ЗАПИСЬ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ ПО ТЕЛ 8-916-132-11-43 Оксана Николаевна У ВАС ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ, ОБРАЩАЙТЕСЬ! ОКАЗАНИЕ СРОЧНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ОН-ЛАЙН, СТУЧИТЕСЬ В СКАЙП: PSYLAB-LITVINOVA/ Понравился сайт, нажмите кнопочку!

Психологическая лаборатория Литвиновой

Помощь психолога в Москве тел. 8(916)132-11-43, КОНСУЛЬТАЦИИ ПО СКАЙПУ: psylab-litvinova
Текущее время: 29-03-2024, 15:41

Часовой пояс: UTC + 4 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Психотерапия - это...
СообщениеДобавлено: 25-04-2012, 03:10 
Не в сети
Клинический психолог, психолог-консультант, site admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02-04-2012, 01:38
Сообщения: 6504
Откуда: Москва
Определение психотерапии.

В литературе имеется много определений понятия «психотерапия». Это связано с тем, что психотерапия до сих пор еще не сложилась как единая наука с единым понятийным аппаратом, терминологией, теорией.

Значение термина «психотерапия» переводится с греческого языка исцеление душой или лечение души. Термин психотерапии был введен в 1872 году Д.Тьюком в книге «Иллюстрации влияния разума на тело» и стал широко популярен с конца ХIX века.

Медицинская модель психотерапии понимается как комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека. Используется такая психотерапия при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях.

Психологическая модель психотерапии можно рассматривать как направление деятельности практического психолога. Под психотерапией понимают оказание психологической помощи здоровым людям (клиентам) в ситуациях различного рода психологических затруднений, в случае потребности улучшить качество собственной жизни.

Важнейшая задача психолога состоит не в снятии или облегчении симптомов болезни, а в создании условий для оптимального функционирования личности и е развития. ВОЗ указывает в Декларации: «Здоровье – это не отсутствие болезни или физического недостатка, а в состоянии хорошего общего физического, умственного и социального самочувствия». В Декларации ВОЗ зафиксировано:

психотерапия является особой дисциплиной из области гуманитарных наук, занятие которой представляет собой свободную и независимую профессию;

психотерапевтическое образование требует высокого уровня теоретической и клинической подготовленности;

гарантированным является разнообразие психотерапевтических методов;

образование в области одного из психотерапевтических методов должно осуществляться интегрально: оно включает теорию, личный терапевтических опыт и практику под руководством супервизора, одновременно приобретаются широкие представления о других методах;

доступ к такому образованию осуществляется с помощью различной предварительной подготовки, в частности, в области гуманитарных и общественных наук.

Психоконсультирование
– это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как «личность-личность», хотя иногда в нем участвуют более двух человек. Цель консультирования – помочь клиентам понять происходящие в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера. Психоконсультирование помогает обучаться новому поведению, способствует развитию личности, в нем акцентрируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента.

Психотерапия
– особый вид межличностного взаимодействия, при котором пациентам оказывается профессиональная помощь психологическими средствами при решении возникающих у них проблем или затруднений психического характера. С. Ледер указывает на возможные представления о психотерапии:

как о методе лечения, влияющего на состояние и функционирование организма в сферах психической и соматической деятельности;

как о методе оказания влияния или воздействия, приводящем в движение процесс научения;

как о методе инструментальной манипуляции, служащей целям социального контроля;

как о комплексе явлений, происходящих в ходе взаимодействия и общения людей.

Психокоррекция – это направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида.

Чем психотерапия отличается от консультирования?


Брамер и Шостром, говоря о соотношении консультирования и психотерапии, прибегают к представлению о двух полюсах континуума. На одном полюсе работа профессионала затрагивает в основном ситуационные проблемы, решаемые на уровне сознания и возникающие у клинически здоровых индивидов. Здесь расположена область консультирования. На другом полюсе – большое стремление к глубокому анализу проблем с ориентацией на бессознательные процессы, структурную перестройку личности. Здесь расположена область психотерапии. Область между полюсами принадлежит деятельности, которая может выступать как психотерапией, так и психоконсультирование.

Отличительные черты психоконсультирования (Гелзо. Фретс, Блошер):

ориентация на клинически здоровую личности, имеющую в повседневной жизни психологические трудности и проблемы, жалобы невротического характера, заинтересованные в дальнейшем развитии личности;

на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения, человек может изменяться, выбирать удовлетворяющие его жизнь, находить способы использования своих задатков;

на настоящее и будущее клиента;

на краткосрочную помощь;

на проблемы, возникающие во взаимодействии личности и среды;

акцентируется ценностное участие консультанта, хотя отклоняется навязывание ценностей клиентам;

на изменение поведения и развитие личности клиента.

Сегодня наблюдается тенденция сближения врачебной и психологической психотерапии. Это проявляется в том, что врачи проявляют интерес к западным школам и техникам, и в размывании границ врачебной территории, в проникновении на эту территорию психологов.

2

Существует много психотерапевтических направлений
, методов, поэтому многие определения основываются на тех или иных теоретических концепциях, исключая подходы иного рода. Одним из общепринятых у нас определений является следующее: «Психотерапия — это лечение различных заболеваний с помощью психологических методов».

Если это определение покажется кому-то слишком «медицинским», ограничивающим широкий спектр областей применения психотерапии, то можно привести другую редакцию: «Психотерапия — это использование психологических средств для восстановления нарушенной деятельности организма».

К психологическим средствам относится прежде всего речь, но, как ни странно, и молчание, затем эмоции и эмоциональные отношения, мимика, различные виды научения, манипуляции в окружающей среде. В зависимости от того, насколько широк объем понятия «психологические средства», различают психотерапию в широком и узком смысле. Психотерапия в широком смысле слова включает социотерапию, лечение средой, трудотерапию; психотерапия в узком смысле ограничивается воздействием психотерапевта (или психотерапевтической группы) на пациента.

Цели и методы психотерапии



Общую для большинства психотерапевтических подходов цель психотерапии можно сформулировать следующим образом: общая цель психотерапии состоит в помощи пациентам изменить свое мышление и поведение таким образом, чтобы стать более счастливыми и продуктивными.

При работе с пациентами эта цель дифференцируется на ряд задач, а именно:

1) терапевт помогает пациенту лучше понять свои проблемы;

2) устраняет эмоциональный дискомфорт;

3) поощряет свободное выражение чувств;

4) обеспечивает пациента новыми идеями или информацией о том, как решать проблемы;

5) помогает пациенту в проверке новых способов мышления и поведения за пределами терапевтической ситуации.

При решении этих задач терапевт прибегает к трем основным методам.

1. Во-первых, терапевт обеспечивает психологическую поддержку. Прежде всего, это значит сочувственно выслушать пациента и дать ему взвешенный совет в кризисной ситуации. Поддержка также заключается в том, чтобы помочь пациенту осознать и использовать свои силы и умения.

2. Второй метод терапии состоит в устранении дезадаптивного поведения и формировании новых, адаптивных стереотипов.

3. И, наконец, терапевт содействует инсайту (осознанию) и самораскрытию (самоэксплорации), в результате чего пациенты начинают лучше понимать свои мотивы, чувства, конфликты, ценности.

Несмотря на различия в теориях, целях и процедурах, психологическое лечение сводится к тому, что один человек пытается помочь другому. Все методы лечения (не только психологического, а любого — терапевтического, хирургического и т.д.) имеют некоторые общие основные черты, или составляющие.

1. Человек, который страдает и ищет облегчения от своей проблемы. Это — клиент, или пациент.

2. Человек, который благодаря обучению или опыту воспринимается, как способный оказывать помощь. Это — терапевт, или целитель.

3. Теория, которая используется для объяснения проблем пациента. В медицине теория включает, например, инфекционный фактор, другие биологические процессы. В некоторых культурах теория может включать фактор проклятия или одержимости злыми духами. В психологии теория включает психодинамику, принципы научения или другие психические факторы.

4. Набор процедур для решения проблем пациента. Эти процедуры непосредственно связаны с теорией.

5. Специальное социальное отношение между клиентом и терапевтом, которое помогает облегчить проблемы клиента. Терапевт стремится к созданию такой атмосферы, которая позволяет пациенту с оптимизмом смотреть на решение своих проблем. Он верит, что методы, используемые терапевтом, помогут ему, вследствие чего у него возникает мотивация к работе над решением проблем. Отношение является фактором, характерным для всех форм лечения. В медицине улучшение физического или психического состояния пациента связывается обычно с действием лекарств или хирургическим вмешательством, но эффективность лечения частично зависит от ожиданий пациента и его веры в лечение. Используя набор специфических процедур, большинство психотерапевтов пытается также создать позитивное отношение, потому что оно увеличивает шансы на успешное лечение. Некоторые терапевты подчеркивают фактор отношения в большей степени, чем другие факторы (мы увидим это на примере клиент-центрированной психотерапии Роджерса).
Различают клинически-ориентированную психотерапию, направленную преимущественно на смягчение или ликвидацию имеющейся симптоматики, и личностно-ориентированную, которая стремится помочь человеку изменить свое состояние к социальному окружению и к собственной личности.


В клинически-ориентированной психотерапии традиционно используются такие методы, как гипноз, аутогенная тренировка, различные виды внушения и самовнушения.

В личностно-ориентированной психотерапии обнаруживается огромное разнообразие методов и приемов, основанных на концептуальных моделях множества школ и течений.

В психотерапии можно выделить следующие общие задачи, объединяющие различные по направленности и содержанию психотерапевтические методы:

исследование психологических проблем клиента и оказание помощи в их решения;

улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья;

изучение психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия для создания основы эффективного и гармоничного общения с людьми;

развитие самосознания и самоисследование клиентов для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений;

содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.

Главная цель психотерапевтического воздействия заключается в том, чтобы помочь пациентам внести в свою жизнь необходимые изменения. Психотерапевтическое воздействие, не создавая у личности новых качеств, приводит уже имеющиеся в соответствие с изменившейся жизненной ситуацией. Такое приведение в соответствие и обеспечивает успех психотерапии незначительных психических нарушений.

Виды психотерапии имеют разные «мишени» психотерапевтического воздействия. Так, «мишень» в биоэнергетическом анализе – тело, а в клиент-центрированной терапии – переживания, переживаемый опыт, в когнитивной терапии – неадаптивные мысли и другие образы воображения и т.д.

Психотерапевтические подходы можно условно разделить на ориентированные на проблему и ориентированные на клиента. Подразумеваемой установкой психотерапии 1 типа является установка на обязательное погружение пациента в проблему. Если пациент этого делать не желает, это трактуется как сопротивление терапевтическому воздействию. Не входить и не углубляться в проблему считается неэффективным.

В психотерапии, ориентированной на клиента, пациент свободен в выборе того, о чем говорить с терапевтом и сколько времени уделять терапии. Если клиент не говорит о своей проблеме, это рассматривается не как сопротивление, а как законное право клиента говорить только о том, о чем он сам желает.

Психотерапия имеет структурные составляющие:

этапы психотерапии;

принципы проведения первичной консультации и основные техники психотерапевтического вмешательства;

вербальные и невербальные средства психотерапевтической работы;

создание и использование метафор в процессе психотерапевтического консультирования;

требования к личности психотерапевта;

этика психотерапевта.


Рассмотрим 5-шаговую модель процесса психотерапии:

установление контакта и ориентирование клиента на работу,

сбор информации о клиенте, решение вопроса «в чем состоит проблема?»,

осознание желаемого результата, ответ на вопрос «чего вы хотите добиться?»,

выработка альтернативных решений, которую можно обозначить «что еще мы можем сделать по этому поводу»,

обобщение психологом в форме резюме результатов взаимодействия с клиентом.

Для исследования проблемы клиента используются интервью, тесты, наблюдение за поведением, результаты самонаблюдения, специфические приемы для символического описания проблемы. Для сбора информации применяют следующую структуру: демографические данные (пол, возраст, род занятий, семейное положение); история возникновения проблемы; получение психотерапевтической помощи; образование, отношение с одноклассниками, коллегами, стрессогенные факторы, удовлетворенность работой; здоровье, заболевания, нарушения сна, аппетита, использование лекарств; социальное развитие – важные события в жизни, воспоминания, текущая жизненная ситуация, распорядок дня, работа, занятия, общение, хобби, ценности, верования; семья, семейное положение, взаимоотношения с противоположным полом, секс; стереотипы реагирования.

Все богатство и разнообразие запросов клиентов может быть сведено к 4 основным стратегиям их отношения к ситуации. Они могут хотеть: изменить ситуацию, изменить себя так, чтобы адаптироваться к ситуации, выйти из ситуации, найти новые способы жить в этой ситуации.

Техника терапевтического вмешательства – определенный вид реакции со стороны консультанта, направленных на достижение промежуточных и конечных целей психологического консультирования.

Перечислим данные техники:

поощрение – минимальное средство для поддержания изложения клиентом собственной истории, подтверждения клиентом собственной истории, признание и понимание сказанного клиентом;

повторение – воспроизведение сказанного клиентом или избирательное акцентирование определенных элементов его сообщения;

вопрос – приглашение рассказать, средство сбора информации, уточнения или исследование опыта клиента;

прояснение – возвращение сути когнитивного содержания высказывания клиента, понимание самим клиентом собственного внутреннего мира, взаимодействия с внешним миром;

конфронтация – реакция, в которой проявляется противостояние защитным маневрам или иррациональным представлениям клиента, не осознаваемые и неподвергаемые изменениям, выявление и демонстрация противоречий или расхождений между различными элементами его психического опыта;

интерпретация – процесс придания дополнительного значения или нового объяснения внутренним переживаниям или внешним событиям клиента или связывание между собой разрозненных идей, эмоциональных реакций и поступков;

суммирование – высказывание, которое в короткой фразе собирает основные идеи рассказа клиента, устанавливает определенную последовательность и подытоживает результат, достигнутый в процессе беседы;

отражение чувств – это отражение и словесное обозначение эмоций клиента, чтобы облегчить их отреагирование и осмысление;

информирование – предоставление информации в форме объяснений, изложения фактов или мнений по собственной воле;

совет (рекомендация) – высказывание клиенту собственного мнения, основанного на своем видении ситуации, предложение клиенту сделать или не делать чего-то;

убеждение предполагает учет позиции, мнения, возражений клиента, которые психотерапевт пытается преодолеть с помощью личного влияния, оспаривания и манипуляций;

парадоксальная реакция – создание необычной перспективы к альтернативному и рациональному для клиента восприятию ситуации или способу реагирования на нее;

обратная связь – описание клиента, которое помогает ему узнать, как другие воспринимают его, как они реагируют на его поведение, обратная связь описательна, безоценочна и своевремена, предоставление точной и конкретной информации, направленность на поведение, которое клиент способен исправить;

самораскрытие – разделение с клиентом собственного опыта, предоставление информации о себе, событиях из собственной жизни, выражение в отношениях с клиентом испытываемых чувств и желаний, фантазий;

директива – способ вовлечения клиента в процесс исследования или модификации собственных чувств, знаний или поведения, предложение предпринять определенные действия в ходе сессий, выполнить определенные задания в промежутке между ними.

3

В системе регуляции деятельности профессионала существенную роль играют этические принципы. Они закрепляют права и ответственность. Тип отношений участников психотерапевтического процесса. Профессиональные сообщества санкционируют систему норм, которые обязан знать и на которые ориентируется в своей работе психотерапевт. Опишем принципы. Обеспечивающие соблюдение профессиональной этики в психотерапевтическом процессе.

1. Ответственность – психотерапевт принимает на себя ответственность за организацию, ход и результат психотерапии. Его работа строится на основе учета интересов клиента. Однако не вся ответственность за решение проблемы возлагается на психотерапевта. С самого начала клиент должен понимать, что его продвижение будет зависеть от него, и этот путь он должен пройти сам, опираясь на знания, опыт и поддержку психотерапевта.

2. Конфиденциальность – соблюдение интересов клиента требует хранить в тайне происходящее во время сеанса. Психотерапевт не должен предоставлять информацию о клиенте должностным лицам. Соблюдение данного принципа вызывает доверие к специалисту, способствует установлению хороших терапевтических отношений. Если клиент сообщил информацию о возможной опасности для жизни, здоровья, благополучия, то психотерапевт должен принять меры для ее предотвращения.

3. Отношение к клиенту должно базироваться на принятии клиента таким, какой он есть. Тогда он становится способным принять себя.

_________________
Обратная связь osa-007@bk.ru
Скайп: psylab-litvinova

Клиент, помни! Правильно заданный вопрос и есть ответ!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 4 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Rambler's Top100

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Скайп: psylab-litvinova Срочная помощь психолога
домены:
Psychology OnLine.Net - материалы по психологии