ЗАПИСЬ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ ПО ТЕЛ 8-916-132-11-43 Оксана Николаевна У ВАС ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ, ОБРАЩАЙТЕСЬ! ОКАЗАНИЕ СРОЧНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ОН-ЛАЙН, СТУЧИТЕСЬ В СКАЙП: PSYLAB-LITVINOVA/ Понравился сайт, нажмите кнопочку!

Психологическая лаборатория Литвиновой

Помощь психолога в Москве тел. 8(916)132-11-43, КОНСУЛЬТАЦИИ ПО СКАЙПУ: psylab-litvinova
Текущее время: 20-04-2024, 17:36

Часовой пояс: UTC + 4 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 03-04-2012, 16:31 
Не в сети
Клинический психолог, психолог-консультант, site admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02-04-2012, 01:38
Сообщения: 6504
Откуда: Москва
Межполушарная асимметрия мозга и межполушарное взаимодействие (по Микадзе)
Межполушарная асимметрия ― неравноценность, качественно различие того "вклада", который делает каждое полушарие в каждую психическую функцию.
Межполушарная асимметрия представляет собой одну из фундаментальных закономерностей работы мозга не только человека, но и животных.
В современной нейропсихологии наметились два основных направления в изучении проблемы межполушарной асимметрии мозга.
Первое направление – это экспериментальное изучение специфики нарушений отдельных (вербальных и невербальных) психических функций при поражении симметричных отделов левого и правого полушарий мозга. Сопоставление конкретных форм нарушений ВПФ при левосторонних и правосторонних патологических очагах позволяет выявить нейропсихологические симптомы, характерные для поражения только левого или только правого полушария.
Второе направление – изучением проблемы межполушарной асимметрии мозга является сопоставление целостных нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении симметрично расположенных структур левого и правого полушарий. Этот путь исследования является традиционным для нейропсихологии.

1. Проблема парциальности функциональной асимметрии.
Направление по изучению этой проблемы выросло на основе большого количества фактов, указывающих на неравнозначную роль левого и правого полушария в различных психических процессах. Основная масса работ в этой области связана с анализом роли полушарий в протекании вербальных и невербальных функций.
Исходное положение здесь следующее: функциональная асимметрия понимается как разные по характеру и функциям участие левого полушария и правого полушария в любой психической функции.
Московская школа придерживается концепции, что оба полушария принимают участие в любой психической функции, но для каждой психической функции одно из полушарий будет ведущим, либо левое, либо правое. Таким образом, одно из полушарий является доминантным для любой психической функции.
Функциональные асимметрии различны по характеру, то есть выделяют целый ряд асимметрий по системам, в частности моторная асимметрия, сенсорная асимметрия.
Внутри этих асимметрий можно выделить подвиды: моторная асимметрия - ручная асимметрия, ножная асимметрия, глазодвигательная асимметрия.
Например, при предпочтении действий правой рукой, у этого человека может оказаться ведущая левая нога.
Сенсорная асимметрия может быть зрительная, слуховая, тактильная.
Таким образом, на ряду с асимметриями целых систем могут существовать еще и парциальные асимметрии, т.е. асимметрии связанные с парциальностью внутри каждой из рассматриваемых систем.
например, зрительно-пространственная или слухоречевая системы асимметричны в том смысле, что для первых - доминантным является правое полушарие, а для второй - левое. Имеется в виду общая популяция.
Каждая конкретная асимметрия может быть выражена коэффициентом асимметрии, который представляет собой меру или степень выраженности асимметрии. (Сравнивается, сколько слов запоминается, при предъявлении в правое ухо и в левое - выводится коэффициент речевой асимметрии).
Каждый конкретный профиль асимметрии отражает специфику структурно-функциональной организации мозга. Эта организация выступает нейропсихологической основой индивидуальных различий между разными людьми. И если мы будем рассматривать вариативность сочетания этих парциальных асимметрий для каждого человека, то мы может перейти к понятию индивидуального латерального профиля человека.
В схеме, которая предлагается Хомской производится методика бальной оценки асимметрии, то есть степени выраженность асимметрии в 3 системах: мануальной (рука), слухоречевой и зрительной. Сочетание латерализации этих систем рассматривается как индивидуальный профиль латеральной организации.
2. Проблема роли каждого полушария в осуществлении высших психических функций.
Характер взаимодействия между полушариями.
В настоящее время сложилась теория по приписыванию полушариям противоположных функций. То есть идет классификация по разным типам дихотомий.
Преувеличивается роль одного из полушарий и игнорируются другие формы взаимодействия между полушариями. Оно полушарие занимается только одним видом деятельности.
Примеры:
левое правое
вербальное невербальное
оценка времени оценка пространства
аналитическое синтетическое
последовательное одновременное
абстрактное конкретное
Действительно ли это так?
Левое полушарие - вербальное, последовательное. Левое полушарие связано с анализом речевой информации. Речевая информация поступает последовательно. Первое слово еще не говорит о том, что будет в конце. Но здесь есть и одномоментный процесс - когда информация предложения воспринимается полностью, осмысливается то, что произносилось. Зрительное восприятие традиционно считается одномоментным. Мы открыли глаза и увидели все, что находится перед нами. Но если вы закроете глаза, вы вряд ли сумеете описать полную картину. Для этого, вам нужно обратить особое внимание на все, что открывается в зрительном поле. Поэтому проблема, которая стоит о взаимодействии полушарий, связывается с выделением основных характеристик любого психического процесса, для выделения которых, соответственно, необходима работа и левого и правого полушария.
Возьмем такую характеристику как произвольность и непроизвольность. Это общие характеристики любого психического процесса. Если мы по этим характеристикам попытается выяснить есть ли различия между правым и левым полушарием, то выясняется что есть. Как правило, левое полушарие обеспечивает произвольную сторону, для правого полушария характерна непроизвольная сторона. Это видно в клинической практике. Так, при поражении левого полушария, при выполнении правой рукой нарушаются не автоматизированные формы письма, а при поражении правого полушария - нарушаются автоматизированные формы письма.
Непосредственное и отсроченное выполнение действия.
Непосредственные формы соотносятся с работой правого полушария, а отсроченные с работой левого.
Таким образом, проблема правого и левого полушария - это выявить, какими конкретно характеристиками, тактиками и т.д. работает каждое из полушарий и как эти тактики, характеристики взаимодействуют в совместной работе двух полушарий.
3. Проблема развития и формирования функциональной асимметрии.
Основные вопросы:
1. Развиваются ли асимметрии постепенно в онтогенезе или они уже есть при рождении ребенка.
2. Предрасположены ли асимметрии генетически или они формируются в ходе воздействия внешней среды.
3. Могут ли меняться асимметрии.
Здесь тоже нет единой точки зрения. Одна из них такова, что до 2-3 лет полушария эквипотенциальны, то есть равнозначны. Затем начинается постепенная латерализация, которая завершается в период полового созревания. (Ленненберг: человек, достигший полового созревания, не может выучить иностранный язык как родной, так как латерализация уже произошла.) Зарегистрированы анатомические различия между левым и правым полушариями как у новорожденных, так и у др. детей. Зона Вернике и зона Брока в правом полушарии отличаются от аналогичных в левом.
4. Проблема левшества.
Существуют разные теории, которые пытаются выяснить причину.
1. Генетическая теория. Согласно этой теории левшество передается генетически. То есть, обусловлено генными механизмами, и более того, левшшество может проявляться в морфологических строениях мозга.
2. Социо-культурная теория. Формирование праворукости связано с культурно-историческими условиями, то есть в основе формирования праворукости лежит не морфология, а социальное давление и тренировка. Ребенок рождается, ему сразу начинают вкладывать в правую руку и т.д.
3. Патологическая теория. Левшество - результат травмы на разных этапах преднатальной и постнатальной жизни. Пример: родовая травма.
Очевидно, что истина лежит где-то посередине, в каждой теории есть достоверная часть.
С точки зрения нейропсихологии интересно следующее: левши являются специфической группой населения, для левшей характерно специфическое протекание психических процессов.
Факты:Нет прямой зависимости между рукой и речевой доминантностью. Брока ранее говорил, что речь располагается в том полушарии, противоположном ведущей руке. Современные исследования показали, сто нет такой прямой зависимости. Речь нарушается как при поражении правого полушария, так и при поражении левого полушария. Афазия (нарушение речи) у левшей наблюдается при поражении левого полушария в 40%, правого полушария в 20% и латерально в 40% случаев. У правшей эти нарушения протекают сложней, имеют меньшую скорость обратного развития, чем у левшей.
У левшей, в других исследованиях, наблюдается неспецифический характер расстройства этих функций. То есть, нет такого четкого соотнесения с локализацией поражения как у правшей. Поражение может находится в одном месте, а симптомы будут такими, как у правшей при поражении другого участка.
В целом правши составляют 90% популяции. Левши от 8%. В возрастном аспекте динамика правшества и левшести выглядит следующим образом.
до 1 года 52% правши, 47% левши.
до 2 лет - 70% правшей 25% левшей
к 7 годам 85% правши 12% левшей
То есть. как бы динамика меняется.
В связи с проблемой левшества возникает проблема обучения левшей: нужно ли переучивать леворуких детей? Нет, нельзя, если ребенок самостоятельно не проявляет такой инициативы. Если у ребенка складывается функциональная система, где ведущей становится левая рука, то переучивание означает ломку функциональной системы - неполноценное развитие функциональной системы плюс стрессовая ситуация, которая возникает у ребенка.
5. Проблема расщепленного мозга.
Специальным направлением исследований являются исследования закономерностей формирования парной работы полушарий в онтогенезе.
Модель «расщепленного мозга» открыла широкие возможности для изучения механизмов межполушарного взаимодействия, а также для работы левого и правого полушарий мозга в условиях их относительно изолированного функционирования. Исследование комиссуротомированных Больных обнаружило у них целый комплекс нарушений ВПФ, получивший название синдром «расщепленного мозга». После операций на мозолистом теле нет каких-либо отчетливых изменений темперамента, Личности и общего интеллекта Больных. Однако при специальном исследовании обнаруживаются характерныные симптомы нарушений психических функций. К ним относятся сенсорные, речевые, двигательные и конструктивно-пространственные феномены, которые не встречаются ни при какой либо другой патологии мозга.
Сенсорные феномены состоят в том, что зрительные стимулы, предъявленные в левое поле зрения (т.е. проецируемые в правое полушарие) Больные (правши) как бы не замечают и не могут их назвать. Однако вспышка света в левом поле зрения ими замечается, т.е. передача зрительной информации через зрительную хиазму сохранна. Тот же эффект наблюдается и при ощупывании предметов левой рукой. Этот феномен получил название аномия (это невозможность называния предметов, «воспринимаемых» правым полушарием у правшей).
Речевые феномены проявляются в невозможности прочесть слово, предъявленное в левое поле зрения или написать его. Те же слова, предъявленные в правое поле зрения Больной может прочесть и написать правильно. Если Больному предлагается найти предмет, который обозначает предъявленное слово, среди прочих предметов, то он или находит его, или выбирает предмет из того же семантического поля (ручка – карандаш). Отмечается значительная вариабельность лингвистических способностей у разных Больных.
Двигательные феномены весьма демонстративны. Они выражаются в нарушении реципрокных (совместных) движений рук или ног, совершаемых по разным программам (печатание на машинке). Авторы указывают также на отключение внимания Больного от левой руки и в обыденных движениях. При изучении письма и рисунка правой и левой руками у Больного с «расщепленным мозгом» был выявлен симптом дископии – дизграфии. Если до операции Больной мог писать и рисовать обеими руками, то после пересечения мозолистого тела левой рукой он может только рисовать, а правой – только писать.
Зрительно-конструктивная Деятельность (в виде выполнения тестов на комбинирование кубиков и т.п.) существенно лучше выполняется левой, а не правой рукой.
У Больных с синдромом «расщепленного мозга» также отмечены латеральные различия и в эмоциональном реагировании на эмоционально значимые стимулы.
Симптомы «расщепленного мозга» динамичны, со временем выраженность описанных феноменов уменьшается. И главное – у Больных исчезают общие эпилептические припадки, для чего и производятся операции по перерезке комиссур.
Работы под руководством Э. Г. Симерницкой показали, что процессы межполушарного взаимодействия у детей протекают иначе, чем у взрослых. У детей синдрома расщепленного мозга не наблюдается, поскольку мозолистое тело созревает достаточно поздно (примерно к двадцати годам).
Системный характер психической деятельности состоит в дифференцированном участии различных мозговых образований и полушарий мозга в организации высших психических функций. Ни одно полушарие не может быть рассмотрено как доминирующее по отношению к какой-либо функции или деятельности. Каждое полушарие доминирует по свойственному ему принципу работы, по тому вкладу, которое оно вносит в организацию психической функции. Таким образом, можно сказать, что межполушарная организация психических процессов основана на единстве двух факторов: функциональной асимметрии (специализации) полушарий мозга и их взаимодействии в психической деятельности человека.

_________________
Обратная связь osa-007@bk.ru
Скайп: psylab-litvinova

Клиент, помни! Правильно заданный вопрос и есть ответ!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 4 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Rambler's Top100

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Скайп: psylab-litvinova Срочная помощь психолога
домены:
Psychology OnLine.Net - материалы по психологии