ЗАПИСЬ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ ПО ТЕЛ 8-916-132-11-43 Оксана Николаевна У ВАС ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ, ОБРАЩАЙТЕСЬ! ОКАЗАНИЕ СРОЧНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ОН-ЛАЙН, СТУЧИТЕСЬ В СКАЙП: PSYLAB-LITVINOVA/ Понравился сайт, нажмите кнопочку!

Психологическая лаборатория Литвиновой

Помощь психолога в Москве тел. 8(916)132-11-43, КОНСУЛЬТАЦИИ ПО СКАЙПУ: psylab-litvinova
Текущее время: 25-04-2024, 01:25

Часовой пояс: UTC + 4 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 25-04-2012, 03:04 
Не в сети
Клинический психолог, психолог-консультант, site admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02-04-2012, 01:38
Сообщения: 6504
Откуда: Москва
Сравнительная характеристика по целям, задачам, концепции здоровья и патологии, позиции психотерапевта и методам.
С учетом основных факторов психотерапии вне конкретных ее направлений и форм можно выделить формирующиеся модели интегративной психотерапии: гуманистическую, инструментально-интеракционную и инструмен­тально-техническую (Ташлыков В. А 1992). В гуманистической модели интегративной психотерапии решающим фактором ее девственности может быть признана эмпатическая коммуникация «психотерапевт-пациент». В инструментально-интеракционной модели предпочтение также отдается не техническим приемам, а использованию взаимоотношений «психотерапевт—паци­ент» как лечебного инструмента, однако пси­хотерапевт занимает более активную пози­цию и берет на себя определенную долю от­ветственности и инициативы. Инструмен­тально-техническая модель психотерапии интегратив­ного типа, по сравнению с предыдущей характеризуется дальнейшим возрастани­ем активности психотерапевта во взаимо­отношениях с пациентом, более струк­турированным процессом психотерапии; в ней суще­ственное значение придается использова­нию разнообразных технических приемов и методов П. В этом случае с пациентом об­суждаются альтернативные формы лечения, согласовываются цели психотеравии и ее методы, ле­чебный план, длительность и предполагае­мые результаты терапии.

Выбор конкретного метода психотерапии, поста­новка и реализация психотерапевтиче­ских целей и задач в случае медицинской ее модели определяются взаимовлияни­ем конкретных клинических показате­лей больного и болезни, особенностями его личности и других психологических ха­рактеристик, уровнем социально-психо­логической адаптации пациента, син­тезированными в многомерном диагнозе, а также структурно-организационной фор­мой проведения психотерапии.

В русскоязычной литературе все боль­шую популярность в отношении назначе­ния психотерапии завоевывает представление о трех уровнях ее проведения: 1) профессиональ­ная психотерапия осуществляется врачом-психотерапевтом, который является лечащим врачом и самостоятельно ведет пациента; 2) психотерапия как вспомогательный метод может проводиться как психотерапевтом-профессионалом, так и узким специалистом; 3) психотерапия в общемедицинской практике проводится всеми врача­ми, что позволяет реализовать биопсихологический подход в медицине. Четкое опре­деление уровня проведения II. способствует обоснованному формулированию ее целей и задач, при этом как недооценка, так и переоценка возможностей П. негативно сказываются на эффективное in лечения и имидже психотерапевта и психотерапевти­ческой службы.

В академической психотерапии распространена точка зрения о целесообразности разгра­ничения всего многообразия методов пси­хотерапии. При этом, как указывает Ледер, используются такие термины, как сдерживающая и освобождающая, поддер­живающая и интегративная, симптомати­ческая и каузальная, поверхностная и глу­бинная, познавательная и эмоциональная, механистическая и гуманистическая, дина­мическая, поведенческая, эмпирическая психотерапия и др.

Не существует единой общепринятой классификации методов психотерапии. Попытку проанализировать все многообразие значении, в которых используется понятие метода психотерапии, сделал Александрович (Aleksandrowicz J. W., 1979): 1) методы, имеющие ха­рактер техник: 2) методы, определяющие условия, которые способствуют достиже­нию и оптимизации целей психотерапии; 3) методы в значении инструмента, которым мы пользу­емся в ходе психотерапевтического про­цесса; 4) методы в значении терапевтичес­ких интервенции (вмешательств).

Различаются методы психотерапии, раскрываю­щие причины конфликтов, и методы, не раскрывающие их (имеются в виду раз­личные позиции психотерапевтов в отно­шении неосознанных комплексов и конф­ликтов). Методы, раскрывающие причины конфликтов, в основном идентичны психо­анализу или методам, ориентированным на психоанализ; они предполагают, что важ­ную роль играет бессознательная состав­ляющая личности. Широко распростране­но разграничение «большой» и «малой» П. К нерпой относят методы психоанализа и близких к нему школ, ко второй — рациональную психотерапию (беседы с больным), а так­же способы, основанные на внушении и релаксации. В зависимости от условий, в ко­торых проводится психотерапия, и врачебной подго­товки психотерапевта различают психотерапию, про­водимую врачом-специалистом, и психотерапию, осу­ществляемую домашним врачом и интернистом общего профиля; кроме того, раз­личают психотерапию, проводимую в амбулаторных условиях, и психотерапию, осуществляемую в услови­ях стационара (последняя предполагает характерные условия лечения и примене­ние определенных методов воздействия). На практике имеет также значение отли­чие групповой психотерапии от индивидуальной, поскольку каждая из них связана с определенными предпосыл­ками в отношении показаний, подготовки психотерапевта и техники проведения се­ансов.

Ни одни из существующих методов не является самым лучшим, разные методы преследуют разные цели и применимы не ко всем больным, а к определенным груп­пам пациентов. Их выбор зависит от пси­хотерапевта — от его личности, уровня подготовки и теоретической ориентации.

В отечественной литературе использова­ние понятий метода, методики, формы, при­ема, техники психотерапии носит преимущественно субъективный характер, что не могло не от­разиться на их систематике. Положение ухудшалось слабой информированностью и идеологической ориентацией отечествен­ной психотерапии, и поэтому в классификационные схемы не включались многие методы, широ­ко применяемые во всем мире. В. Е. Рожнов (1983) разделял психотерапию на общую и частную, или специальную. Общая психотерапия включает ком­плекс психических воздействий на больно­го, направленный на повышение его сил в борьбе с болезнью, на создание охранитель­но-восстановительного режима, исключаю­щего психическую травматизацию и ятрогению. При этом психотерапия является вспомогатель­ным средством, создающим общий фон, на котором применяются другие виды лечения (медикаментозное, физиотерапевтическое и пр.). В 1985г. Б. Д. Карвасарский уже под­разделял психотерапию на: 1) методы личностно-ориентированной психотерапии; 2) методы суггестивной психотерапии и 3) методы поведенческой (условно-реф­лекторной) психотерапии.

Несмотря на различные классифика­ционные деления, принято рассматривать психотерапию как симптомо- и личностно-ориентированную. К первой традиционно относят гипнотерапию, аутогенную тренировку, различные виды внушения и самовнушения и др. психотерапии, ориентированная на значитель­ные личностные изменения, базируется на основных течениях современной психоло­гии, и соответственно этому выделяются динамическое, поведенческое и гуманисти­ческое направления.

В последнее время в России отмечается все большая интеграция психотерапии в здравоох­ранение, складываются основные системы оказания психотерапевтической помощи, предусматривающей развитие трех основ­ных форм организации психотерапевти­ческого обслуживания: 1) психотерапевти­ческий кабинет, 2) психотерапевтиче­ское отделение; 3) психотерапевтический центр. Совершенствование оказания пси­хотерапевтической помощи предполагается на основе разработки специальных меди­цинских технологий, позволяющих с при. влечением гибкой управленческой структуры и координации значительно повысить качество психотерапевтического обслужи­вания, преодолеть свойственную организа­ции психотерапии раздробленность и дезинтегрированность учреждений и врачей, оказываю­щих психотерапевтическую помощь (Назыров Р. К., 1995; Ересько Д. Б., Кондинский а. Г. 1995). Однако системы последней нуждаются в хорошо подготовленных спе­циалистах. Для этого в 1995 г. (впервые в России) Федеральным центром по психотерапии Ми­нистерства здравоохранения были разра­ботаны требования к образовательному стандарту, определяющему минимальные сроки установленных видов подготовки и супервизии, с переходом в системе образо­вания психотерапевтов от преимущественно информационного обучения к более совер­шенным формам навыков в обучении; обу­чение на уровне клинического применения психотерапии; обучение, учитывающее индивидуаль­ные особенности личности психотерапевта.

Достижения психотерапевтической на­уки очевидны. В качестве наиболее важ­ных событий для России в области психотерапии пос­ледних двух десятилетий можно отметить преодоление собственной ограниченности и начало активного сотрудничества с пси­хотерапевтическими центрами многих стран. В деятельность российских психо­терапевтов практически в полном объеме вошли все известные в мировой психотерапии методы и подходы; активно совершенствуется психотерапевтическая наука, намечаются первые и вполне отчетливые шаги в разви­тии других (кроме Санкт-Петербургской) школ психотерапии с собственной методологией и практикой. Несомненным успехом в обла­сти психотерапии явилось введение в конце 90-х гг. преподавания психотерапии и медицинской психоло­гии в медицинских вузах, движение к совершенствованию психотерапии за счет использования при оказании психотерапевтической помощи бригадных форм работы с учас­тием врача-психиатра, врача-психотера­певта, медицинского психолога и специалиста по социальной работе. Важным со­бытием стало и возникновение большего числа профессиональных сообществ вра­чей-психотерапевтов. Ближайшими задача­ми являются дальнейшее развитие образо­вания в области психотерапии, введение барьера для проникновения в психотерапию неподготовленных специалистов, создание условий для со­трудничества между представителями вра­чебной и психологической психотерапии, для серьез­ных и фундаментальных разработок в психотерапии и смежных с ней научных областях.

_________________
Обратная связь osa-007@bk.ru
Скайп: psylab-litvinova

Клиент, помни! Правильно заданный вопрос и есть ответ!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 4 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Rambler's Top100

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Скайп: psylab-litvinova Срочная помощь психолога
домены:
Psychology OnLine.Net - материалы по психологии