ЗАПИСЬ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ ПО ТЕЛ 8-916-132-11-43 Оксана Николаевна У ВАС ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ, ОБРАЩАЙТЕСЬ! ОКАЗАНИЕ СРОЧНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ОН-ЛАЙН, СТУЧИТЕСЬ В СКАЙП: PSYLAB-LITVINOVA/ Понравился сайт, нажмите кнопочку!

Психологическая лаборатория Литвиновой

Помощь психолога в Москве тел. 8(916)132-11-43, КОНСУЛЬТАЦИИ ПО СКАЙПУ: psylab-litvinova
Текущее время: 29-03-2024, 04:42

Часовой пояс: UTC + 4 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Психотерапевт и его функции.
СообщениеДобавлено: 25-04-2012, 02:44 
Не в сети
Клинический психолог, психолог-консультант, site admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02-04-2012, 01:38
Сообщения: 6504
Откуда: Москва
Поскольку личность консультанта является его орудием труда, ее полнота и целостность приобретает важное значение для эффективной психотерапии. Перечислим необходимые психотерапевту качества: умение привлекать людей к себе, умение чувствовать себя свободно в любом обществе, способность к эмпатии и прочие внешние атрибуты обаяния. Эти качества не всегда бывают врожденными, но в значительной мере являются благоприобретенными. Они появляются в результате доброжелательного интереса к людям.

Психотерапевт – это подготовлен­ный специалист, умеющий диагностиро­вать и лечить заболевания, преимуще­ственно психогенного происхождения, целенаправленно применяя в качестве лечебного средства психологическое воз­действие. Из-за специфики психотера­пии он в той или иной мере привносит в лечебный процесс своеобразие своей личности, собственной системы ценностей, предпочитаемых теоретических ориента­ции и психотерапевтических технологий. Для разных направлений психотерапии характерны различные акценты в оценке значимости личностных качеств П. или психотерапевтических приемов для эф­фективности лечения. Это различие обна­руживается при сопоставлении клиент-центрированной, поведенческой рацио­нально-эмоциональной, психодинамичес­кой психотерапии.

2.

Перед консультированием начинающим психотерапевтам следует самим пройти психоанализ, иначе они подсознательно будут исходить из собственных комплексов при работе. Это помогает психотерапевту лучше узнать себя. Так считает Мэй.

Психотерапевту необходимо развивать в себе то, что Адлер назвал мужеством несовершенства, то есть умение мужественно принимать неудачу. Мужество несовершенства заключается в том, чтобы собрать все силы на одну решающую битву, исход которой может оказаться и победой, и поражением.

Психотерапевт должен научится радоваться самому процессу жизни. Удовольствие, получаемое от жизни и работы, избавит от необходимости постоянно мотивировать поступки и взвешивать каждый шаг в зависимости от того, что он сам даст. Психотерапевт должен быть убежден, что проявляет интерес к людям ради них самих.

К. Роджерс считает, что помощник должен быть открытым и способным проявлять безусловное позитивное внимание, т.е. принимать и воспринимать клиента как заслуживающего уважения независимо от того, кем он является, что говорит или делает; помощнику должна быть присуща конгруэнтность, т.е. он должен использовать свои чувства в процессе консультирования, его вербальное и невербальное поведение должно быть открыто для клиента и быть последовательным; помощник должен проявлять в своем поведении подлинность. Т.е. быть честным, откровенным и не прятаться за свой «фасад»; он должен проявлять эмпатию, т.е. показать клиенту, что понимает образ его мыслей и чувства и может видеть мир таким, каким его видит клиент, но в тоже время он сохраняет свою отделенность от мира клиента. Это должно проявляться в поведении психотерапевта, чтобы клиент мог их ощутить.

Колшед приводит перечень качеств эффективного консультанта:

эмпатия – усилие увидеть мир глазами другого человека;

уважение – отношение к другому человеку, подразумевающему веру в его способности справиться с проблемой;

конкретность (способность быть определенным и точным) – способ коммуникации с другим человеком, при котором у него возникает большая ясность в отношении своих высказываний;

знание и принятие себя, а также готовность помочь в этом другим;

подлинность – умение быть искренним во взаимоотношениях;

конгруэнтность – совпадение того, что говорится с тем, что сообщается языком тела;

непосредственность – работа с тем опытом, который имеет место в процессе консультирования в настоящий момент, как с примером того, что имеет место в повседневной жизни клиента.

Большое количество специалистов склоняется к мнению, что качество межличностных отношений между клиентом и психотерапевтом является важным фактором. Между эффективностью психотерапии и качествами психотерапевта существуют более сложные взаимоотношения. Труакса и Кархафа признают существование взаимосвязи между эффективностью консультанта и его эмпатией, уважением к клиенту и подлинностью его поведения.

Тот факт, что сам психотерапевт прошел курс собственной психотерапии, не является гарантией эффективности психотерапии. Пол и национальность не влияют на эффективность психотерапии. Ценность опыта работы психотерапевта как фактора, обусловливающего эффективность психотерапии вызывает дискуссию. Психотерапевты, имеющие собственные эмоциональные проблемы, чаще менее эффективны в работе. Психотерапевты более эффективны в тех случаях, когда они имеют дело с клиентами, разделяющими их собственные жизненные ценности.

Психотерапевт должен обладать навыками эксперта. Так, например, в исследованиях З.Фрейда открыт принцип «позволения людям услышать самих себя», он описан через известную метафору о том, психоаналитик является «зеркалом пациента». Перечислим навыки профессионального консультирования:

уметь дать человеку закончить говорить без реагирования;

точно отражать и воссоздать содержание беседы и чувства;

перефразировать сказанное другим;

подытожить этап интервью так, чтобы продвинуть беседу;

прояснить свою собственную роль для собеседника;

использовать открытые вопросы;

использовать суфлирование, способствуя продвижению собеседника в его повествовании;

вытягивать чувства собеседника;

предлагать экспериментальное понимание проблемы, ситуации;

чувствовать, как другой человек воздействует на вас;

быть толерантным к молчанию;

контролировать свою собственную тревогу и расслабляться;

фокусироваться на «здесь» и «сейчас» так же легко, как на «там и тогда»;

определять направление и держать фокус в ходе беседы;

регистрировать и противостоять амбивалентности и непоследовательности;

находить и ставить общие цели;

быть толерантным к болезненным темам;

обсуждать и генерировать альтернативные планы действий;

оценивать затраты и выигрыш в случае достижения цели;

начинать, продолжать и заканчивать сеансы.

В ходе поведенческой психотерапии специалист, как правило, директивно управляет лечебным процес­сом и добивается желаемых целей, ис­пользуя определенные психотерапевти­ческие приемы. Важными свойствами психотерапевта является профессиональная манипуля­ция процессом взаимодействия с паци­ентом, умение поощрять и подкреплять его полезные реакции, убеждать и скры­то внушать. Вместе с инструкциями он дает советы и рекомендации, выступает в роли учителя.

Стиль работы психотерапевта в ходе рационально-эмоциональной психотерапии определяет­ся необходимостью активного сотрудниче­ства пациента по типу партнерства на всех стадиях психотерапии. Установлению оп­тимального взаимодействия помогают та­кие характеристики психотерапевта, как способность к эмпатии, дозируемая открытость, умение сосредоточиться на конкретной проблеме и не уходить при необходимости от конф­ронтации. Взаимоотношения временами могут приобретать образовательный харак­тер по типу учебного союза «учитель-ученик».

Особенности личностно-ориентированной (реконструктивной) психотера­пии Карвасарского, Исуриной, Татлыкова диктуют психотерапевту активный, но гибкий стиль поведения, преимущественно с эмпатическим подходом, при котором удается избе­жать крайностей директивного и недирек­тивного стилей.

В психодинамической психотерапии в соответствии с особенностями анали­тической ситуации психотерапевт занимает пози­цию эмпатической объективности, сдер­жанности и нейтралитета. Термин «нейт­ралитет» не подразумевает безразличие, пассивность, он используется для описа­ния общего отношения психотерапевта и включает в себя профессиональный кодекс, т.е. уважение к индивидуальности пациента, его праву быть хозяином своей жизни, не допускать, чтобы в нее вторгались или ее нарушали бы собственные предпоч­тения и потребности аналитика (Гринсон — Greenson R. R., 1965). В ходе классического психоанализа поведение психотерапевта определяется утверждением Фрейда (Fre­ud S.), что аналитик подобен экрану или зеркалу по отношению к пациенту, от­ражает его проявления и не вносит собственных чувств и личностных ценно­стей, а также соблюдает «технический ней­тралитет», чтобы предотвратить возмож­ность переносных эротических притяза­ний на него больного. Контрперенос включает собственные чувства аналитика, его отношение притязаний к пациенту и является, согласно Фрейду, помехой в практической работе психотерапевта, будучи прояв­лением его бессознательных потребнос­тей и конфликтов. По мнению современ­ных психоаналитиков, контрперенос — полезный практический инструмент ана­лиза и осознания психотерапевтом своих реакций; он обеспечивает дополнительные возмож­ности для распознавания бессознатель­ных процессов пациента. В психоана­литической психотерапии от врача тре­буется создание лечебного альянса, или рабочего союза, с пациентом, отражающего реальные рациональные и нерегрессив­ные отношения. В аналитической психо­логии Юнга (JungC.G.) решающую роль в успехе психотерапии играют не столько узкоспециальные знания психотерапевта, сколько степень его развития как лич­ности. По этой причине Юнг первым ввел обязательный учебно-тренировочный анализ для всех желающих профессионально заниматься аналитической психо­логией. Он настаивал на необходимости рационального, разумного контакта между аналитиком и пациентом. Однако, врач стремящийся к пониманию больного, приближается в процессе анализа к своему собственному бессознательному и сталки­вается с тем, что превращает его в «ране­ного целителя». Юнг был одним из пер­вых, кто использовал контрперенос как те­рапевтический инструмент, он считал его важным источником информации для психотерапевта. Аналитик способен настроиться на внут­ренний мир пациента в такой степени, что начнет чувствовать или вести себя в ма­нере, которую позднее может осознать как продолжение внутрипсихических процес­сов последнего, спроецированных на него.

Психотерапевту необходимо знать свои коммуника­тивные особенности, способы преодоления трудностей в жизни, свои проблемы. Не­редко бессознательная потребность врача в подчинении и одобрении со стороны па­циента, чрезмерное стремление руководить им и опекать его, нетерпимость к противо­действию, негативным реакциям или агрес­сивности больного затрудняют установле­ние надлежащего контакта. Отрицательно на ход психотерапии может влиять зани­женная самооценка психотерапевта, неуверенность, пас­сивность, поиск признания. Кроме того, сам процесс психотерапии может быть источ­ником психологического дискомфорта для специалиста. С одной стороны, он не должен вовлекаться в переживания боль­ного, чтобы объективно оценивать ситуацию, а с другой — следует быть открытым для его чувств, чтобы понять его. Врач обязан сохранять самообладание при отрицатель­ных реакциях пациента по отношению к нему. Психотерапевт, как полагают психоаналитики, может освободиться от собственных не­адекватных эмоциональных реакций и от неосознаваемой тенденции удовлетворять свои фрустрированные потребности (на­пример, трудности выражения агрессия, потребность в признании, в удовлетворении сексуальных импульсов и т. д.) в общении с пациентами только с помощью длительного аналитического тренинга в качестве пациента.

В других направлениях психотерапии получили широкое признание различные тренинговые методы подготовки и совер­шенствования психотерапевта. Интерперсональный вариант тренинга для психотерапевта ориентирован прежде всего на углубление осознания каждым участником путей формирования и развития группы, своего функциониро­вания в ней, особенностей эмоциональной коммуникации с другими людьми, а при необходимости — и на изменение соответ­ствующих аспектов своего восприятия, пе­реживания и поведения. Терапевтический тренинг является формой кратковремен­ной групповой психотерапии, предо­ставляющей участникам возможность ана­лиза и коррекции своих эмоциональных проблем, освоения при решении этих проблеи отдельных психотерапевтических приемов. В балинтовских группах психотерапевт проясняет собственные чувства, стереоти­пы поведения и «белые пятна», которые препятствовали и мешали ему в понима­нии и разрешении сложной ситуации при лечении пациента, в установлении эффек­тивной коммуникации с ним. При этой форме тренинга речь идет не об измене­нии личности психотерапевта, а о необходимой транс­формации его профессионального Я. Этой же цели могут достигать котерапевтическая (совместная психотерапия с опытным психотерапевтом) и супервизорская (надзор опытного психотерапевта) модели подготовки психотерапевта. В процессе тренинга существенное место занимают такие дисциплины, как психи­атрия и медицинская психология.

3.

Все психотерапевтические на­правления подчеркивают значение психотерапевтического контакта между врачом и больным не только для создания оптимальных условий лече­ния, но и как инструмента психологичес­кого влияния, способного приводить к по­зитивным переменам в чувствах, отноше­ниях и поведении пациента.

Психотерапевтический контакт содержит следующие лечебные компоненты: удовлетворение ожиданий и потребностей, выслушивание (отреагирование или «вентиляция» эмоцио­нального напряжения), эмоциональная поддержка, обратная связь, при раскры­тии своих мыслей, переживаний и поведе­ния. Психотерапевтический контакт формирует на основе развития взаимопонимания коммуникации между психотерапевтом и пациентом. Важнейшей задачей врача при этом является создание устойчивых доверительных отношений с больным. Психотерапевт проявляет уваже­ние к пациенту как личности, принимает его без морального осуждения и критики, проявляет желание помочь ему.

Взаимопонимание между психотера­певтом и пациентом, необходимое для оптимального психотерапевтического контакта, достигается обоюд­ными вербальными и невербальными средствами коммуникации. Невербаль­ное поведение врача (мимика, жесты, ин­тонации) нередко оказывается для паци­ента более значимым, чем его высказыва­ния. Для понимания невербального пове­дения важен учет таких его признаков, как Дистанция между собеседниками, направ­ленность корпуса тела, степень контакта взглядом, обращенность корпуса и др. Теплое, эмпатическое отношение психотера­певта к пациенту выражается короткой дистанцией между ними, прямым контактом взглядом, улыбкой, обращенностью позы к пациенту, свободным и ненапряженным по­ложением рук, доброжелательными и уве­ренными интонациями голоса и др. Сдер­жанное, эмоционально нейтральное, а иног­да и «холодное» отношение психотерапев­та к пациенту проявляется в направленно­сти взгляда и корпуса в сторону, в небреж­ности позы, наличии «преграды» (стола) между ними, отсутствии улыбки, скованно­сти в положении тела и рук (барабанит пальцами по столу), в невыразительных и официальных интонациях голоса и др. Аналогичные признаки невербального по­ведения отмечаются у пациента при его по­ложительном или отрицательном отноше­нии к психотерапевту. При хорошем психотерапевтическом контакте пациент в невербальной связи стремится к синхронности: телодвижения больного, по­ложение рук, кивки головой, движения век, дыхание и т. д. координируются со звука­ми и содержанием речи психотерапевта. Продолжительность, темп и громкость речи, частоту пауз он также синхронизиру­ет с вербальным поведением психотерапев­та. Невербальный аккомпанемент откры­того словесного выражения эмоционально­го отношения друг к другу нейтрализует, подчеркивает их или производит противо­положное воздействие.

В различных психотерапевтических направлениях отмечаются своеобразные акценты на главном лечебном механиз­ме психотерапевтического контакта. В психоанализе центральным механизмом психотерапевтического контакта является перенос и контрперенос как проявление активизи­рованных в психоаналитической ситуа­ции детских и неизжитых эмоциональ­ных отношений к родителям. Предпола­гается, что пациент вновь попадает в зави­симость, теперь уже к психоаналитику, и в результате проработки возникшего невро­за переноса освобождается от этой зависи­мости. В клиент-центрированной психо­терапии создание эмпатической коммуни­кации позволяет избежать переноса, и бла­годаря особым терапевтическим условиям психотерапевтического контакта (триада Роджерса) появляется воз­можность нового понимания себя и своей жизни, ответственного и самостоятельного решения возникающих проблем. Лечеб­ным механизмом психотерапевтического контакта при проведении личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии Карвасарского, Исуриной, Ташлыкова является выявле­ние и анализ, в условиях доверительности, эмоционально теплого общения, основного стереотипа в системе отношений личности пациента, нарушающего его самооценку и межличностное функционирование. Свое­образием отличается подход к пониманию психотерапевтического контакта на основе трансактного анализа. Поведение пациента отражает в каждый момент общения с психотерапевтом одну из сторон его Я: взрослого Я, родительско­го Я и Я ребенка. Так, если психотерапевт, вместо того чтобы искать причины нару­шения пациентом лечебных предписаний, ограничивается критикой или морализи­рованием, пациент реагирует страхом и по­корностью или возмущается «наставлени­ем» психотерапевта. В этом случае психотерапевтический контакт строится по типу «Родитель—Ребенок».

После установления первоначального психотерапевтического контакта между психотерапевтом и пациентом процесс общения приводит к созданию определенных взаимоотношений, которые сохраняются в ходе психотерапии или из­меняются на разных ее этапах. В. А. Ташлыков (1984) выделяет два основных типа ролевого взаимодействия в психотерапевтическом контакте: руковод­ство и партнерство. Руководство как вы­ражение авторитета (власти) специалиста отражает традиционную медицинскую мо­дель отношений «врач—пациент», при ко­торой врач доминирует, занимает ведущую, активную позицию, берет на себя ответ­ственность за решение основных задач в период лечения, а пациент остается под­чиненным, сравнительно малоактивным, пассивным объектом терапии. Такой пси­хотерапевт наделяется «магическими» ка­чествами, и больные особенно восприим­чивы к его суггестивным влияниям. Со­циально незрелым пациентам с выражен­ной зависимостью при слабой мотива­ции к лечению этот тип контакта поле­зен, особенно на первом этапе лечения. В амбулаторных условиях при отказе психотерапевта от руководства в отно­шениях с указанными больными они стремятся прервать лечение и найти дру­гого врача, удовлетворяющего их по­требность в зависимости. Психотерапевт при этом применяет методы психоте­рапевтического воздействия, содержащие успокоение, разъяснение, убежде­ние, внушение, вселяет надежду, дает советы, рекомендации. Психотерапевтический контакт отражает не только социальную (руководство в партнерство), но и эмоциональную дис­танцию (эмпатический и эмоционально нейтральный подходы). Психотерапев­тическое руководство в сочетании с эмо­циональной поддержкой позволяет па­циентам посредством подражания и идентификации лучше усваивать воздей­ствие психотерапевта и тем самым выра­батывать более адекватные установки и формы поведения. Недостатком этого типа Психотерапевтический контакт является низкая активность и ответственность больного, а также не­редко зависимость от психотерапевта. Наибольшую неудовлетворенность и со­противление пациентов вызывает руко­водство при эмоционально нейтральном подходе врача. Партнерство как модель неавторитарного сотрудничества, лечеб­ного союза предполагает активное учас­тие больного в психотерапевтическом процессе, развитие ответственности и само­стоятельности, умение делать выбор меж­ду альтернативными решениями. Психо­терапевт эмпатическим подходом создает безопасную атмосферу общения, в которой пациент может свободно говорить о тягос­тных переживаниях и выражать свои чув­ства.

Отрицательные результаты психоте­рапии, ее неэффективность, уход боль­ного от психотерапевта часто обуслов­лены неправильным выбором психотерапевтического контакта, ригидным поведением врача и его психоте­рапевтической некомпетентностью, лич­ной несовместимостью пациента и пси­хотерапевта, отсутствием согласия и по­нимания между ними, невыполнением больным рекомендаций по лечебному режиму и образу жизни и т. д. С этой точки зрения психотерапевтический кон­тракт представляется наиболее гибким среди различных типов психотерапевтического контакта, так как в его основе лежит взаимно согласованное психотерапевтом и пациентом понимание болезни и лечения.

4.

Выделим требования к психотерапевту:

коммуникативная компетентность является доминирующим, системообразующим компонентом профессиональной деятельности психотерапевта;

коммуникативные умения являются важнейшим элементом его профессионально-квалификационной характеристики.

Коммуникативные умения понимаются как качества личности, как готовность к осознанному успешному осуществлению общения в единстве 3-х его сторон (коммуникации, интеракции, перцепции) в измененных условиях.

Информационная сторона связана с выявлением и учетом субъективных установок, целей друг друга, с намерением каждого из участников повлиять. Воздействовать на поведение другого, обеспечить свою идеальную «представленность» в нем.

Интеракция – сторона общения, направленная на построение общей стратегии взаимодействия. Она включает в себя выбор оптимальной стратегии взаимодействия и тактики общения (умение находить нужные формы общения с разными людьми), саморегуляцию (умение сознательно управлять поведением в различных ситуациях общения).

Осуществление успешного общения невозможно без реализации перцепции, обеспечивающей процесс формирования образа другого человека. Восприятие и понимание другого человека осуществляется в исполнительскую регуляцию деятельности, заключается в выборе субъектом познания адекватных способов общения.

Правильному пониманию и восприятию способствует умение интерпретировать личность по ее внешности и поведению, умение человека правильно воспринимать и понимать самого себя. психотерапевту необходимы:

умения, направленные на решение информационно-содержательных аспектов общения;

умения, направленные на построение общей стратегии взаимодействия;

умения, направленные на восприятие партнерами друг друга.

Интегративные коммуникативные умения:

умения ориентироваться в ситуации общения и пользоваться различными средствами общения;

умения управлять своим поведением;

умение слушать и понимать собеседника.

_________________
Обратная связь osa-007@bk.ru
Скайп: psylab-litvinova

Клиент, помни! Правильно заданный вопрос и есть ответ!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 4 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Rambler's Top100

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Скайп: psylab-litvinova Срочная помощь психолога
домены:
Psychology OnLine.Net - материалы по психологии