ЗАПИСЬ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ ПО ТЕЛ 8-916-132-11-43 Оксана Николаевна У ВАС ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ, ОБРАЩАЙТЕСЬ! ОКАЗАНИЕ СРОЧНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ОН-ЛАЙН, СТУЧИТЕСЬ В СКАЙП: PSYLAB-LITVINOVA/ Понравился сайт, нажмите кнопочку!

Психологическая лаборатория Литвиновой

Помощь психолога в Москве тел. 8(916)132-11-43, КОНСУЛЬТАЦИИ ПО СКАЙПУ: psylab-litvinova
Текущее время: 20-04-2024, 17:05

Часовой пояс: UTC + 4 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 03-04-2012, 16:21 
Не в сети
Клинический психолог, психолог-консультант, site admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02-04-2012, 01:38
Сообщения: 6504
Откуда: Москва
Теоретические основы метода синдромного анализа нарушений ВПФ при локальных поражениях головного мозга. Нейропсихологические синдром, симптом, фактор.

Синдромный анализ нарушения высших психических функций. Целью синдромного анализа является поиск фактора, который приводит к формированию нейропсихологического синдрома.
Под фактором понимают те физиологические процессы, которые протекают в определенных мозговых структурах.
Синдромный анализ в нейропсихологической практике опирается на следующие положения:
— необходимость качественной квалификации возникших нарушений психических функций;
- необходимость анализа и сопоставления первичных дефектов,
— необходимость изучения состава не только нарушенных, но и сохранных.
Типы факторов, имеющиеся у взрослого человека:
1. Модально-специфические факторы, связанные с работой различных анализаторных систем.
2. Модально-неспецифические факторы — связаны с работой неспецифических срединных структур мозга (инертности — подвижности нервных процессов, активации — дезактивации, спонтанности — аспонтанности).
3. Факторы, связанные с работой ассоциативных (третичных) областей коры.
4. Полушарные факторы, связанные с работой левого и правого полушарий мозга.
5. Факторы межполушарного взаимодействия.
6. Общемозговые факторы, связанные с действием различных общемозговых механизмов.
Нейропсихологические синдромы поражения задних отделов коры больших полушарий имеют общие черты. Их основу составляют гностические, мнестические и интеллектуальные расстройства, связанные с нарушением различных модально-специфических факторов. Нейропсихологические синдромы поражения передних отделов коры больших полушарий также не являются однородными и могут проявляться в виде двух синдромов:
— синдром поражения премоторных отделов коры, связанный с нарушением плавности, автоматизированности, последовательности движений
Премоторные отделы коры включают вторичные корковые поля двигательной системы (6, 8, 44,45). Поражение этих отделов приводит к нарушению двух факторов:
- модально-специфического, обеспечивающего корковую организацию движений во времени - важнейший аспект регуляции движений, так как объедианяет отдельные двигательные элементы в единую динамическую систему;
- модально-специфического, подвижности - инертности нервных процессов.
Это отражается на нейродинамике высших психических функций, снижая их подвижность, лабильность.
Кинетическая апраксия. Поражение верхних отделов премоторной области. Левополушарные очаги обусловливают появление патологических синонимов в обеих руках, тогда как правополушарные - только в левой руке.
Двигательная симптоматика складывается из различных нарушений инавности, автоматизированности, последовательности, двигательных актов как простых, так и сложных. Центральным симптомом в премоторном синдроме является наличие двигательных персевераций - бесконтрольных, плохо осознаваемых циклических элементов движений, представляющих собой поощрение начавшегося двигательного акта. Таким образом, невозможным становится переход к следующему звену программы.
Эфферентная (кинетическая) моторная афазия. Локализация патологического процесса в нижних отделах премоторной зоны левого полушария (зона Брока) приводит к нарушению речи, при котором патологическая инертность проявляется в трудностях оттормаживания уже привнесенных звуков речи при переходе к следующим.
Динамическая афазия. Очаг поражения располагается несколько спереди и выше зоны Брока в левом полушарии головного мозга (поля 9, 10, 46), в результате возникают дефекты, связанные с инактивностью и нарушением впутренней программы высказывания. Самостоятельно такие больные почти не высказываются («дефект речевой инициативы»), у них нет нарушений репной моторики и понимание устной речи сохранено. Больные ограничиваются односложными ответами, часто повторяя в них слова вопроса. Устный рассказ или сочинение на заданную тему им недоступны.
Двигательное невнимание. Локализация очага поражения в правом полушарии головного мозга премоторной области приводит к нарушению внимания к двигательным актам. Оно обнаруживается в том случае, когда больше предлагается одновременно выполнять движения двумя руками. Они начинают выполнять движения правильно, но затем левая рука как бы отключает и больной продолжает совершать движения только правой рукой, не осознавая своей ошибки. Симптом игнорирования исчезает, если он совершает движения отдельно левой и правой рукой.
Премоторный синдром проявляется в более широком спектре симптомов дефицитарности психологических функций. Трудности в решении арифметических задач - в виде застревания больного на первоначально выполненных действиях; невозможности сменить неправильный алгоритм решения на правильный. Больным доступно воспроизведение закрепленной памяти последовательности в прямом порядке (январь, февраль и т.д.), но он затрудняются воспроизвести ее в обратном порядке.
— синдром поражения коры префронтальной области мозга
Префронтальные отделы мозга относятся к третичным системам. Ведущим признаком в структуре этого лобного синдрома является диссоциация между относительной сохранностью непроизвольного уровня активности и дефицитарностью в произвольной регуляции психических процессов. Отсюда поведение подчинено стереотипам, штампам и интерпретируется как феномен «откликаемости» или «полевого поведения».

Здесь особое место занимает регуляторная апраксия, или апраксия целевого действия. Ее можно видеть в заданиях на выполнение условных двигательных программ: «Когда я стукну по столу один раз, Вы поднимите правую руку, когда два раза — поднимите левую руку». Аналогичные феномены можно видеть и в отношении других двигательных программ: зеркальное некорригируемое выполнение пробы Хэда, эхопраксическое выполнение конфликтной условной реакции («я подниму палец, а Вы в ответ поднимете кулак»).
Регулирующая функция речи также нарушена — речевая инструкция усваивается и повторяется больным, но не становится тем рычагом, с помощью которого осуществляются контроль и коррекция движений. Вербальная и двигательная компоненты деятельности как бы отрываются, отщепляются друг от друга. Так, больной, которого просят сжать руку исследующего два раза, повторяет «сжать два раза», но не выполняет движение. На вопрос, почему он не выполняет инструкцию, больной говорит: «сжать два раза, уже сделал".
Таким образом, для префронтального лобного синдрома характерно:
•нарушение произвольной организации деятельности
•нарушение регулирующей роли речи
•инактивность в поведении и при выполнении заданий нейропсихологического исследования
Этот комплексный дефект особенно отчетливо проявляется в двигательной, а также интеллектуальной мнестической и речевой деятельности.
Хорошей моделью вербально-логического мышления являются счетные серийные операции (вычитание от 100 по 7). Несмотря на доступность единичных операций вычитания, в условиях серийного счета выполнение задания сводится к замене программы фрагментными действиями или стереотипиями (100 — 7 = 93, 84,...83, 73 63 и т.д.). Мнестическая деятельность больных нарушается в звене своей произвольности и целенаправленности. Особую трудность представляют для больных задания, требующие последовательного запоминания и воспроизведения двух конкурирующих групп (слов, фраз). Адекватное воспроизведение при этом заменяется инертным повторением одной из групп слов или одной из 2 фраз.
При поражении левой лобной доли отчетливо выступает нарушение регулирующей роли речи, обеднение речевой продукции, снижение речевой инициативы. В случае правополушарных поражений наблюдается расторможенность речи, обилие речевой продукции, готовность больного квазилогически объяснить свои ошибки.
Независимо от стороны поражения речь больного бедно по содержание, включает в себя штампы, стереотипы,
•Более грубо при поражении левой лобной доли проявляется инактивность; снижение интеллектуальных и мнестических функций.
•Вместе с тем локализация очага поражения в правой лобной доле приводит к более выраженным дефектам в области наглядного, невербального мышления.

Нарушение целостности оценки ситуации, сужение объема, фрагментарность, характерные для правополушарных дисфункций ранее описанных мозговых зон, в полной мере проявляются и при лобной локализации патологического процесса.

3. Синдром эмоционально-личностных и мнестических расстройств при поражении базальных отделов лобных долей
Особенности лобного синдрома здесь обусловлены связью базальных отделов лобных долей с образованиями «висцерального мозга». Именно поэтому на первый план в нем и выступают изменения эмоциональных процессов.

Оценка своего заболевания, когнитивная и эмоциональная составляющие внутренней картины болезни у больных с поражением базальных отделов лобных долей принимают диссоциированный характер, хотя при этом каждая из них не имеет адекватного уровня. Излагая жалобы, больной говорит как бы не о себе самом, игнорируя значимые симптомы (анозогнозия).
Общий фон настроения при правосторонних локализациях процесса при этом:
•благодушно-эйфоричный
•проявляется растормо-женностью аффективной сферы
Поражение базальных отделов левой лобной доли характеризуется общим депрессивным фоном поведения, который, однако, не обусловлен истинным переживанием болезни, когнитивная составляющая внутренней картины которой у больного отсутствует.
В целом эмоциональный мир больных с лобно-базальной патологией характеризуется:
•обедненностью аффективной сферы
•монотонностью ее проявлений
•недостаточной критичностью больных в ситуации нейропсихологического обследования
•неадекватностью эмоционального реагирования
Для базальных лобных локализаций характерно своеобразное нарушение нейродинамических параметров деятельности, характеризующееся, казалось бы, парадоксальным сочетанием импульсивности (расторможенности) и ригидности, которые дают синдром нарушения пластичности психических процессов (в мышлении и мнестической деятельности).
На фоне измененных аффективных процессов в нейропсихоло-гическом исследовании не обнаруживается отчетливых расстройств гнозиса, праксиса и речи.
В большей степени функциональная недостаточность базальных отделов лобных долей сказывается на интеллектуальных и мнестических процессах.
Мышление: операциональная сторона мышления остается сохранной, но оно нарушается в звене осуществления планомерного контроля за деятельностью.
Выполняя последовательность мыслительных операций, больные обнаруживают:
•импульсивное соскальзывание на побочные ассоциации
•уходят в сторону от основного задания
•проявляют ригидность при необходимости смены алгоритма
Память: уровень достижений колеблется, но не за счет изменения продуктивности, а за счет преобладания в продукте воспроизведения то одной, то другой части стимульного материала. припоминая рассказ, состоящий из двух акцент-частей, больной импульсивно воспроизводит его вторую половину, ближайшую по времени к моменту актуализации. Повторное предъявление рассказа может за счет коррекции обеспечить больным воспроизведение его первой половины, затормаживающего возможность перехода ко второй части.

_________________
Обратная связь osa-007@bk.ru
Скайп: psylab-litvinova

Клиент, помни! Правильно заданный вопрос и есть ответ!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 4 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Rambler's Top100

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Скайп: psylab-litvinova Срочная помощь психолога
домены:
Psychology OnLine.Net - материалы по психологии