Психологическая лаборатория Литвиновой
http://psylab.flybb.ru/

Методика «Классификация предметов»
http://psylab.flybb.ru/topic312.html
Страница 1 из 1

Автор:  Литвинова Оксана [ 10-05-2012, 12:26 ]
Заголовок сообщения:  Методика «Классификация предметов»

Методика «Классификация предметов».

Применяется для исследования процессов обобщения и абстрагирования, но дает также возможность анализа последовательности умозаключений, критичности и обдуманности действий больных, особенностей памяти, объема и устойчивости их внимания, личностных реакций больных на свои достижения и неудачи. Метод предложен К.Гольдштейном, видоизменен Л.С.Выготским и Б.В.Зейгарник.

Для проведения эксперимента используется колода из 68 карточек, на которых изображены разнообразные предметы и живые существа.
Перед началом эксперимента экспериментатор тщательно перетасовывает всю колоду карточек, подает ее испытуемому и говорит «Разложите эти карточки по группам - что к чему подходит». Это так называемый «глухой» этап инструкции. На первом этапе важно записать, как больной пытался ориентироваться в новом задании, сам ли он понял задачу. Начал ли он сразу объединять предметы по «сортам», либо стал класть рядом то, что в жизни часто бывает рядом (например, одежду и шкаф, морковь и кастрюлю, стакан и стол и т.д.).

После того, как больной выкладывает на стол 15-20 карточек, экспериментатор оценивает составленные группы и начинается 2 этап работы.
Инструкция: «Я уточню Вам условие задания. Вам нужно объединять карточки в группы на основании какого-то общего признака, и назвать каждую группу одним словом».

Если больной правильно обобщает, анализирует и синтезирует, у него должны получиться следующие группы:
«Люди», «Животные», «Птицы», «Рыбы», «Насекомые», «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Деревья», «Цветы», «Измерительные приборы», «Школьные принадлежности», «Транспорт», «Мебель», «Одежда», «Посуда».

Тогда экспериментатор переходит к третьему этапу классификации. На третьем этапе предлагается следующая инструкция: «Раньше Вы соединяли карточку с карточкой, а теперь нужно соединить группу с группой так, чтобы групп осталось всего три».
Если испытуемый способен к сложным обобщениям, то он собирает три следующих группы «Живая природа», «Растения», «Неодушевленные предметы».

При интеллектуально-мнестическом снижении по органическому (алкогольному) типу у больного часто возникают серьезные затруднения при выполнении таких мыслительных операций, как анализ, синтез, формирование понятий по обобщенному признаку. Тогда его мышление тяготеет к конкретному, и он устанавливает конкретные ситуационные группы: например, объединяет бабочку с цветком, так как бабочки садятся на цветы, или объединяет моряка с пароходом и т. д. Такие испытуемые вообще не доходят до третьего этапа выполнения задания, эксперимент прекращается раньше.

У больных шизофренией при выполнении этой методики наблюдается феномен искажения мыслительных операций. Решение такой мыслительной задачи, как классификация, предполагает анализ условий, выделение совокупности существенных признаков предметов, объединение понятий по этим общим признакам. Все эти возможности: выделения общего признака, сопоставления, обобщения, абстрагирования – остаются у больных шизофренией сохранными довольно долго, но тот признак (критерий), на который больной опирается при решении аадачи, не является значимым, существенным. В использовании критериев больной не опирается на общечеловеческий опыт, не опирается на практику. Феномен отказа от общезначимых критериев, опора на латентные признаки в классификации и назван искажением. Например, больной объединяет птиц, самолет и пчелу на основании критерия, что они все «летающие» (а общий признак «живое»-«неживое» ускользает от внимания больного).

Методика «Классификация» выявляет также нарушения не только операционального, но и мотивационного звена мышления у больных шизофренией, в частности, феномен разноплановости: при решении одной и той же задачи больной исходит из разных установок, используя одновременно несколько критериев. При этом больной нечувствителен к противоречиям в суждениях. Например, больной начинает правильно раскладывать группы «Измерительные приборы», «Деревья», «Инструменты», и вдруг раскладывает следующие группы по доминирующему цвету («красные», «синие» и т.п. – другой критерий). Если экспериментатор говорит, что должно быть одно основание классификации – любое, но одно – больной шизофренией, как правило, отказывается исправлять ошибки, настаивая на правильности своего решения.

Автор:  Литвинова Оксана [ 06-10-2012, 21:40 ]
Заголовок сообщения:  Re: Методика «Классификация предметов»

Скачать можно тут

http://files.mail.ru/EEFB3A

Автор:  Гость [ 28-04-2014, 16:52 ]
Заголовок сообщения:  Re: Методика «Классификация предметов»

Добрый день. Не могу скачать карточки для теста "Классификации".
Если Вас не затруднит - вышлете их мне на почту. Пожалуйста.
m.vezhis@gmail.com

Автор:  Гость [ 13-05-2014, 19:36 ]
Заголовок сообщения:  Re: Методика «Классификация предметов»

А можно и мне карточки пожалуйста если у кого есть?
ks-911@mail.ru

Автор:  Гость [ 10-07-2014, 20:43 ]
Заголовок сообщения:  Re: Методика «Классификация предметов»

И мне карточки пожалуйста vashe066@mail.ru

Автор:  Сергей [ 27-07-2014, 14:10 ]
Заголовок сообщения:  Re: Методика «Классификация предметов»

пришлите, пожалуйста, на почту sganshin@inbox.ru

Автор:  Оксана7 [ 04-08-2014, 19:51 ]
Заголовок сообщения:  Re: Методика «Классификация предметов»

Пришлите, пожалуйста, и мне! очень нужно для работы клиническим психологом. varvarochka7@yandex.ru

Автор:  Гость [ 05-09-2014, 21:38 ]
Заголовок сообщения:  Re: Методика «Классификация предметов»

Литвинова Оксана писал(а):
Скачать можно тут

http://files.mail.ru/EEFB3A


пришлите, пожалуйста, на почту laurutemo@gmail.com

Автор:  Гость [ 21-10-2014, 13:09 ]
Заголовок сообщения:  Re: Методика «Классификация предметов»

Оксана, если не сложно, вышлите, пожалуйста мне карточки для теста. Работаю психологом в психоневрологическом интернате, доктор попросила провести обследование клиента.

Автор:  Гость [ 21-10-2014, 13:10 ]
Заголовок сообщения:  Re: Методика «Классификация предметов»

olga_apol@mail.ru
извините, забыла написать свой адрес

Автор:  Гость [ 09-12-2014, 22:21 ]
Заголовок сообщения:  Re: Методика «Классификация предметов»

И мне карточки пожалуйста ms.elena.astra@mail.ru

Автор:  Юникорн [ 17-01-2015, 19:12 ]
Заголовок сообщения:  Re: Методика «Классификация предметов»

Здравствуйте!
А карточки ещё можно получить? rysa13@mail.ru

Автор:  Olessia [ 26-01-2015, 15:17 ]
Заголовок сообщения:  Re: Методика «Классификация предметов»

Здравствуйте! К сожалению по ссылке не скачиваются картинки. Отправьте, пожалуйста, по адресу olli6987@yandex.ru. Заранее благодарю.

Автор:  leikil [ 26-01-2015, 21:38 ]
Заголовок сообщения:  Re: Методика «Классификация предметов»

и на leikil@mail.ru, очень прошу, отправьте карточки теста, пожалуйста!

Автор:  Литвинова Оксана [ 26-01-2015, 22:48 ]
Заголовок сообщения:  Re: Методика «Классификация предметов»

К сожалению, произошел сбой и карточки утеряны.

Страница 1 из 1 Часовой пояс: UTC + 4 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
http://www.phpbb.com/