ЗАПИСЬ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ ПО ТЕЛ 8-916-132-11-43 Оксана Николаевна У ВАС ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ, ОБРАЩАЙТЕСЬ! ОКАЗАНИЕ СРОЧНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ОН-ЛАЙН, СТУЧИТЕСЬ В СКАЙП: PSYLAB-LITVINOVA/ Понравился сайт, нажмите кнопочку!

Психологическая лаборатория Литвиновой

Помощь психолога в Москве тел. 8(916)132-11-43, КОНСУЛЬТАЦИИ ПО СКАЙПУ: psylab-litvinova
Текущее время: 29-03-2024, 00:49

Часовой пояс: UTC + 4 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Классический психоанализ.
СообщениеДобавлено: 25-04-2012, 02:42 
Не в сети
Клинический психолог, психолог-консультант, site admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02-04-2012, 01:38
Сообщения: 6504
Откуда: Москва
Классический психоанализ.
Для того чтобы понять сущность этого подхода, необходимо обратиться к основам теории личности его создателя Зигмунда Фрейда. Психодинамический подход утверждает, что мысли, чувства и поведение человека детерминированы бессознательными психическими процессами. Фрейд сравнивал личность человека с айсбергом: верхушку айсберга представляет сознание, основную же массу, расположенную под водой и не видимую, — бессознательное. Личность, по Фрейду, состоит из трех главных компонентов. Первый компонент — «ид» (оно) — резервуар бессознательной энергии, называемой либидо. Второй компонент личности — «эго» (я). Это — разум. «Эго» ищет пути удовлетворения инстинктов с учетом норм и правил общества. «Эго» — исполнительная власть личности. Третий компонент личности — «супер-эго». Этот компонент развивается в процессе воспитания как результат интернализации родительских и социальных ценностей. Фрейд использует для этого процесса термин «интроекция». «Суперэго» действует на основе морального принципа, нарушение его норм приводит к чувству вины.

Инстинкты (ид), разум (эго) и мораль (суперэго) часто не ладят между собой, приходят в столкновение — возникают интрапсихические, или психодинамические, конфликты. Фрейд считал, что число этих конфликтов, их природа и способы разрешения придают форму личности и определяют многие аспекты поведения. Личность отражается в том, как человек решает задачу удовлетворения широкого спектра потребностей.

В норме, адаптивное поведение связывается с малым количеством конфликтов или с эффективным их решением. Наиболее важная функция «эго» — образование защитных механизмов против тревоги и вины. Механизмы защиты — это бессознательная психологическая тактика, помогающая защитить человека от неприятных эмоций, Невротическая тревога, по Фрейду, это сигнал того, что бессознательные импульсы угрожают преодолеть защитные механизмы и достичь сознания.

Благодаря действию защитных механизмов бессознательное становится трудным для исследования, но Фрейд разработал для этого метод — психоанализ. Психоанализ включает толкование свободных ассоциаций, сновидений, обыденного поведения (обмолвок, ошибок памяти и др.), анализ переноса.

Психоанализ (и любой другой метод в рамках психодинамического подхода) ставит перед собой две основные задачи:

1. Добиться у пациента осознания (инсайта) интрапсихического, или психодинамического, конфликта.

2. Проработать конфликт, то есть проследить, как он влияет на актуальное поведение и на интерперсональные отношения.

Эта работа помогает затем пациенту осознать, как бессознательный конфликт и связанные с ним защитные механизмы создают межличностные проблемы. Так, враждебность пациента к начальнику, старшему сотруднику или другой «родительской фигуре» может являться символическим, бессознательным отреагированием детских конфликтов с родителем.

Сущность психодинамического подхода в психотерапии можно выразить следующим образом: это подход, который подчеркивает важность для понимания генеза и лечения эмоциональных расстройств интрапсихических конфликтов, которые являются результатом динамической и часто бессознательной борьбы противоречивых мотивов внутри личности.

Этим термином обозначается: 1) направ­ление глубинной психологии, рассматри­вающее бессознательное в качестве детер­минанты развития и функционирования личности; 2) психотерапевтическая систе­ма, в основе которой лежит выявление осо­бенностей переживаний и действий челове­ка, обусловленных неосознаваемыми моти­вами.

В работе «Эго и Ид» З.Фрейд (Freud S.) писал: «Психоанализ — инструмент, даю­щий возможность Эго достичь победы над Ид». Он считал, что в психоанализе основ­ные усилия направлены на то, чтобы «уси­лить Эго, сделать его более независимым от Супер-Эго, расширить сферу действия пер­цепции и укрепить его организацию... Где было Ид, там будет Эго». Цель психоанали­за Фрейд видел в том, чтобы сделать бессоз­нательное сознательным; он утверждал, что «дело анализа — обеспечить, насколько это возможно, хорошие условия для функцио­нирования Эго».

Ключевыми, определяющими понятия­ми психоанализа являются: свободные ас­социации, перенос и интерпретация.

Классическая аналитическая техника включает ежедневные (5 раз в неделю) встречи с пациентом, укладывание его на кушетку, избегание всяческих советов, прописывания лекарств, воздержание от уп­равления его жизнью, ограничение выска­зываний интерпретациями и инструктиро­вание по выполнению основного правила свободных ассоциаций. Психоанализ мож­но охарактеризовать как долгосрочную, интенсивную, интерпретативную психоте­рапию.

Техника свободного ассоциирования основана на трех предположениях: все мысли направлены к тому, что является значимым; потребность пациента в психо­терапии и значение того, что его лечат, пове­дут его ассоциации в направлении значи­мого, за исключением того случая, когда действует сопротивление; сопротивление проявляет себя во время сеансов в невоз­можности свободно ассоциировать. В со­ответствии с инструкцией психоаналити­ка пациент должен выполнять «основное правило», т. е. сообщать свои мысли без­оговорочно и не делать попыток сосредо­точиваться во время этого.

Вторым ключевым понятием анализа является перенос, процесс, посредством ко­торого пациент перемещает на психоанали­тика чувства, мысли, фантазии и пр., выз­ванные ранее действовавшими в жизни па­циента фигурами. Благодаря переносу больной наделяет психоаналитика зна­чимостью другого, обычно ранее существо­вавшего объекта. Первое описание и обсуж­дение роли переноса дано Фрейдом в рабо­те об истерии. Перенос является пережива­нием чувств, побуждений, фантазий и защит по отношению к личности в настоящем, ко­торая не является подходящей для этого, но это есть повторение реакций, образованных по отношению к значимым фигурам ранне­го детства. Основная важность реакций пе­реноса вытекает из того факта, что пациент испытывает в ситуации лечения и в отноше­нии к психоаналитику все значимые чело­веческие чувства своего прошлого. Пере­нос — это особый вид отношений, главной характеристикой которого является пережи­вание некоторых чувств, действительно об­ращенных к другой личности. На личность в настоящем пациент реагирует, как будто это личность из прошлого. Перенос есть по­вторение, новое «издание» старых объект­ных отношений. Это анахронизм, времен­ная погрешность; имеет место перемещение: импульсы, чувства и защиты по отношению к личности в прошлом перемещаются на личность в настоящем. Поскольку это бес­сознательное явление, человек, реагирую­щий чувствами переноса, большей частью не осознает искажения. Определение перено­са включает 4 основных утверждения: пере­нос является разновидностью объектных отношений; явления переноса повторяют прошлое отношение к объекту; механизм пе­ремещения играет важную роль в реакциях переноса; перенос является регрессивным феноменом.

Существует много способов классифи­кации различных клинических форм реакции переноса. В соответствии с объек­том переноса и повторяемой стадией раз­вития сексуальности перенос может быть отцовским, материнским, эдиповым, доэдиповым. Перенос может быть объектным или нарциссическим в соответствии с тем, представляет ли пациент своего психоана­литика как внешнюю персону, от которой он зависит, которую он любит или ненави­дит, или как часть самого себя. Перенос может быть положительным или отрица­тельным в зависимости от того, расценива­ет ли пациент психоаналитика как добро­желательную фигуру или недоброжела­тельную.

В работе «Воспоминание, повторение и тщательная проработка» Фрейд описал невроз переноса, когда во время психоана­лиза пациент замещает свой обычный не­вроз этим неврозом, вовлекая психоанали­тика. Автор использовал это понятие, что­бы обозначить совокупность реакций пере­носа, в котором анализ и психоаналитик становятся центром эмоциональной жизни пациента, а невротический конфликт боль­ного вновь оживает в аналитической ситу­ации. Психоаналитическая техника на­правлена на то, чтобы обеспечить макси­мальное развитие невроза переноса.

Контрперенос описан Фрейдом в ра­боте «Рекомендации врачам, практикую­щим психоанализ», где подчеркивается не­обходимость для психоаналитика «психо­аналитического очищения». Для того что­бы разрешить перенос, психоаналитику не­обходимо соблюдать анонимность: «Вра­чу следует быть непроницаемым для сво­их пациентов, и, как зеркало, он не должен показывать им ничего, кроме того, что по­казывают ему». Автор видел в переносе существенную часть терапевтического про­цесса: «В конечном счете каждый конф­ликт должен быть переведен в сферу пере­носа».

Следующим ключевым понятием пси­хоанализа является интерпретация. В сво­их заявлениях психоаналитик приписы­вает сновидениям, симптомам и цепочке свободных ассоциаций пациента некото­рое дополнительное значение по сравне­нию с тем, как расценивает эти феномены сам пациент. Интерпретация переноса ус­танавливает связь между поведением и ас­социациями пациента и его отношением к психоаналитику. Интерпретация содержа­ния относится к бессознательным импуль­сам и фантазиям и не касается тех защит­ных процессов, которые поддерживают их в качестве бессознательных. Прямые ин­терпретации основываются только на зна­нии психоаналитиком символики, безотно­сительно к ассоциации пациента. Коррек­тные интерпретации адекватно объясняют интерпретируемый материал, формулиру­ются таким образом и сообщаются в такое время, что обладают актуальностью для пациента.

Интерпретация является наиболее важ­ной аналитической процедурой. Процесс анализирования включает конфронтацию, когда явление должно стать очевидным для сознательного Эго пациента. Прояс­нение относится к тем действиям, которые имеют целью поместить анализируемый психический феномен в четкий фокус. Следующий шаг при анализировании — интерпретация, которая в психоанализе является окончательным и решающим дей­ствием. Интерпретировать — значит де­лать неосознанные феномены осознанны­ми. Функция интерпретации направлена на увеличение самосознания, способствует интеграции благодаря осознаванию паци­ентом внутренних процессов. Последний шаг в анализировании — тщательная про­работка. Этот термин относится к комп­лексу процедур и процессов, которые на­блюдаются после инсайта.

Классическим примером интерпрета­ции служит толкование сновидений. Пси­хоанализ основан на убеждении, что сно­видения имеют психологическое значение, подойти к которому можно через интер­претацию. Фрейд считал, что сновидения имеют первоначальный текст, оглашение которого наталкивается на цензуру, так что сновидение приходится переписывать в форме, непонятной цензору. Первоначаль­ный набросок — это скрытое содержание, его переписывание составляет работу сно­видений, а конечный, оглашаемый вариант есть видимое содержание. Автор утверждал, что сновидения выражают желания как исполненные: «Мысль, выраженная в желательном наклонении, заместилась пред­ставлением в настоящем времени».

Важным понятием в психоанализе яв­ляется сопротивление, которое означает противодействие в ходе анализа превраще­нию бессознательных процессов в созна­тельные. В состоянии сопротивления паци­ент отклоняет интерпретации психоанали­тика. Термин «сопротивление» относится ко всем силам внутри пациента, которые находятся в оппозиции к процедурам и процессам психоаналитической работы. Сопротивление является повторением тех защитных операций, которые пациент ис­пользовал в своей обычной прошлой жизни. Все варианты психических явлений могут быть использованы для целей сопротивле­ния, но, вне зависимости от того, что служит его источником, сопротивление действует через Эго пациента. Хотя некоторые аспек­ты сопротивления могут быть осознаны, зна­чительная их часть остается бессознатель­ной. Фрейд писал: «Сопротивление сопро­вождает лечение шаг за шагом. Каждая ас­социация, каждое действие личности при лечении включают сопротивление и пред­ставляют собой компромисс между силами, которые стремятся к выздоровлению, и си­лами, которые противодействуют этому».

В психоаналитической ситуации меха­низмы защиты проявляются как сопротив­ление. Автор употреблял эти термины как синонимы в большинстве своих работ. В течение курса психоанализа силы сопро­тивления используют все механизмы, фор­мы, способы, методы и защиты, которые Эго применяет во внешней жизни пациента.

Анализ сопротивления включает не­сколько основных процедур. Психоана­литик должен: осознать сопротивление, продемонстрировать его пациенту, прояс­нить мотивы и форму сопротивления (ка­кой специфический болезненный аффект заставляет пациента сопротивляться; ка­кую конкретную форму и метод пациент использует для выражения своего сопро­тивления); интерпретировать сопротивле­ние (выявить, какие фантазии или воспо­минания являются причиной аффектов и побуждений, которые стоят за сопротивле­нием; заниматься историей и бессознатель­ными объектами данных аффектов и по­буждений или событий во время анализа, вне анализа и в прошлом); интерпретиро­вать форму сопротивления, для чего зани­маться анализом этой и сходных форм де­ятельности во время и вне анализа; про­следить историю и бессознательные цели этой деятельности в настоящем и прошлом пациента. Последняя процедура — тща­тельная проработка.

Тесно связано с сопротивлением поня­тие защиты — «общее название для всех специальных приемов, которые Эго ис­пользует в конфликтах, могущих привести к неврозу». Предназначение защиты в том, чтобы не допустить осознания импульсов, воспоминаний, предохранить Эго. Меха­низмы защиты могут побуждаться тревогой, обусловленной увеличением инстинктивно­го напряжения, угрозами Супер-Эго или реальной опасностью. Поскольку психи­ческий фактор, приводящий в действие за­щиту, должен воспринять угрожающий перцепт до того, как он становится доступным сознанию, Фрейд заменил понятие «созна­ние» на Эго, так как Эго является частич­но бессознательным и способно к автома­тическим, бессознательным реакциям на изменения внутреннего напряжения. По мнению автора, неврозы обусловлены нару­шениями в работе механизмов защиты.

Классический психоанализ включает теорию психологичес­кого происхождения неврозов. В класси­ческой теории различаются следующие типы неврозов.

1. Психоневроз, который обусловлен причинами, относящимися к прошлому и объясним только в терминах личности и истории жизни. Существует 3 типа психо­неврозов — истерическая конверсия, ис­терический страх (фобия) и невроз навяз­чивых состояний. Симптомы этих невро­зов можно интерпретировать как конф­ликт между Эго и Ид.

2. Актуальный невроз обусловлен при­чинами, относящимися к настоящему, и объясним в терминах сексуальных привы­чек пациента. Он является физиологичес­ким последствием нарушений в половом функционировании. Фрейд разграничил две формы: неврастению как результат половых излишеств и невроз тревоги как результат отсутствия облегчения от поло­вого возбуждения.

3. Нарциссический невроз, при кото­ром пациент не способен к образованию переноса.

4. Невроз характера — в этом случае симптомы являются чертами характера.

5. Травматический невроз, который вы­зывается потрясением.

6. При неврозе переноса, который раз­вивается в ходе психоанализа, пациент проявляет навязчивый интерес к психо­аналитику.

Психоаналитик утверждает, что психо­неврозы обусловлены невротическим кон­фликтом, т. е. бессознательным конфлик­том между побуждением Ид, стремящегося к разрядке, и защитой Эго, предотвращаю­щей непосредственную разрядку или дос­туп к сознанию. Таким образом, конфликт является невротическим только в том слу­чае, если одна сторона бессознательна и/ или если он разрешается путем примене­ния механизмов защиты, отличных от суб­лимации. Психоанализ рассматривает сим­птом как осуществление компромисса меж­ду подавляемым желанием и требования­ми подавляющего фактора. Возникнове­ние симптома обусловлено символизаци­ей, которую Фрейд характеризовал как «древний, но вышедший из употребления способ выражения». Сложную роль в не­вротическом конфликте играет Супер-Эго. Именно Супер-Эго заставляет Эго чувство­вать себя виноватым даже за символичес­кую и искаженную разрядку, которая про­является как симптомы психоневроза. Со­знательно она ощущается весьма болезнен­но. Таким образом, все части психическо­го аппарата участвуют в формировании невротического симптома.

_________________
Обратная связь osa-007@bk.ru
Скайп: psylab-litvinova

Клиент, помни! Правильно заданный вопрос и есть ответ!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 4 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Rambler's Top100

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Скайп: psylab-litvinova Срочная помощь психолога
домены:
Psychology OnLine.Net - материалы по психологии