ЗАПИСЬ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ ПО ТЕЛ 8-916-132-11-43 Оксана Николаевна У ВАС ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ, ОБРАЩАЙТЕСЬ! ОКАЗАНИЕ СРОЧНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ОН-ЛАЙН, СТУЧИТЕСЬ В СКАЙП: PSYLAB-LITVINOVA/ Понравился сайт, нажмите кнопочку!

Психологическая лаборатория Литвиновой

Помощь психолога в Москве тел. 8(916)132-11-43, КОНСУЛЬТАЦИИ ПО СКАЙПУ: psylab-litvinova
Текущее время: 29-03-2024, 16:35

Часовой пояс: UTC + 4 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: ПОВТОРНОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ - статья
СообщениеДобавлено: 01-05-2012, 01:20 
Не в сети
Клинический психолог, психолог-консультант, site admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02-04-2012, 01:38
Сообщения: 6504
Откуда: Москва
Повторное переживание, как один из методов прояснения нежелательных кинестетических реакций

2005 Алексей Петш


В этой статье мне хочется поделиться своим опытом работы с нежелательными кинестетическими реакциями у клиентов. Эти реакции могут возникать как в ходе консультирования, так и выноситься в виде основного запроса, в начале сессии.

Безусловно, методов и способов работы с ними много. Но мне хотелось бы остановиться на ПОВТОРНОМ ПЕРЕЖИВАНИИ, как особом направлении работы в этой области. Пожалуй, это действительно направление или подход, а не просто метод. Впервые его описание я встретил у Флеминга Фанча в его книге «Преобразующие диалоги» 1996г. С тех пор, я неоднократно убеждался в действенности этого подхода. Он включает в себя научные, филосовские, религиозные и другие мировозренческие предпосылки, делающие повторное переживание эффективным. Прежде чем описывать конкретные случаи работы с клиентами, остановлюсь на этих предпосылках. В течение жизни человек проходит через самые разнообразные ситуации и события, так, или иначе, переживая их. По-видимому, его задача в том, чтобы переживать их полнее, извлекая из них как можно больше уроков. Однако, иногда, смысл и значение, переживаемого события, не совпадает с его содержанием. Иными словами, возникает «происшествие»- память об этом событии. Именно эта «память» и определяет, в последствии, отношение к событию. И здесь становится важным, каким образом личность его переживает, и какой смысл ему приписывает. И то и другое находится во власти человека. Поэтому, если способ, которым пережито происшествие, не приносит ему пользу, то нужно повторно пережить событие, но пережить его по-другому. Если вы пережили не то, что собирались пережить, или ваш ум просто перегрузился информацией, содержащейся в событии, а полученные переживания ошеломляют его, тогда может произойти нечто интересное: ум не просто игнорирует происходящее, а как бы делает мгновенные полные копии событий и сохраняет их неограниченное время. По-видимому, чтобы обработать их позже. Если перегрузка произошла по колличеству или по скорости получения информации, то со временем можно наверстать упущенное. Но если в происшествии больше силы и эмоций, чем вы готовы пережить, то вы можете так никогда его и не обработать. Проблема в том, что происшествие продолжает настаивать на том, чтобы его обработали, выдавая свои части на обработку, и формируя у вас определенные реакции на них. Другими словами, то, что должно принадлежать к какому-то другому периоду времени, кажется происходящим прямо сейчас, в настоящем. Всё усугубляется ещё и тем, что реакции идут из неизвестного источника. Зачастую, нежелательные кинестетические реакции и ощущения и являются своеобразными маркерами этих происшествий. Поэтому одним из надежных способов избавления от них является поиск тех происшествий, в которых они сформировались. А в последующем, проведение повторного переживания, с тем, чтобы извлечь все возможные уроки, которые эти происшествия для нас содержали. Как только это происходит, и уроки извлечены, вся ситуация перестает быть активной. Ей не зачем напоминать о себе ощущениями в теле. В этой части повторное переживание сходно с психодраммой, где протагонист также имеет возможность извлекать заключенные в ситуации уроки. Хотя выбор этих ситуаций осуществляется скорее сознательно. Человек знает, с каким происшествием он будет работать. В случае повторного переживания, поиск происшествия ведется в области бессознательного. И клиент сталкивается, как правило, с чем-то неожиданным для себя. Не редко, это ситуации, перегрузившие умственные и эмоциональные возможности человека. Как следствие, они вытесняются в сферу бессознательного, и не воспринимаются осознанием. Поэтому так часто, среди таких ситуаций, мы находим травматические переживания самого раннего детства, а иногда и ситуации перинатального периода, связанные с зачатием, беременностью и родами. Иногда, клиенты обращаются по поводу нежелательных реакций, истоки которых можно найти в прошлых жизнях. И это тоже нормально, если соответствует реальности клиента. Данный подход позволяет, также, прояснять и будущие происшествия, если в этом есть необходимость. Суть работы при этом не меняется. Еще один важный момент состоит в том, что одно и то же нежелательное ощущение, можно обнаружить в целой цепи происшествий. В этом случаи самое раннее происшествие является самым мощным или травматическим. А более поздние берут свою силу из него. В типичной цепи самое раннее или «центральное» происшествие содержит боль и бессознательность. Это важно. Именно по этому признаку мы его и находим. В нем, определенный набор реакций, с силой впечатался, (запрограмировался) в уме. Далее идут «происшествия эмоциональной травмы». Они обычно связаны с потерей, или угрозой потери и черпают свою силу из более раннего, «центрального», происшествия. В них содержится сильная неприятная эмоция, например, печаль, страх, горе, ужас. Следующее происшествие в цепи можно назвать «происшествием включения реакции». Это ситуация, когда нажалась умственная кнопка и воспроизвелась запись части травматического содержания из «центрального» происшествия или «происшествия эмоциональной травмы». То есть неприятные ощущения в этом происшествии вызваны неразумной автоматической реакцией, а не реальными внешними обстоятельствами. Обычно такая цепь распутывается в обратном порядке. Сначала доступны самые поздние и (легкие) происшествия, а затем цепь постепенно прорабатывается назад во времени вплоть до центрального травматического происшествия. После его прояснения вся цепь разряжается, и оно перестает сохраняться в настоящем времени. Такова, в целом, стратегия этого подхода. Теперь немного о тактике. Как и с помощью чего, мы находим центральное происшествие? Отправной точкой здесь служит нежелательное физическое ощущение в теле. Оно достаточно вещественно и более инертно, по сравнению со зрительными картинками. От него труднее отмахнуться. Они более навязчивы и мало меняются в зависимости от перемещения во времени и пространстве. Клиенту его легче отслеживать. Итак, вначале мы просим клиента дать словесное описание не желательного ощущения. Далее предлагаем ему воспользоваться способностью к автоматическому ответу. Мы не просим его «вспомнить» происшествие, а предлагаем ему «дать возможность появиться» какому-то событию, содержащему в себе это ощущение. Вначале может отмечаться некоторое сопротивление в связи с такой просьбой, но вскоре, мягко возвращая клиента к этому заданию, мы добиваемся успеха. Происшествие как бы «всплывает», часто удивляя самого клиента. Иногда может появиться лишь какая то деталь или часть этого происшествия, и это прекрасно. Главное, что контакт с происшествием установлен. Теперь нужно понять «центральное» это происшествие или происшествие «включения реакции». Мы помним: в «центральном» происшествии должны присутствовать боль и бессознательность. Если ощущение «нехватки воздуха» переносит клиента на две недели назад, когда он ехал в метро, в час пик, то это, скорее всего, происшествие «включения реакции». А если, следуя далее за ощущением, клиент начинает переживать собственное рождение, то это, скорее, «центральное» травматическое происшествие. Попадая с клиентом в происшествие «включения реакции», мы просим его пережить это происшествие до точки включения реакции. А затем, вновь предлагаем дать возможность появиться другому, более раннему происшествию, содержащему то же ощущение. Как правило, перед «центральным» происшествием редко бывает больше одного или двух происшествий «включения реакции». Схема происшествия может выглядеть следующим образом: ЦЕНТРАЛЬНОЕ →происшествие →происшествие ПРОИСШЕСТВИЕ →включения реакции →включения реакции Если мы чувствуем, что полученное происшествие «центральное», то можно приступать к повторному переживанию происшествия. Цель здесь - пережить его лучше, чем оно было пережито. Для удобства, можно предложить клиенту метафору, будто он смотрит фильм о своем происшествии. Одновременно он же является и режиссером и оператором своего фильма. Обычно нужно показать фильм происшествия несколько раз, разными способами, с разных точек зрения, прежде чем оно проясниться. Но главное, при этом, не просто смотреть фильм, а переживать происшествие, быть эмоционально включенным в него. Однако не стоит заставлять человека наблюдать происшествие с «его собственной» позиции. Ведь он уже пытался это сделать, когда проходил через это событие впервые. Нет большой доблести, испытывать как можно больше боли, проходя через происшествие. Задача, скорее, в том, чтобы приближаться к травматическому моменту в происшествии постепенно. Для этого мы помогаем клиенту выбрать другие точки зрения на это происшествие, отличные от его собственной позиции. Желательно каждый раз наблюдать происшествие с удобной точки зрения, постепенно приближаясь к позиции самого клиента. Эта идея может быть несколько неожиданной для клиента, но он будет благодарен вам за это постепенное приближение к травматическому моменту. Иногда, для того, что бы приблизиться к собственной позиции в происшествии, клиенту может понадобиться довольно фантастическая точка зрения. Например, можно предложить ему посмотреть на ситуацию глазами мухи, которая сидит на стене, или попросить пережить то же событие с позиции электрической лампочки под потолком. А можно вообразить какого-то другого, случайного свидетеля этого происшествия, и увидеть это его глазами. Затем можно выбрать позицию некоего второстепенного персонажа, уже непосредственно участвующего в происшествии, и пережить данное событие от его имени. Постепенно, приближая клиента к его собственной позиции в происшествии, мы не забываем и о позиции «агрессора», если клиент переживает происшествие с позиции «жертвы». Как показывает практика, эта позиция очень важна в повторном переживании. Когда клиент «прошел» своё происшествие несколько раз, с разных позиций, ему можно предложить уже его собственное место в этом происшествии. В случае если он всё же не готов это сделать, возможно, понадобиться введение в переживаемое происшествие дополнительных ресурсов. Например, если травмирующее событие произошло в детстве, но сила его такова, что пережить его в позиции ребёнка по-прежнему трудно, то можно предложить посмотреть на это событие глазами уже взрослого человека. Используя как поддержку силу и жизненный опыт самого клиента. Такая мысль может быть для клиента целительной. Тем более что она подкрепляется. Ведь пережить «детскую» травму с позиции взрослого гораздо легче. Или же, в качестве такого ресурса, можно добавить дополнительное время, а так же предположение, что было бы, ЕСЛИ БЫ у личности были необходимые ресурсы. Таким образом, мы проясняем происшествие, «примеривая» его к клиенту разными способами, понимая его, оценивая, добавляя в него положительные качества, находя скрытый смысл, извлекая упущенные уроки. Делая это, мы изменяем подсознательную программу, которая неблагоприятно влияла на человека, и помогаем ему в полной мере наслаждаться теперешней жизнью. В данном подходе можно и переделывать происшествие, используя принцип введения дополнительных ресурсов. ЕСЛИ БЫ у клиента были эти дополнительные ресурсы, КАКИМ было бы происшествие? В этом случае любые отрицательные последствия происшествия прекращаются. Нет ничего противозаконного в переделывании происшествия. Человек имеет право держать в своём прошлом, настоящем и будущем то, что ему нравиться. Он не обязан носить с собой травматические происшествия, записанные как можно точнее. Единственная опасность в изменении сюжета происшествия состоит в том, что можно потерять какой-то более глубокий смысл. Можно легко превратить «отрицательное» происшествие в «положительное», и этим прикрыть то, что было там на самом деле. Например, травматический период службы в армии может стать важным опытом для построения характера человека. Возможно, лучше оставить его тяжёлым временем, чем так радикально его переделывать. В любом случае, прежде всего, нужно стремиться, извлечь все возможные смыслы и уроки из травматической ситуации.Закончив прояснение происшествия, мы интересуемся, что стало с теми нежелательными ощущениями, которые вывели клиента на это травматическое происшествие. Как правило, они уходят, так как перестают быть нужными. Они уходят не только из настоящего, но и из всех происшествий включения реакции. Вся цепь, как бы, размагничивается. Таковы, коротко, стратегия и тактика повторного переживания. Разумеется, что в данной статье нет возможности представить все нюансы данного подхода. И далее я перейду к примерам из практики. Одной из первых мне вспоминается клиентка, с запросом о возникшей у неё нежелательной реакции, когда к ним в офис вошёл мужчина, знакомый ей раньше, но которого она не встречала, пять лет. Далее, когда он сказал, что теперь будет здесь работать, она вдруг испытала беспокойство, чувство безысходности, неприятное онемение в руках и ногах. Причём раньше подобной реакции на этого человека у неё не было. Предположив, что эта ситуация лишь включила нежелательную реакцию, мы стали искать то происшествие, которое впервые вызвало подобные чувства и ощущения. Ощущения в теле мы использовали как проводник, и вскоре у клиентки всплыла ситуация двухгодичной давности. Она вспомнила, как, находясь в командировке в Москве, переходила дорогу с очень оживлённым движением. Был март месяц, под ногами была слякоть и, переходя дорогу, она застряла в этой слякоти как раз по середине. Поток машин был очень плотным, и невозможно было двигаться ни в перёд ни назад. Она подняла голову и увидела табличку с названием улицы: «Бутырская». И тут возникло то самое ощущение, и она поняла, что «попалась». Естественно возникла ассоциация с известной тюрьмой. Однако в этом происшествии недоставало «боли» и «бессознательности» и мы продолжили искать центральное происшествие. Пользуясь тем же ощущением (с ул. Бутырской) мы получили событие гораздо более раннее. Клиентка вспомнила, как в возрасте 5-6 лет она купалась в реке, плавая на надувном матрасе. Плавала она тогда плохо и без матраса могла проплыть всего несколько метров. Заигравшись с другими детьми, она упустила матрас, и его течением понесло на глубину, к середине реки. Девочка догнала матрас и попыталась взобраться на него. Но матрас выскользнул и отплыл ещё дальше. Она снова догнала его и повторила попытку- результат тот же. Она поняла, что вернуться самой к берегу без матраса не сможет, а тот всё продолжал уплывать. Тогда то у неё и возникло сильное чувство страха, безысходности, ощущение скованности и онемения рук и ног. Причём клиентка была удивлена, что раньше это происшествие она ни разу не вспоминала. Вытесненным для неё оказалось и то, как разрешилась та ситуация. Я понял, что мы нашли центральное происшествие. Далее мы начали процедуру повторного переживания. Вначале мы посмотрели на это происшествие с большого расстояния, с высоты птичьего полёта, как бы глазами птицы. Потом клиентка проходила его же с позиции того самого матраса. Кстати, попутно выяснилось, как клиентке удалось спастись. Она всё-таки догнала свой матрас. В этом проявился ещё один интересный эффект, присущий повторному переживанию - восстановление утраченных частей события. Матрас просто «вспомнил», что девочка его догнала. Потом мы пережили происшествие с позиции самой девочки, добавив в качестве ресурса, то, что на берегу, неподалёку, загорал взрослый мужчина и видел, как девочка плыла за матрасом. В таком виде догонять матрас девочке было легче. Была страховка. Повторное переживание завершилось. Событие было восстановлено, уроки из происшествия извлечены. При проверке, в происшествии на ул. Бутырской, так же не оказалось нежелательных ощущений. Здесь тоже были извлечены пропущенные уроки. Вернувшись к ситуации в офисе, клиентка поняла, что теперь ей придётся тратить силы на возобновление отношений с этим человеком, как с коллегой, чего она не хотела, так как прервала их пять лет назад. Она снова «попалась». Стоит ещё добавить, что во время повторного переживания, клиент часто находится в состоянии транса или полу-транса, что необходимо учитывать при работе. Не лишней будет и процедура «заземления» в конце сеанса. В случае с другой клиенткой запросом был панический страх, при виде черепахи. Причём больше всего беспокоил вид морщинистой, как бы не живой, кожи. На сознательном уровне клиентка не могла найти этому объяснения. Попросив её сконцентрироваться на ощущениях, мы смогли получить сразу центральное происшествие. Клиентка увидела, что к ней тянуться «страшные морщинистые лапы огромного чудовища»…. В этом месте страх и сопровождающие его ощущения были максимальными. Клиентка могла сказать, что всё это происходило в каком-то помещении. Далее мы установили, что свет в этом помещении идёт с потолка. Источником оказалась электрическая лампочка. Именно с её позиции мы и стали рассматривать происшествие. Мы выяснили, что это помещение- ванная комната, наполненная паром. Внизу, на полу - две фигуры. Одна из них маленькая девочка, которой около полутора лет. Другая,- это пожилая женщина, вероятно бабушка этой девочки, которая протягивает к ней красные распаренные руки, намереваясь раздеть девочку, что бы искупать её. Девочка первый раз видит бабушку раздетой и с такими руками. Ей страшно. Она не хочет снимать платье и плачет. Последовательно проходя это происшествие с разных позиций, мы смогли приблизиться к позиции самой девочки. Добавив в происшествие ресурсы в виде понимания ситуации взрослым клиентом, а так же слегка переделав его, сделав бабушку более мягкой, мы смогли пройти происшествие с позиции самой девочки. Смогли взять заключённые в нём уроки. Не желательное ощущение исчезло, а клиентка хоть и сказала, что по-прежнему не любит черепах, но панического ужаса при виде этого животного не испытывает. В данном примере клиентка многое смогла понять, находясь в позиции бабушки (агрессора), что показывает, насколько важна эта позиция. В другом примере клиентка не переносила прикосновений к своему телу других людей. У неё тут же включался комплекс разнообразных нежелательных реакций. На сознательном уровне информация, естественно, отсутствовала. Сосредоточившись на своих ощущениях, она смогла получить лишь образ «маленькой белой собачки, которая писала на забор». Далее, находясь в позиции собачки, она рассказала, что видит вокруг. Она увидела площадку детского сада. Недалеко от забора, располагалась песочница, а в ней играла в песок маленькая девочка, лет двух с половиной или трёх. Взрослых по близости не было. Они находились в отдалении, к тому же не смотрели на девочку. Из них лишь одна «тётя» имела отношение к девочке – её няня. Находясь в позиции самой девочки, клиентка сказала, что видит, как к ней приблизились «большие чёрные ноги», явно мужские. Почти сразу же включился комплекс нежелательных ощущений, возникло чувство страха. Переместившись в позицию «больших чёрных ног», клиентка сказала, что чувствует себя охотником, и что это её добыча… В этой ситуации вряд ли было нужно проходить травматическое происшествие до конца. Свои усилия мы направили на переделывание происшествия. Вначале было решено, что у клиента могут быть дополнительные ресурсы. Дальше мы представили, как изменилось бы происшествие, с этими новыми предпосылками. И происшествие действительно изменилось. Собачка громко залаяла на «чёрные ноги», няня вовремя обернулась, а тут и мама вернулась с работы раньше. Заново пережив это переделанное происшествие, клиентка создала себе новую память о нём. В нём не было травматического опыта, связанного с прикосновениями других людей. В последствии она говорила, что может переносить прикосновения спокойно. В данном примере видна не только роль дополнительных ресурсов, в переживании происшествия, но и показано, что прояснение происшествия не является самоцелью. Мы проясняем только то, что может дать клиенту, что-то положительное. На другом примере можно увидеть, как может действовать «происшествие эмоциональной травмы». Клиент мужчина обратился по поводу того, что реагирует «не обоснованной агрессией» на всех мужчин, которые подходят к нему, если он, в это время, разговаривает с какой-нибудь женщиной. Это было не похоже на ревность. Ему просто хотелось защищать женщину. Начав поиск травматического происшествия, мы очень скоро вышли на ситуацию, которая содержала максимальную силу этих не желательных кинестетических реакций. Клиент вспомнил, что в возрасте примерно девяти лет, был свидетелем страшной ссоры и драки между его матерью и своим отчимом. Эта драка, проходившая на его глазах, привела к тяжёлому увечью матери. Мальчик был сильно напуган видом крови, жестокостью и невозможностью помешать этому. Очевидно, нереализованная потребность в защите матери, заставляла его «защищать» всех женщин, как-то связанных с ним, от всех других мужчин. В повторном переживании происшествия мы ввели дополнительные ресурсы, позволившие реализовать эту потребность, а так же были извлечены важные уроки из этого происшествия. Проверяя, далее, свою реакцию на более поздних примерах, где включалась «необоснованная агрессия», клиент её не обнаружил. Найденное «происшествие эмоциональной травмы» и его проработка, избавили клиента от реакции автоматического ответа на подобные ситуации. Эти примеры хорошо иллюстрируют возможности повторного переживания, как целостного подхода в решении самых разнообразных проблем. Данный подход позволяет не только обнаружить травматический опыт в бессознательном клиента, но и успешно справляться с жизненными программами не полезными для него. Добавьте, что в этом ключе можно работать с памятью о событиях из прошлых жизней (если клиент в это верит). Можно прояснять «будущие» происшествия, работать с посттравматическим синдромом. Методика практически та же. К достоинствам подхода можно отнести индивидуальный стиль работы и то, что клиенту не обязательно верить во всё это. Повторное переживание всё равно будет работать

_________________
Обратная связь osa-007@bk.ru
Скайп: psylab-litvinova

Клиент, помни! Правильно заданный вопрос и есть ответ!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 4 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Rambler's Top100

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Скайп: psylab-litvinova Срочная помощь психолога
домены:
Psychology OnLine.Net - материалы по психологии