванного из контекста феномена тоже, пожалуй, нет никаких сомнений. Можно легко привести тому подтверждение. Надо только сквозь призму этой гипотезы посмотреть на попытки, которые предпринимает маленький ребенок или роженица. От того же, кто пытается подходить к вещам без гипотез, чаще всего, пожалуй, остается скрытым более глубокий смысл. Прежде, чем делается первый шаг, уже существует цель движения, которая отражается в каждом отдельном акте.

Таким образом, во всех душевных движениях можно обнаружить, что они получают свое направление благодаря поставленной ранее цели. Но все эти преходящие, осязаемые цели после кратковременного периода стабильности в психическом развитии ребенка оказываются подчинены фиктивным конечным целям, понимаемым или ощущаемым как финал. Другими словами, душевная жизнь человека, словно созданный хорошим драматургом персонаж, устремляется к своему пятому акту.

Организационная форма, в которой в качестве основного инструмента лечебного (психотерапевтического) воздействия выс­тупает психотерапевт, а психотерапевтичес­кий процесс протекает в диаде врач — па­циент. В организационном аспекте индивидуальная психотерапия рассматривается в качестве альтернативы групповой (где инструментом психотера­певтического воздействия выступает и пси­хотерапевтическая группа), коллективной и семейной психотерапии. Используется в рамках практически всех концептуальных и методических направлений в психотера­пии, которые и определяют полностью спе­цифику психотерапевтического процесса, цели и задачи, способы воздействия, методи­ческие приемы, тип контакта между пациен­том и психотерапевтом, длительность и дру­гие переменные индивидуальной психотерапии.

Индивидуальная психотерапия проводится одним психотерапев­том, двумя (биполярная терапия) или не­сколькими котерапевтами. Нередко яв­ляется элементом комплексной терапии в сочетании с другими организационными формами психотерапии, фармако-, физио- или социотерапией. В американской лите­ратуре выделяют комбинированную тера­пию, совмещающую индивидуальную и групповую (или семейную) психотерапию, проводимую одним психотерапевтом, и сочетанную терапию, при которой пациент на­ходится на индивидуальной психотерапии у одного врача и одновре­менно участвует в семейной или групповой психотерапии у других психотерапевтов.

Методологически индивидуальная психотерапия наиболее близ­ка психотерапии в группе пациентов, ис­пользующей механизмы «заражения» и взаимообучения пациентов в индивидуаль­ных целях (аутогенная тренировка, гештальт-терапия). Сочетание с групповой психотерапией, центрированной на груп­повой динамике, или тем более семейной психотерапией, фокусирующейся на се­мейной микрогруппе как целостном субъ­екте системного психотерапевтического вмешательства, может предлагаться паци­енту только после тщательной проработки психотерапевтических целей, учитывающей как лечебный потенциал разных форм психотерапии, так и их возможный антаго­нистический эффект.

В психотерапевтическом процессе в русле индивидуальной психологии можно выделить 3 основные линии:

выявление травматического опыта, явившегося отправной точкой развития невроза;

исследование фиктивной цели и ошибочных апперцептивных схем, анализ аранжировок конечной цели;

развитие социального интереса.

В индивидуальной психологии разработана детальная схема основных направлений изучения ребенка:

1) через вопросы выясняется, когда и при каких обстоятельствах возникли проблемы (изменения в окружающей среде, болезни, рождение членов семьи, начало занятий в школе, появление новых друзей);

2) обнаружение враждебной установки, чувства превосходства, в каких личностных характеристиках и поведенческих реакциях они проявляются;

3) ограничение инстинктивной активности и развитие стремления к превосходству;

4) выяснение особенностей общения ребенка и развития его социального интереса;

5) отношения с окружающими в настоящее время;

6) информация о семейной ситуации, нормах общения в семье дает возможность узнать позицию ребенка, его восприятие и оценку этой позиции;

7) отношения к другим людям;

8) надежды и ожидания ребенка;

9) прототипы реализации стремления к превосходству проявляются в предпочитаемых играх и сказках;

10) тенденция к изоляции, утрате социального интереса, пассивности, господству чувства превосходства через анализ раннего воспоминания, снов;

11) выявление причин комического, детского и глупого поведения;

12) выявление физических недостатков, формирующих комплекс неполноценности;

13) выяснение связей между стремлением к успеху и ошибками;

14) знакомство с позитивными достижениями. Возможностями и особенностями развития психологических функций в разных сферах.



Альфред Адлер (Adier A., 1870-1937) - основатель индивидуальной психологии.
Родился в Вене, умер в возрасте 67 лет в Шотландии во время лекционного турне по странам Европы. Тяжелые заболевания, перенесенные А. в детстве, повлияли на выбор специальности врача и формиро­вание в дальнейшем интереса к идеям ком­пенсации органической неполноценности.

В 18 лет А. Адлер поступил в Венский уни­верситет, где изучал медицину. Будучи сту­дентом, интересовался идеями социализма. После окончания университета работал врачом-офтальмологом, потом терапевтом. Постепенно его интересы стали смещаться в область неврологии и психиатрии.

В 1902 г. А. Адлер одним из первых всту­пил в кружок психоаналитиков, организо­ванный Фрейдом (Freud S.). В 1910 г. по инициативе создателя психоанализа А. Адлер был выдвинут на пост первого прези­дента Венского психоаналитического об­щества. К 1911 г. теоретические расхож­дения между Фрейдом и А. Адлером стали на­столько серьезными и явными, что после­дний был вынужден отказаться от поста президента и покинуть Общество. Он ос­новал собственную Ассоциацию индиви­дуальной психологии, идеи которой стали распространяться по всей Европе.

Помимо исследований в сфере психо­логии и психотерапии, А. Адлер занимался педа­гогикой, обучением учителей, организацией консультативных центров в школах, где родители могли получить совет по вопро­сам воспитания, взаимоотношений в семье.

А. совершал лекционные поездки по странам Европы и Нового Света и поль­зовался репутацией незаурядного орато­ра. После прихода к власти в Германии на­цистов покинул Европу и переехал в США, где с 1932 г. преподавал медицинскую психологию в Лонг-Айлендском колледже.

А. разработал холистическую систему индивидуальной психологии, подчеркива­ющую подход к пониманию каждого че­ловека как интегрированной целостности в социальном контексте.

Основные принципы учения А. Адлера, вошед­шие в концепцию индивидуальной психо­логии, — холизм (целостность), единство индивидуального стиля жизни, потреб­ность в кооперации, или общественное чув­ство (социальный интерес), и направлен­ность поведения к цели.

А. Адлер утверждал, что цели и ожидания больше влияют на поведение человека, чем прошлый опыт, а основным побудитель­ным мотивом, кроме того, является стрем­ление достичь превосходства и адаптации к среде. Он подчеркивал детерминирую­щее влияние социума на каждого челове­ка и важность социальных интересов — чувства общности, кооперации и альтруиз­ма. А. Адлер отвергал антагонизм сознательно­го и бессознательного в человеке. Одним из первых он привлек внимание к роли неправильного семейного воспитания — эмоционального отвержения и попусти­тельства — в возникновении неврозов.

Созданная А.Адлером (Adler A.), индивидуальная психотерапия явилась крупным шагом вперед в по­нимании человека, неповторимости его уни­кального жизненного пути. Именно индивидуальная психотерапия предвосхитила многие положения гумани­стической психологии, экзистенциализма, гештальт-терапии и др.

Индивидуальная психотерапия включает в себя такие понятия, как: жизненные цели, стиль жизни, схема апперцепции, чувство общественного и связанная с ним по­требность в социальной кооперации, са­мость. А. Адлер полагал, что жизненные цели, мотивирующие поведение человека в насто­ящем, ориентирующие его на развитие и до­стижение исполнения желаний в будущем, коренятся в его прошлом опыте, а в настоя­щем поддерживаются актуализацией чув­ства опасности, незащищенности. Жизнен­ная цель каждого индивидуума складыва­ется из его личного опыта, ценностей, отно­шений, особенностей самой личности. Мно­гие жизненные цели сформировались еще в раннем детстве и остаются до поры до вре­мени неосознанными. Сам А.Адлер считал, что на его выбор профессии врача повлия­ли частые болезни в детстве и связанный с ними страх смерти.

Жизненные цели служат индивидууму для защиты против чувства беспомощнос­ти, средством соединения совершенного и могущественного будущего с тревожным и неопределенным настоящим. При выра­женности чувства неполноценности, столь характерного для больных неврозами в понимании А. Адлера, жизненные цели могут приобретать преувеличенный, нереалисти­ческий характер (автором открыты меха­низмы компенсации и гиперкомпенсации). У больного неврозами часто наблюдается весьма значительное расхождение между сознательными и неосознаваемыми целя­ми, в результате чего он игнорирует воз­можность реальных достижений и предпочитает фантазии на тему личного превос­ходства.

Стиль жизни — это тот уникальный способ, который выбирает человек для ре­ализации своих жизненных целей. Это ин­тегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с ней. Симптом болезни или черта личности могут быть по­няты лишь в контексте стиля жизни, как своеобразное его выражение. Поэтому так актуальны сейчас слова Адлера: «Инди­видуум как целостное существо не может быть изъят из своих связей с жизнью... По этой причине экспериментальные тесты, которые имеют дело в лучшем случае с ча­стными аспектами жизни индивидуума, мало что могут сказать нам о его характе­ре...»

В рамках своего стиля жизни каждый человек создает субъективное представле­ние о себе и мире, которое А. Адлер называл схемой апперцепции и которое детермини­рует его поведение. Схема апперцепции, как правило, обладает способностью само­подтверждения, или самоусиления. Напри­мер, изначальное переживание человеком страха приведет его к тому, что окружаю­щая ситуация, с которой он вступит в кон­такт, будет восприниматься им как еще более угрожающая.

Под чувством общественного А. Адлер по­нимал «чувство человеческой солидарнос­ти, связи человека с человеком... расшире­ние ощущения товарищества в человечес­ком обществе». В определенном смысле все человеческое поведение социально, по­скольку, говорил он, мы развиваемся в со­циальном окружении и наши личности формируются социально. Чувство общест­венного включает ощущение родства со всем человечеством и связанность с жиз­ненным целым.

Опираясь на теорию эволюции Дарви­на, А. Адлер полагал, что способность и по­требность кооперироваться являются од­ной из важнейших форм приспособления людей к среде. Только кооперация людей, согласованность их поведения предостав­ляет им шанс преодоления действительной неполноценности или ощущения ее. Заб­локированная потребность в социальной кооперации и сопутствующее ей чувство неадекватности лежат в основе неприспо­собленности к жизни и невротического по­ведения.

Афористично звучат слова А. Адлера: «Если человек сотрудничает с людьми, он никогда не станет невротиком».

Понятие самости, как и многие катего­рии психоанализа, автор не относит к опе­рациональным. Самость в его понимании тождественна творческой силе, с помощью которой человек направляет свои потреб­ности, придает им форму и значимую цель. Формирование жизненной цели, стиля жиз­ни, схемы апперцепции — акты творчества. Самость руководит и управляет индиви­дуальным реагированием на окружающее. По мнению А. Адлера, основным недостатком в понимании З. Фрейдом (Freud S.) лично­сти и сущности психотерапевтического процесса была недооценка уникальности человеческой судьбы. Самость — форма реализации этой уникальности, она актив­но формирует стиль жизни, отвергая одни переживания и избирательно принимая другие.

В концепции психотерапии А. Адлер вы­делял 3 аспекта: понимание и принятие пациентом индивидуального стиля жизни; помощь пациенту в понимании себя; тре­нировка и усиление социального интереса, потребности в социальной кооперации.

Как правило, сеанс психотерапии начи­нается с анализа индивидуального стиля жизни пациента, т. е. поиска тех проблем, которые отражаются в поведении его на разных этапах онтогенеза. Этому помогает анализ самых ранних воспоминаний или наиболее значимых событий детства. Вос­поминания, которые первыми придут на ум, по мнению А. Адлера, далеко не случайны, а соответствуют тем психологическим про­блемам, которые пациент самостоятельно решить не мог как в прошлом, так и в насто­ящем. В рассказе пациента найдут отраже­ние негативные обстоятельства, повлиявшие на его личностный рост, а именно — орга­ническая неполноценность, эмоциональное отвержение или избыточное потворство со стороны родителей. Важно также обращать внимание на невербальные сообщения пациента — мимику, жесты, интонацию голоса, а также ключевые слова (глаголы), которы­ми он выражает прошлые действия (прооб­раз практики нейролингвистического про­граммирования) .

Сама психотерапия представляет собой процедуру, отличную от психоанализа З. Фрей­да. В беседах с пациентом психотерапевт создает атмосферу безопасности, доброже­лательности, сочувствия и поддержки. Он собирает материал, интегрирует те части прошлого и настоящего опыта больного, которые ускользали от его осознания. А за­тем возникшая вновь целостность «с улыб­кой возвращается психотерапевтом пациен­ту». Непременными условиями психотера­пии является установление визуального контакта и эмпатического раппорта.

Следующий шаг в психотерапии А. Адле­ра — оказание помощи пациенту в пони­мании себя. Что в прошлом опыте пере­живалось и переживается как слабость, недостаточность, некомпетентность? Какие цели ставит перед собой пациент, чтобы достигнуть невротических атрибутов пре­восходства? Если когнитивное осознание этих реалий пациентом достигнуто, то он оказывается готовым воспринять этот опыт и эмоционально, а в дальнейшем через вы­полнение конкретных заданий психотера­певта реализовать его в поведении. Нако­нец, сотрудничество психотерапевта и па­циента становится предметом их совме­стного обсуждения. Что испытывает паци­ент по отношению к психотерапевту? Ка­кие переживания из его раннего опыта он проецирует на психотерапевта? Пациент, удовлетворив свою потребность быть ус­лышанным, понятым, принятым, становит­ся способным открыться альтруистическо­му опыту и осознать собственную проти­воречивость. Своим новым поведением, ин­тересом к проблемам ближних он иниции­рует изменения в социальном контексте, от которого, в свою очередь, сам зависит.

Таким образом, схема развития психоте­рапевтического процесса в индивидуальной психотерапии выглядит следующим образом: 1) вхождение психо­терапевта в контакт с пациентом с помощью эмпатии, доброты, поддержки; 2) форми­рование ответственности пациента за успех лечения (сигналом о готовности его к со­трудничеству с психотерапевтом служит, в частности, желание вспомнить собственное прошлое); 3) когнитивное осознание паци­ентом жизненного стиля и проблем самости; 4) эмоциональное отреагирование и сопри­косновение с ранее неосознаваемым чувст­венным опытом; 5) проверка в реальности нового опыта.

Цель психотерапии А.Адлера – вернуть человека в человечество.

Задачи – развитие социального чувства: развитие кооперативного поведения, определение жизненных целей (работа, дружба, любовь), коррекция жизненного стиля.

Три основных аспекта терапии: понимание специфического стиля жизни, помощь в понимании самого себя, усиление социального интереса.

Пять источников достоверного изучения личности:

- ранние детские воспоминания;

- сновидения и грезы;

- порядок рождения ребенка в семье;

- трудности детства;

- характер экзогенного фактора, обусловившего данное нарушение или болезнь.

Методы психотерапии.

Интервью, метод ранних воспоминаний, качественный анализ ранних воспоминаний, анализ сновидений, опросники и анкеты, анализ неблагоприятных ситуаций в детстве.

Основные предположения А.Адлера могут быть выражено в следующем:

любое поведение происходит в социальном контакте;

развитие восприятия себя частью большего социального целого, чувства социальной вовлеченности, желания внести свой вклад в общественную жизнь на общее благо – социальный интерес;

поведение может меняться на протяжении всей жизни человека в соответствии с требованиями ситуации, с целями, присущими его стилю жизни;

становление – это жизнь человеческой души;

на протяжении жизни человек сталкивается с альтернативами;

Процесс психотерапии по А.Адлеру имеет 4 цели:

отношения – создание и поддержание «хороших» отношений;

анализ – раскрытие динамики пациента, его стиля жизни, его целей, того, как они влияют на ход его жизни;

интерпретация полученных данных (сновидений), кульминацией которой является инсайт;

переориентация начинается с предварительного, мягкого или энергичного убеждения пациента, что изменение необходимо в его же интересах.

Индивидуальная психотерапия в 20—40-х гг. XX столетия была очень популярна в странах Западной Ев­ропы и США.

_________________
Обратная связь osa-007@bk.ru
Скайп: psylab-litvinova

Клиент, помни! Правильно заданный вопрос и есть ответ!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 4 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Rambler's Top100

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Скайп: psylab-litvinova Срочная помощь психолога
домены:
Psychology OnLine.Net - материалы по психологии