Психологическая лаборатория Литвиновой http://psylab.flybb.ru/ |
|
Особенности отклоняющегося поведения подростков и молодежи http://psylab.flybb.ru/topic293.html |
Страница 1 из 1 |
Автор: | Литвинова Оксана [ 03-05-2012, 15:54 ] |
Заголовок сообщения: | Особенности отклоняющегося поведения подростков и молодежи |
Особенности отклоняющегося поведения подростков и молодежи. Литвинова Оксана Николаевна http://psylab.flybb.ru/ Отклоняющ. поведение – поведение, к-рое ене соответствует общепринятым или официально установленным соц. нормам. Оно наносит ущерб самой личности или окружающим людям. Нарушения социальных норм молодежью могут быть серьезными и несерьезными, сознательными и неосознаваемыми. Все серьезные нарушения, сознательные они или нет, попадающие под категорию противоправного действия, относятся к делинквентному поведению. Девиантность и делинквентность - две формы отклонения от нормального поведения.Самой податливой к делинквенции группой населения является молодежь. Выделяется два «фрустрационных» типа делинквентности:1.агрессивно-защитный,2.оппозиционный. 1- формируется в обстановке эмоционального отвержения в семье, 2 — при воспитании по типу «кумира семьи». Агрессивно-защитный тип делинквентности характеризует подростков и юношей, отличающихся особенно трудным, агрессивным характером. Они драчливы, враждебны, конфликтны, неуступчивы, являются дезорганизаторами дисциплины в школе, склонны к грубым хулиганским выходкам, к ранней алкоголизации. В силу тех или иных причин рождение ребенка было нежелательно, поэтому можно сказать, что эмоциональное отвержение являлось не следствием его поведения, а предшествовало его рождению. Ребенка не хотели, и он осознает это. Отвержение ребенка проявляется в различных формах: от затаенного, часто не осознаваемого самими родителями неприятия до открытой враждебности и в крайних случаях до жестокого обращения с ним. Часто это происходит в недружной семье, полной конфликтов. Постоянное нервное напряжение, необходимость защищаться от обид, наносимых старшими членами семьи, формирует агрессивно-защитную установку. В такой атмосфере стимулируется развитие эгоизма, грубости, жадности и недоброжелательности. Дети недоверчиво относятся к окружающим, не верят, что есть хорошие люди, что к ним кто-нибудь может хорошо относиться, от всех ждут подвоха. Позиция «один против всех», постоянная готовность к самозащите фиксируется и сохраняется за пределами семьи, мешая и в дальнейшем установлению контактов с людьми. +определенный конституциональный фон- акцентуация характера эпилептоидного, истероэпилептоидного или шизоэпилептоидного типа, поскольку фиксации агрессивно-защитной установки способствуют такие качества эпилептоидной психики, как торпидность(вялость), склонность к застреваниям, чрезмерный эгоизм. Оппозиционный тип делинквентности наблюдается, как правило, при воспитании по типу «кумира семьи». Слепая родительская любовь, постоянное восхищение ребенком, удовлетворение любых его капризов, снисходительное отношение к недостаткам, проступкам формируют у ребенка превратное представление о себе, о своих правах и обязанностях. Искаженные представления о социальных отношениях, полученные в семье, приходят к резкому столкновению с реальными отношениями, когда ребенок выходит за рамки «тепличной атмосферы» своей семьи. Притязания таких подростков и юношей оказываются выше их действительных возможностей, в силу чего возникает внутренний конфликт, приводящий к эмоциональным расстройствам и нарушениям поведения. Это проявляется в упрямстве, повышенной обидчивости, конфликтных отношениях с окружающими. Учителей обвиняют в предвзятости, занижении отметок, недооценке способностей и т. п. К одноклассникам такие учащиеся относятся как к соперникам, постоянно стремятся выделиться, показать себя, командовать. Не удовлетворив своих амбиций, они стремятся реабилитировать себя «оригинальностью» суждений, демонстративным отвержением общепринятых ценностей, неконформным поведением. В конечном счете начинают дерзить учителям, срывать уроки, прогуливать школу, втягиваться в компании «трудных». Основную массу в этой группе составляют акцентуированные и психопатические личности истероидного типа. У некоторых инфантильных, эмоционально-лабильных, астероидных подростков и юношей фрустрационное состояние может быть вызвало трудностями, связанными с процессом эмансипации. Стремление к независимости от родителей сочетается у них с притязаниями на их безраздельную любовь, внимание и заботу. Сочетание этих двух взаимоисключающих тенденций приводит часто к психологическому конфликту, который разрешается инфантильно окрашенным оппозиционным поведением. Суицидальный шантаж, делинквентные проступки, прием наркотиков — эти и другие формы нарушения поведения являются в подобных случаях протестными реакциями подростка (юноши) в ответ на жесткий диктат родителей и преследуют цель обратить внимание родителей на свое поведение и тем самым изменить их тактику по отношению к себе. Причины отклонений от норм поведения подростков и юношей. I. Неправильное воспитание «Трудный» подросток, как правило, живёт в трудной семье. Он является свидетелем конфликтов между родителями и ощущает невнимание к своему внутреннему миру. К семьям «повышенного риска» для отклоняющегося поведения подростков и юношей, относятся: 1.неполная семья, 2.конфликтная семья, в которой мир и согласие держатся на временных компромиссах и в трудную минуту противоречия вспыхивают с новой силой,3.«асоциальная семья» - преобладают антиобщественные тенденции, паразитический образ жизни, члены семьи вступают в противоречия с законом; 4.формальная семья – отсутствует общность потребностей, жизненных целей, взаимное уважение между членами семьи, семейные обязанности выполняются формально, часто родители находятся на стадии расторжения брака, которому мешают материальные и жилищно-бытовые соображения, 5.«алкогольная семья» встречаются следующие виды неадекватного воспитания детей: 1.безнадзорность – когда ребенок предоставлен самому себе; 2.скрытая безнадзорность – формальное выполнение родителями своих обязанностей, 3.потворствующая безнадзорность – сочетание полной бесконтрольности и некритического отношения к поведению подростка; стремление всегда его оправдать, активное непринятие помощи в воспитании со стороны других лиц 4.эмоциональное отвержение – родители тяготятся ребенком; подросток чувствует, что он обуза в жизни родителей; 5.воспитание по типу «Золушки» – чрезмерная требовательность и строгость к ребенку, 6.воспитание в условиях жестких взаимоотношений – суровые расправы и наказания за мелкие проступки сочетаются с безразличным и холодным взаимоотношением между членами семьи; 7.воспитание по типу «кумира семьи» – необоснованное и чрезмерное восхищение ребенком и стремление освободить его от любых трудностей поощрение эгоистических установок, стремление к демонстративности и «жажде признания». II. Медико-биологические факторы 1.Наследование умственной недостаточности, характеризуется в преобладании предметно-конкретного мышления, невозможности полного осмыслении жизненных ситуаций, недостаточной критической оценки своих поступков, что часто приводит подростков к социальной дезадаптации. 2.Наследование аномальных черт характера, которые приводят к развитию личности, часто неспособной в полной мере регулировать свое поведение в обществе, особенно в неблагоприятных, кризисных ситуациях. 3.Наследственность, обусловленная алкоголизмом родителей. Этот фактор проявляется в недостаточности защитно-охранительных механизмов деятельности головного мозга и обнаруживается в самых разнообразных формах нервно-психической патологии (умственной недостаточности, нарушения формирования характера и др. ) 4. воздействие неблагоприятных факторов: тяжелые заболевания в первые годы жизни и травмы головного мозга, которые проявляются в эмоциональной неустойчивости подростков, в слабости защитных и приспособительных механизмов. 5.Особенности подросткового возраста: бурный рост организма, начало и завершение полового созревания, совершенствованием функции органов различных систем организма, в том числе и центральной нервной системы, акселерация. Современные условия жизни оказывают на организм ребенка более интенсивное воздействие, чем полвека назад, темп жизни ускорился. Происходит и определенное ускорение физического и полового развития. Вместе с тем у подростков сохраняются детские интересы, эмоциональная неустойчивость, незрелость гражданских понятий и представлений. Возникает диспропорция между физическим развитием и социальной адаптацией. При неустойчивой нервной системе и еще не сформировавшихся жизненных взглядах и убеждениях, подросток оказывается более восприимчивым к воздействию примеров негативного поведения. III. Психические факторы Подростковый возраст – период завершения формирования характера. Нарушение этого формирования характера, происходящее подчас в данном возрасте, сопровождается различными негативными характерологическими реакциями, которые нередко выходят далеко за рамки нормы и могут приводить к различным формам асоциального поведения, переходящим в юношеский возраст Наиболее распространенными негативными характерологическими реакциями являются: 1.реакции активного протеста, проявляются в виде агрессивного поведения, грубости, непослушания, имеют четкую направленность против определенных лиц, создавших конфликтную ситуацию; 2.реакции пассивного протеста, обусловленные стремлением избавиться от трудной для подростка или юноши ситуации, и проявляются в виде уходов из дома, бродяжничества, отказов от приемов пищи, отказов от речевого общения; 3.реакции отказа, связанные с чувством отчаяния, проявляются в активном уклонении от контактов с окружающими, отказом от привычных желаний и увлечений, страхом перед всем новым; 4.реакции имитации – подражания формам поведения окружающих, которые пользуются авторитетом у подростков и могут играть отрицательную роль, если имитируется асоциальный лидер. 5.реакции компенсации и гипер-компенсации (сверх-компенсации) – обычно маскируют ту или иную слабую сторону личности, (в основе многих безрассудных поступков лежит стремление показать свое «бесстрашие» окружающим); 6.реакции эмансипации – повышенное стремление подростка, юноши к независимости, самоутверждению (отрицание социально-положительного опыта старшего поколения и в переоценка значения своих жизненных наблюдений); 7.реакции увлечения – проявляются в удовлетворении каких-либо потребностей (азартные игры 8.реакции группирования – стремление образовать неформальные группы сверстников. 9.реакции, обусловленные формирующимся сексуальным чувством – связаны с повышенным половым влечением и разнообразными формами его удовлетворения (онанизм, ранние сексуальные связи, подростковый гомосексуализм, демонстрация своих половых органов, случаи агрессивного садистического поведения). При копировании ссылка на статью обязательна! http://psylab.flybb.ru/ |
Страница 1 из 1 | Часовой пояс: UTC + 4 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group http://www.phpbb.com/ |