ЗАПИСЬ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ ПО ТЕЛ 8-916-132-11-43 Оксана Николаевна У ВАС ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ, ОБРАЩАЙТЕСЬ! ОКАЗАНИЕ СРОЧНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ОН-ЛАЙН, СТУЧИТЕСЬ В СКАЙП: PSYLAB-LITVINOVA/ Понравился сайт, нажмите кнопочку!

Психологическая лаборатория Литвиновой

Помощь психолога в Москве тел. 8(916)132-11-43, КОНСУЛЬТАЦИИ ПО СКАЙПУ: psylab-litvinova
Текущее время: 20-04-2024, 20:34

Часовой пояс: UTC + 4 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 27-04-2012, 12:46 
Не в сети
Клинический психолог, психолог-консультант, site admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02-04-2012, 01:38
Сообщения: 6504
Откуда: Москва
Индивид и личность критерии разделения понятий. Проблема соотношения биологического и социального в человеке.

Индивид и личность: критерии разделения понятий

В широком смысле слова личность ― это синоним человека с момента его рождения (самая распространенная точка зрения в современной психологии). Эта точка зрения на личность подразумевает, что, изучая, например, телосложение и его связь с особенностями темперамента, мы занимаемся личностью. При этом подчеркивается уникальная неповторимость личности уже на уровне телесной организации (рост, вес, цвет глаз,
особенности внешности и т.п.). «Правда» этой точки зрения состоит в том, что человек действительно уникален и индивидуален уже на уровне телесной организации, а психофизиологические особенности служат основой для формирования особых уже собственно личностных свойств. Но войдет ли та или иная физическая особенность в структуру собственно личности ― в этом можно сомневаться.

А.Н.Леонтьев приводит в этой связи следующий пример. У мальчика врожденный вывих бедра. Определит ли данный грубый анатомический дефект его личностные особенности, как думают некоторые люди (считая, что, родившись с тем или иным уродством, например с горбом и т.п., человек уже автоматически становится злобным завистником, мечтающим отомстить всему человечеству за свои недостатки)? Нет. Сам по себе дефект выступает лишь «органической предпосылкой» формирования личности, а на базе этих предпосылок могут быть сформированы разные типы личности. Как говорил в таких случаях Л. С. Выготский, если взрослый определенным образом не «означит» этот дефект, он может вообще не существовать для ребенка или восприниматься им просто как индивидуальная особенность. Впрочем, нельзя отрицать, что имеющиеся дефекты накладывают ограничения на приемы и технику воспитания.

Поэтому в школе А.Н.Леонтьева настаивают на разведении понятий «индивид» и «личность», сужая при этом объем последнего понятия (индивидом рождаются, личностью становятся). Мы называем словом «индивид» отдельного человека как субъекта его деятельности уже с момента его рождения. Он целостен и неделим, но данная целостность обеспечивается закономерностями биологической1 эволюции. Индивид ― продукт онтогенетического развития заложенных в его организме генетических программ в конкретных условиях его деятельности в определенной среде. Конечно, становление индивида как носителя врожденных и приобретенных свойств можно лишь в абстракции отделить от становления собственно личности, которая характеризует человека уже с другой ― социальной ― стороны. Поэтому А. Н.Леонтьев давал более узкое определение личности, чем это встречалось в подавляющем числе концепций зарубежной психологии, и с данной позицией согласны практически все отечественные психологи.

Личностью человека можно назвать лишь с определенного момента его развития. Личность «рождается» в онтогенезе «дважды», говорил А. Н.Леонтьев. Первое рождение личности начинается (это не одномоментное событие) в возрасте около 3 лет и продолжается фактически все дошкольное детство. Критерием произошедшего рождения является принятие субъектом социальных норм и ценностей как мотивов своего собственного
поведения. Внешне это проявляется, например, в способности ребенка «не взять» понравившийся ему предмет только потому, что «мама запретила его трогать». Даже когда его никто не видит, ребенок может ходить вокруг этого предмета, но трогать не будет. Значит, социальная норма, выступавшая внешним регулятором поведения ребенка (раньше ребенок не трогал предмет только в присутствии мамы или другого взрослого), теперь становится внутренней формой регуляции.

Одним из внешних признаков начальной стадии процесса интериоризации социальных норм является «феномен горькой конфеты» (полученный однажды в качестве побочного результата одного из экспериментов школы А.Н.Леонтьева). Ребенок-дошкольник, участвовавший в эксперименте, должен был, не вставая с места, достать предмет со стола, стоявшего довольно далеко от него. За успешное выполнение действия в этих условиях ребенку обещали дать конфету. Пока взрослый был в комнате, ребенок не вставал с места. Но тут взрослого якобы вызвали ― и он ушел (на самом деле из соседней комнаты он наблюдал, что делает оставшийся один ребенок). Ребенок встал с места и взял тот предмет, который ему нужно было взять, по инструкции не вставая с места. Взрослый тут же вернулся в комнату и предложил обещанную конфету в качестве награды за выполненное действие. Ребенок, однако, сначала отказался от вознаграждения, а затем, когда взрослый стал настаивать, тихо заплакал.

Как объяснял этот феномен А.Н.Леонтьев? Действие ребенка объективно вписано в систему двух разных отношений ребенка к действительности. Одно отношение ― отношение «ребенок―взрослый», второе ― «ребенок ―предмет». Как мы помним, любое отношение субъекта к объекту реализуется (существует) только в форме какой-либо деятельности субъекта, побуждаемой соответствующим мотивом. Таким образом, мы имеем дело с тем, что одно и то же действие ребенка оказалось в разном отношении к двум значимым для него мотивам: очень хочется достать предмет (поскольку за него обещана награда), но социально одобряемым способом его взять нельзя (а ребенок в этом возрасте стремится соответствовать ожиданиям взрослого). Появление экспериментатора привело к переживанию ребенком конфликта мотивов, и полученная им конфета оказалась «горькой» по своему личностному смыслу. Таким образом, у данного ребенка начался процесс иерархизации мотивов, при этом все более и более значимым для него становится выполнение им социальной нормы.

Второе рождение личности, по А.Н.Леонтьеву, происходит в подростковом возрасте, когда ребенок, у которого сложилась уже в результате предшествующей деятельности определенная более или менее устойчивая иерархия мотивов, оказывается вдруг перед необходимостью ее пересмотра. Это происходит потому, что все больше и больше расширяется круг социальных отношений, в которые входит ребенок, увеличивается число
реализующих эти отношения видов деятельностей и возникают противоречия уже внутри круга соответствующих им социальных мотивов. Особенно отчетливо это впервые может обнаружиться в подростковом возрасте, когда социально одобряемый родителями ребенка поступок (например, не пропускать ни одного урока) вдруг получает резко отрицательную оценку других учеников класса, ставших для подростка «значимыми другими». В этом возрасте ребенок начинает ставить перед собой глобальные вопросы о том, что такое добро, что такое зло, к чему следует стремиться и чего избегать, каковы должны быть жизненные идеалы и
т.п. Естественно, это требует большой работы самосознания, особенности которой раскрыть в вводном курсе не представляется возможным. Завершим разговор о втором рождении личности выделением критерия
этого рождения.

Таким критерием может быть первый в жизни самостоятельный и ответственный поступок. Обсуждая этот критерий, В. В. Петухов и В. В.Столин еще больше сужают объем понятия «личность» и считают, что в подлинном смысле личностью может быть назван субъект, способный на подобного рода поступок. Согласно этой точке зрения, в результате «первого рождения» рождается не личность, а социальный индивид, который воспринимает социальную норму как значимый для него внутренний регулятор поведения, но при этом даже не задумывается о возможных альтернативных социальных нормах. Социальный индивид может так и не
превратиться в личность: ведь становление субъекта личностью предполагает повышение его ответственности и самостоятельности, которое часто имеет своим следствием появление новых проблем для субъекта. Особой проблемой, например, может выступить появление большей свободы деятельности, к которой субъект не привык (он привык к тому, чтобы все решали за него другие, а теперь надо решать самому) ― и потому бежит от нее (одна из книг рассматривавшего эту проблему Э.Фромма так и называлась ― «Бегство от свободы»). Тем более что индивид, решившись на поступок, всегда рискует ошибиться и оказаться в проигрыше, выбрав не самую удачную стратегию поведения, потерпеть фиаско в борьбе с людьми, которые придерживаются иных систем ценностей.

Проблема соотношения биологического и социального в человеке

Проблема соотношения биологического и социального начал в структуре личности человека является одной из наиболее сложных и дискуссионных в современной психологии.

Заметное место занимают теории, которые выделяют в личности две основные подструктуры, сформированные под воздействием двух факторов – биологического и социального. Была выдвинута мысль о том, что вся личность человека распадается на “эндопсихическую” и “экзопсихическую” организацию. “Эндопсихика” как подструктура личности выражает внутреннюю взаимозависимость психических элементов и функций, как
бы внутренний механизм человеческой личности, отождествляемый с нервно-психической организацией человека. “Экзопсихика” определяется отношением человека к внешней среде, т.е. ко всей сфере того, что противостоит личности, к чему личность может так или иначе относиться. “Эндопсихика” включает в себя такие черты, как восприимчивость , особенности памяти, мышления и воображения, способность к
волевому усилию, импульсивность и т.д., а “экзопсихика” – систему отношений человека и его опыт, т.е. интересы, склонности, идеалы, преобладающие чувства, сформировавшиеся знания и т.д.
“Эндопсихика”, имеющая природную основу, обусловлена биологически, в противоположность “экзопсихике”, которая определяется социальным фактором.

Социологический подход выделяет в личности социальнотипическое. Основная проблематика социологической теории личности связана с процессом формирования личности и развития ее потребностей в неразрывной
связи с функционированием и развитием социальных общностей, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности. Личность как субъект социальных отношений, прежде всего характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, то есть не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю.
•биогенетический подход – (С. Холл, 3. Фрейд и др.) считает основой развития личности биологические процессы созревания организма, социогенетический – (Э. Торндайк, Б. Скиннер и др.) структуру общества,
способы социализации, взаимоотношения с окружающими и т.д.
•психогенетический – (Ж. Пиаже, Дж. Келли и др.) не отрицая ни биологических, ни социальных факторов, выдвигает на первый план развитие собственно психических явлений.

Трансперсональные теории
1.Юнг – личность есть феномен системый, формируется под влиянием не только современного сообщества, но и предыдущих поколений, связанных со Вселенной.
2.Ассоджиоли – человек пребывает в постоянном процессе роста, актуализируя свой непроявленный потенциал. Важным элементом является понятие субличностей.
3.Маслоу – высшие потребности представляют важный аспект личности. Высшие потребности заключаются в самореализации, самоактуализации, в духовности.
4.Хаббард – центральное понятие «энграммы» (ментальные записи физической боли и бессознательного состояния) и «вторичности» (ментальные образы, содержащие эмоции горя, гнева). Первопричина энграмм – родовая травма или память предков.
5.Тойч – человек во многом жертва генетического кода и проблем своих предков.
6.Грофф – трансперсональные явления обнаруживают связь человека с космосом.

Эзотерические теории
1.Франкл – основным сугубо человеческим стремлением является стремление обрести смысл своего существования.

Биосоциальные теории
1.Ф. Олпорт – личность – целостная система, ядром которой является человеческое «Я». Особенности этой системы – стремление к реализации своего жизненного потенциала. Человек в своих проявлениях в большей степени следует социальным, чем биологическим мотивам.
2. Роджерс – позитивные силы, направленные на здоровье и рост, естественным образом присущи организму. Каждый стремится статьт компетенстным и способным настолько, насколько это возможно для нас биологически. Решающую роль играет представление о себе «Я-концепция»

Психосоциальные теории
1.Адлер – целостность, единство индивидуального стиля жизни, социальных интересов, общественное чувство и направленность поведения на достижение цели. Движущая сила развития – комплекс неполноценности.
Хорни – базальный конфликт. Основные тенденции личности – движение к людям, движение против людей, движение от людей. Человек учится на своих ошибках.
2.Асмолов – личность рассматривается как системное качество, которое приобретается индивидом в обществе, в целостности отношений.
Леонтьев – личность предствляет собой особое качество, которое индивид приобретает в системе общественных отношений на основе деятельности, общения и познания.
3.Э. Фромм – связь между психикой и социально структурой общества имеет социальный характер, в формировании которого особая роль принадлежит страху.
4.Ананьев – личность не весь человек, а лишь его социальное качества.
5.Мясищев – личность – это система отношений. Личность как социальный продукт опрелеяется прежде всего социальным значением направленности.
6.Божович – личность – относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст.
7.Эльконин – в основе человеческих форм психики лежит присвоение человеческой культуры путем овладения различных видов человеческих действий и деятельностей.
8.Рубинштейн – личность – совокупность внутренних условий через которое преломляются внешние условия.
9.Платонов – личность – динамическая структура, развивающаяся во времени
10.Мерлин – 2 группы индивидуальных особенностей: 1 – свойства индивида (темперамент, индивидуальные качественные особенности психических процессов) 2 – свойства индивидуальности (мотивы, отношения, характер, способности)
11.Салливен – личность – относительно устойчивая модель повторяющихся межличностных ситуаций, характеризующих человеческую жизнь.

Эпигенетическая концепция
1.Скиннер – рассматривал личность как изолированную самость, которой нет места в научном анализе поведения. Личность – сумма паттернов поведения. Каждая индивидуальная реакция основана на предыдущем опыте и генетической истории.
2.Фрейд – теория инстинктов – «либидо», жизни, смерти, агрессивности.
3.Айзенк – личность – явление психобиологическое (в основе врожденные особенности нервной системы – баланс между процессом возбуждения и тромодения) и невротизм – степени эмоциональной стабильности
4.Лазурский – личность – единство двух психологических механизмов эндопсихики (внимание, память, мышление, воля, эмоциональность), экзопсихики (отношений к среде, внешним объектам) Эндоспихика – ядро личности. Основная задача личности – адаптация.
5.Левин – теория психологического поля. Личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность).
6.Дж. Келли – теория личностных конструктов (моделей мира), система которых образует личность.
7.Выготский – механизм формирования личности – присвоение, идентификация, принятие и освоение социальных ролей. Личность есть социальное в нас.

Биогенетический подход

Биогенетический подход ставит в основу развития личности биологические созревания организма. ( С. Холл, Э. Геккелем и И. Мюллером, К. Бюлера, Штерн, З. Фрейд )

Биогенетический закон был сформулирован Э. Геккелем и И. Мюллером в отношении эмбриона: в ходе внутриутробного развития животное или человек повторяет кратко те стадии, которые проходит данный вид в своем филогенезе, т.е. что и весь род за время своего существования.

Холл сформулировал подобный же закон для послеутробного развития: онтогенез есть краткое повторение истории развития человеческого общества.

В рамках биогенетического подхода создавалась теория трех ступеней детского развития Бюлера. Бюллер выделил 3 ступени развития – инстинкт, дрессура, интеллект. Он пытался привести к одному знаменателю факты биологического и социокультурного развития. Психическое развитие есть единый и притом биологический по своей природе процесс.

Теория конвергенции ( теория двух факторов) Штерна. Психическое развитие является результатом конвергенции внутренних данных с внешними условиями. Окружающая действительность доставляет материал для игры, а то, как и когда ребенок будет играть, зависит от врожденных компонентов инстинкта игры.

Далее развил теорию Гезел. Приспособление ребенка к окружающей социальной среде, то есть адаптация.

Концепция Фрейда – это взаимодействие двух факторов наследственности и среды. В основе лежит конфликт между инстинктивной сферой душевной жизни человека и требованиями общества.

Социогенетический подход

Социогенетический подход – человек, рождаясь биологической особью, становится личностью благодаря воздействию социальных условий жизни. (Э. Торндайк, Б. Скиннер, Миллер и Доллард, Бандура, ).
•бихевиоризм
•теории социального научения в США (основал Доллард, Миллер)

Исходят из представления о том, что психика человека на момент рождения представляет собой чистую доску и все можно сформировать в результате научения. Связан с общими установками бихевиористов. Концепция
социального научения показывает, как ребенок приспосабливается в современном мире, как он усваивает привычки и нормы современного общества. Авторы Миллер и Доллард. Все дети при рождении одинаковы,
а через 2 -3 года разные, значит это результат социального научения.

Бандура расширил теорию. Люди способны предполагать какое поведение является правильным в определенных условиях, и предвидеть, что может случиться в результате определенных действий.

Суть теорий: в бихевиоризме основным фактором, движущей силой психического развития является среда. Источник развития лежит во вне организма. Взрослый подкрепляет различные формы поведения ребенка, закрепляя у него положительные реакции в схеме стимул – реакции, этот процесс называется научение. Психическое развитие в американской психологии рассматривают как количественный процесс накопления
навыков, связей, привычек, поэтому на каждом возрастном этапе выделяется система задач, которые личность должна решить в своей жизнедеятельности. Этот подход к диагностике развития через отслеживание задач предложил Гезелл. Представители социогенетического научения – Скиннер, Сирс, Бандура, Бронфенбреннер итд.

Трансперсональный подход

Трансперсональная психология – это сравнительно новое направление психологии, которое, однако, имеет глубокие корни в философской и религиозной мысли человечества. К теоретическим источникам трансперсональной психологии относятся учение средневековых мистиков (особенно Иогана Экхарта, XIII-XIV вв.), восточная философия (главным образом индийская), аналитическая психология К. Юнга. Современным представителем направления является Станислав Гроф.

Сущность теоретических представлений здесь такова: источники, детерминанты человеческого поведения и источники психологических проблем находятся за пределами индивидуального, прижизненного опыта.

Человек, с его прижизненно сформированной психикой, опытом, качествами, по традиции обозначается как «persona». Кроме этого в человеке существует нечто, вне его индивидуального опыта, вне «персоны», т.е. трансперсональное. Этим «нечто» является по концепции мистиков – несотворенная частица человека, единосущная Богу; в философии веданты – атман; у К. Юнга – архетипы (первообразы) коллективного бессознательного, которое является отражением опыта прежних поколений (центральное место среди архетипов Юнг отводил архетипу «самости» как потенциальному центру личности). С. Гроф говорит также о
перинатальном опыте человека (опыте процесса рождения), который является первым в жизни человека и закладывает основу для определенного типа психического развития.

Психологическая структура личности: соотношение биологического и социального.

На земле нет двух одинаковых личностей, каждая личность имеет свою структуру. Однако есть много общего, что позволяет выделить структуру личности вообще, которая состоит из четырех сторон:

Блок психических явлений (мотивационный) ― направленность (устойчивая система мотивов):влечения, желания, стремления, интересы, идеалы, мировоззрение, убеждения, потребности); Опыт личности ― обретение человеком общественного опыта (социализация). Этот опыт включает необходимые для его жизнедеятельности знания, умения, навыки:
•знания ― система научных понятий о закономерностях природы, общества, становления и развития человека и его сознания;
•умения ― способность человека на основе знаний и навыков продуктивно, качественно и своевременно выполнять работу в новых условиях;
•навыки ― автоматизированные компоненты целенаправленной сознательной деятельности;

Блок регулирования поведения личности (система самоконтроля) включает формы психических познавательных процессов, в частности: индивидуальные особенности ощущений, восприятия, внимания, памяти,
наблюдательности, воображения, мышления, речи;

Биологически обусловленные свойства и качества личности:
•антропологические признаки ― расовые, половые, возрастные и др.;
•физические особенности ― размеры тела и его структурно-механические свойства;
•внешняя анатомия тела;
•функционально-анатомические особенности;
•биохимические особенности и патологии выделенных элементов;
•свойства и типы темперамента.

Производными от этих основных подструктур являются:

Характер – это: совокупность основных, отличительных свойства человека, проявляющихся в особенностях его поведения и отношения к окружающей действительности; целостное образование личности, определяющее особенности его деятельности и поведения.

Способности – психическое свойство личности, являющееся условием успешного выполнения определенных видов деятельности.

Таким образом, давняя проблема соотношения биологического и социального в человеке, которую намеревались окончательно решить в XIX веке при помощи методов точных наук, так и не была решена. В XX веке она приобрела еще большую остроту. Сегодня ученые склоняются к тому, чтобы признать эту проблему в принципе не решаемой. При изучении человеческой личности принято различать следующие уровни ее проявления:
•природное ― существующее и развивающееся в человеке независимо от влияния на него других людей;
•биологическое ― общее по происхождению, хотя и не обязательно тождественное у человека с животными;
•наследственное ―существующее и развивающееся на основе генного фонда родителей; оно биологическое (хотя не все биологическое наследственно);
•социальное ― приобретенное человеком в ходе социализации, общения и взаимодействия с другими людьми.

Социальное в широком смысле разделяют на три составляющих:
•собственно социальное – совокупность приобретенных черт, минимально необходимых для нормального выполнения своих социальных ролей;
•специфически культурное – совокупность норм и правил приличествующего поведения, которые соблюдаются автоматически, превратились в неотъемлемые черты индивида и позволяют другим считать его воспитанным;
•нравственное ― высшее проявление социального и культурного начал в человеке, связанное с соблюдением этических норм как абсолютных требований.

Столь дробная шкала понадобилась для того, чтобы более четко разграничить понятия “человек”, “индивид”, “личность”.

Можно ли сказать, что личность обитает в человеческом теле? Да, ведь ее нет в окружающем пространстве ― ни рядом, ни вдали. А есть ли у личности тело? Нет, ведь личность ― явно не материальное образование. Хотя у нее есть свой носитель ― человеческая психика. Но психика не является составной частью тела. Психика ― свойство высокоорганизованной материи, подобно тому, как мышление является функцией (но не частью) мозга. Психика ― особая форма отражения действительности, появляющаяся на определенной ступени биологической эволюции. Ее содержание ― это продукт, или результат взаимодействия живых систем с окружающей средой. Когда психологи говорят о личности, они подразумевают прежде всего психику. Также поступал и 3. Фрейд, создавший стройное учение о личности.

_________________
Обратная связь osa-007@bk.ru
Скайп: psylab-litvinova

Клиент, помни! Правильно заданный вопрос и есть ответ!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 4 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Rambler's Top100

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Скайп: psylab-litvinova Срочная помощь психолога
домены:
Psychology OnLine.Net - материалы по психологии