ЗАПИСЬ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ ПО ТЕЛ 8-916-132-11-43 Оксана Николаевна У ВАС ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ, ОБРАЩАЙТЕСЬ! ОКАЗАНИЕ СРОЧНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ОН-ЛАЙН, СТУЧИТЕСЬ В СКАЙП: PSYLAB-LITVINOVA/ Понравился сайт, нажмите кнопочку!

Психологическая лаборатория Литвиновой

Помощь психолога в Москве тел. 8(916)132-11-43, КОНСУЛЬТАЦИИ ПО СКАЙПУ: psylab-litvinova
Текущее время: 16-04-2024, 23:36

Часовой пояс: UTC + 4 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Слуховые агнозии
СообщениеДобавлено: 03-04-2012, 16:54 
Не в сети
Клинический психолог, психолог-консультант, site admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02-04-2012, 01:38
Сообщения: 6504
Откуда: Москва
Слуховые агнозии. Краткая хар-ка нарушений восприятия речевой и неречевой информации.
Нарушения бывают: сенсорные, гностические.
АГНОЗИЯ (от греч. а — отрицат. частица + gnosis — знание) - нарушение различных видов восприятия, возникающее при поражении коры головного мозга и ближайших подкорковых структур
Слуховой анализатор обеспечивает восприятие не только бытовых шумов (не речевых звуков), но и речи.
Как и все анализаторные системы, слуховой анализатор имеет уровневое строение.
Проводниковые системы речевых и неречевых звуков – общие
рецептор (кортиев орган улитки - работает по соматотопическому принципу. То есть одни части кортиева органа отвечает за высокие звуки, другие реагируют на низкие. То есть реагирует на разную частоту воспринимаемого сигнала.
Поражение этого органа в первую очередь приводит к страданию восприятия высоких звуков;
слуховой нерв (VIII пара) - поражение этого уровня слухового нерва проявляется в виде слуховых и вестибулярных. симптомов.
Эти симптомы носят название звуковые обманы. Больному кажется, что он слышит какой-то шум. Этот шум всегда относится к разряду неречевых звуков, как правило, это предметные шумы (шумит ветер, льется вода). Всегда это нарушение сопровождается критическим отношением больного к слышимым им звукам, то есть больной понимает, что это ему кажется. Также сопровождается головокружением, это вестибулярный симптом.
Поражения на уровне таламуса связано с нарушениями пространственного восприятия звука с элементарными звуковыми галлюцинациями. Больной не критические относится к этим звукам, ему кажется, что все это на самом деле происходит.
Слуховая агнозия – нарушение слухового восприятия. Бывают: слуховые речевые и слуховые неречевые Корковый отдел височной доли левого полушария – речевой слух,
Правого полушария – неречевой слух
Возникают при поражении 42, 22, частично 21 и частично 41 полей левого и правого полушария.
Речевая слуховая агнозия – при поражении височной доли левого полушария.
Нарушается восприятие смыслоразличительных звуков речи.
Фонематический слух формир-ся в процессе обучения понимания устной речи, в процессе онтогенеза. Предшествует др. форме речевой деятельности. Фонемы родного языка – фонемы того языка, где мы выросли. Для русского хар-ны звонкость, глухость, мягкость, твердость, гласные звуки их ударность.
Слуховая речевая агнозия – нарушение фонематического слуха, выступает основой сенсорной афазии Вернике (афазия (нарушение речи) при поражении корковой части слухового анализатора, зоны Вернике. По классификации А. Р. Лурия, в основе лежит нарушение фонематического слуха, различение звукового состава слов. При акустико-гностической афазии наблюдается утрата способности различать звуковой состав слова — фонемы (согласные звуки, которые противопоставляются по признакам твердости-мягкости, звонкости-глухости, а также все гласные звуки и их ударность). Таким образом, центральным дефектом здесь является нарушение понимания речи — феномен «отчуждения смысла слова» при его правильном повторении.)
Для выявления данного нарушения исп. Методики анализа речевых ф-ций.
Нач-ся с повторения услышанных звуков (звуки даются изолированно др.от др.), звук должен быть отличен от предыдущего (в,п,н,х,м)
Усложняем, каждый след. Похож по аккустическому признаку на предыдущий (с,з; ш,с; в,ф; п,б)
Еще усиливаем сложность, когда звуки, близкие по звучанию произносим в паре (з-с, ш-з, п-б)
Далее увеличиваем до 3-х (ш-з-с, в-ф-в)
Уровень слогов (пру, спу) – самое сложное, видно нарушение, когда слок пытаются дополнить до несуществующего слова (скря-скряпать)
Повтор слова – самое простое. Начинаем с повтора простых слов (дом-том, пар-пир), далее двусложные и многосложные слова (маска-миска)
Заканчиваем иссл. Повторением предложения (сост. Из 2-х или 3-х слов).
Типичные ош. – замена звуков на дургие, литеральная порфозия (слово заменяется на созвучное или на псевдослово).
Чел-к старается считывать произносимый звук, внимательно смотрит на артикуляцию.
2. Неречевая слуховая агнозия - при поражении височной доли правого полушария.
Основной дефект - невозможность идентификации бытовых неречевых звуков при сохранности элементарных слуховых ощущений. Встречается редко: при поражении правой височной области, либо при двустороннем поражении височной области. Проявляется в вар-тах:
1.Невозможность больным опознать бытовые шум (лай собаки, шум дороги)
2.Нарушение восприятия музыкальных звуков - амузия.
- неспособность выделить звук из гаммы.
- дефект узнавания аккордов, оценки тактов.
- трудности в узнавании мелодий.
Больной может узнать знакомые мелодии, не может назвать, одинаковые это мелодии или разные, не может спеть мелодия, потеря музыкальной грамотности.
3.Нарушение восприятия интонационной стороны речи (соотв. Его речь малоинтонированная+нарушен эмоциональный слух).
4.Нарушение идентификации голосов по полу и возрасту.
Перечисленные нарушение мало распространены и наблюдаются при обширных повреждениях правой височной обл. и совместных нарушениях.
6.Аритмия – это нарушение восприятия ритмических структур. Ритмы - неречевые стимулы, но их восприятие обеспечивается правой и левой височными областями. Пробы на слухо-моторные координации - воспроизведение по образцу ритмов и по инструкции.
Ставится задача оценить ритм по кол-ву ударов, по выделению сильных и слабых ударов, был ли услышан ритм, похож ли на предыдущий.
Ритмы – простые и сложные. Структура нарушения разные. При поражении левого полушария оказывается нарушенной внутренняя структура ритма. То есть больной как бы внешне структуру ритма воспринимает, а внутреннее членение ритма он не слышит (сложность в восприятии акцентированных ритмов). При поражении правого полушария разрушается восприятие внешней структуры ритма.

_________________
Обратная связь osa-007@bk.ru
Скайп: psylab-litvinova

Клиент, помни! Правильно заданный вопрос и есть ответ!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 4 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Rambler's Top100

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Скайп: psylab-litvinova Срочная помощь психолога
домены:
Psychology OnLine.Net - материалы по психологии