ЗАПИСЬ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ ПО ТЕЛ 8-916-132-11-43 Оксана Николаевна У ВАС ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ, ОБРАЩАЙТЕСЬ! ОКАЗАНИЕ СРОЧНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ОН-ЛАЙН, СТУЧИТЕСЬ В СКАЙП: PSYLAB-LITVINOVA/ Понравился сайт, нажмите кнопочку!

Психологическая лаборатория Литвиновой

Помощь психолога в Москве тел. 8(916)132-11-43, КОНСУЛЬТАЦИИ ПО СКАЙПУ: psylab-litvinova
Текущее время: 24-04-2024, 19:59

Часовой пояс: UTC + 4 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 17-05-2012, 13:06 
Не в сети
Клинический психолог, психолог-консультант, site admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02-04-2012, 01:38
Сообщения: 6504
Откуда: Москва
Психологические истоки становления тоталитарного режима.


Постановка и изучение проблемы психологического объяснения становления тоталитарных режимов, причин прихода к власти тоталитарных лидеров связано с проведением исследований по психологии нацизма. Германия периода 20-х- 40-х гг. является одной из популярных среди американских психоисториков эпох. (В.Лэнгер, Г.Бичевский, П.Левенберг, Р.Бинион, П.Вэйт, Г.Гилберт).

Вопрос о психологических предпосылках нацистского режима в Германии рассматривался в двух направлениях:

1. Причиной установления тоталитарного режима является уникальность и сила воздействия тоталитарного лидера на массы, вызванная психологическими особенностями лидера, его “харизмой”. Так, уже в годы второй мировой войны группа американских психологов под руководством В.Лэнгера по заказу Управления стратегических служб США проводит психоаналитическое исследование личности Гитлера, основанное на изучении множества документальных свидетельств о жизни и деятельности Гитлера (1, с.21).

2. Определенные психологические тенденции в массовой психологии людей, живущих в Германии в 20-е годы создали своего рода психологическую потребность в сильной политической власти, в тоталитарной идеологии, в тоталитарном вожде, что предопределило появление лидера типа Гитлера и его популярность. Ярким примером подобного объяснения является книга Э.Фромма “Бегство от свободы”, опубликованная в 1941 г. (2).

Уже в первых исследованиях, посвященных психологическому объяснению прихода к власти Гитлера, причин его популярности признается необходимость изучения психологических характеристик населения Германии, психологического анализа нацистской идеологии, социально-психологического анализа ситуаций общений “вождя” с массами (Ф.Нойман, Ф.Шуман, Г.Гилберт, Г.Бичевский).

Например, в статье Э.Эриксона “Образ Гитлера и германский народ”, опубликованной в 1942 г. помимо психоаналитического описания личности Гитлера анализируются особенности психологического воздействия фюрера на массы, исследуется его влияние на различные социальные группы. Изучив материалы выступления Гитлера, а также, психологические характеристики его аудитории, Э.Эриксон выделяет четыре группы населения, испытавших идеологическое влияние Гитлера:



молодые преступники- рецидивисты, не слишком многочисленные, они были заместителями нацистских лидеров, они жили и умирали за порядок, который легализовал их тип и способствовал их процветанию;
толпы, подчас хороших и дружелюбных немцев, в которых никто не заподозрил бы отравляющий комплекс подавленного юношеского бунта: Гитлер освободил их;
массы ни хороших, ни плохих людей, которые хотели хлеба и зрелищ, слепо верили в догмат подчинения. Когда этот мир потерпел поражение ( имеется ввиду поражение Германии в Первой мировой войне, и поражение социалистической революции 1918 - 1919 гг.), их революционная энергия была парализована, они не могли убивать аристократов, Гитлер дал им взаимен евреев ( имеется ввиду направленность агрессии в сторону от истинного источника фрустрации, как правило в таких случаях массовая агрессия направляется политическими силами на группы населения, имеющие отличия от основной массы населения, например, этническое меньшинство);
маленькая, но влиятельная группа, система ценностей членов которой протестует против нацистского спектакля. Однако ее представители не осмеливаются поднять руку на лидера, отождествляемого с образом немецкого барона (поскольку Гитлер активно эксплуатировал образцы “настоящего арийского поведения”), - идеала их юношеских мечтаний (8).
Наиболее эффективным для решения вопроса о психологических истоках тоталитаризма оказался поколенческий подход, реализованный в исследованиях П.Левенберга, Г.Дикса, П.Меркли, которые изучали поколение немцев 1900-1905 гг. рождения, принявших активное участи в национал-социалистическом движении в Германии начиная с 20-х годов. Впервые поколенческий подход к анализу исторической реальности был сформулирован в статье немецкого социолога К.Маннгейма в1928 г. По мнению Маннгейма для понимания исторических событий необходимо исследование возрастной специфики поколения, активно участвующего в историческом событии. Поколение - возрастная группа людей, формирование характера которых происходит под влиянием определённых исторических событий, экономических и культурных условий, что определяет общность и сходство некоторых личностных характеристик в результате сходного для представителей данной возрастной когорты социального опыта.

Описание исторических особенностей социализации поколения, изучение психологических характеристик принадлежащих к определенному поколению людей, объяснение личностных свойств представителей поколения общей для них “технологией” социализации, сходным социальным опытом - все эти исследовательские операции являются необходимыми для осуществления поколенческого подхода. Идея З.Фрейда о поиске историко-психологичексих корней и причин массовых социальных движений в исследовании психологических эффектов исторических событий в жизни данного народа получает продолжение в психоисторических исследованиях проблемы становления тоталитарных режимов, прежде всего - в исследованиях по психологии нацизма. Эта проблематика является одной из популярных в психоистории- многие авторитетнейшие в этой области ученые (Э.Эриксон, В.Лэнгер, Г.Бичевский, П.Левенберг, Р.Бинион, П.Вэйт, Г.Гилберт) начинали свои исследования с интереса к этой теме.

Предположение о том, что исторические события могут иметь травматические последствия для современников и потомков впервые высказано З.Фрейдом в работе “Моисей и монотеизм”. Идея выявления неблагоприятных психологических последствий исторических событий является одной из основных в исследованиях американских психоисториков. Еще в 1957 году один из основателей этого направления В.Лэнгер призвал изучать проблему, когда существенные изменения в психологии общества и культуры могут быть усмотрены, хотя бы частично, в некоторых серьезных ранах, от которых страдает все общество (1, с. 29).

Например, известный психоисторик П.Левенберг обнаруживает своеобразный историко-психологический эффект первой мировой войны, повлиявшей на психологию немцев военного и послевоенного поколений. В работе “Психоисторические корни нацистского молодежного движения” для понимания психологической специфики поколения немцев- ровесников 20 века, их социального поведения в 20-30-е гг., активное участие в нацистском движении исследуются переживания детства, формирование характера представителей этой группы, влияние исторических событий (первая мировая война, революция 1918-19 гг. в Германии), экономических условий (голод) на их психическое развитие. В результате комплексного изучения медицинских и исторических источников, социологических материалов и художественной литературы, дневников и автобиографий представителей поколения П.Левенберг приходит к следующим выводам: первая мировая война, послевоенные испытания этого поколения оказали решающее травматическое влияние на формирование личности молодых немцев (например, большинство из них росло в неполных семьях), способствовало формированию у будущих “наци” таких психологических качеств, как слабая индивидуальность, повышенная агрессивность, гневливость, что, в конечном счете, обусловило подчинение тоталитарному лидеру.

На основании психоисторического анализа дневников идеолога нацистского движения Г.Гимлера П.Левенберг составляет “каталог психических отклонений”, свойственных исследуемому поколению:



кризис идентичности;
потребность в идентификации с отцом, доходящая до навязчивых состояний;
расстройство временной перспективы;
отождествление мужской силы с военными занятиями;
комплекс псевдомужской роли, характеризующий отношение к женщинам с позиции ненормального аскетизма и повышенного сексуального контроля над собой, выработка чувств превосходства над ними.
Теоретическим результатом исследований, посвященных психологии нацизма, является разработка американскими учеными концепции авторитарной личности и авторитарного характера, объясняющих индивидуальное и групповое поведение в условиях тоталитарного режима (Э.Фромм, Т.Адорно, Г.Дикс, Ю.Литвин, Е.Шилз и др.)

Впервые понятие авторитарного характера использует Э.Фромм в книге “Бегство от свободы”(1935) для описания определенного типа “социального “характера, распространенного среди его современников ( социальный характер определяется как совокупность черт характера, которые присутствуют у большинства членов данной группы и возникли в результате общих для них переживаний и общего образа жизни). Э.Фромм обнаруживает феномен авторитарного характера при исследовании психологических особенностей немецкого бюргерства 20-30-х гг.: стремление к подчинению и жажда власти, острая потребность в идентификации с авторитетом группы, государством, лидером, ограниченность и враждебность, подозрительность и чувство собственной ничтожности и бессилия. Исследовав механизмы характерообразования, Э.Фромм приходит к выводу, что психологической основой такого типа характера является симбиоз садизма и мазохизма (стремление к абсолютному господству и подчинению, к союзу с другой личностью и внешней силой) как способ бегства от слабости собственной личности и избавления от невыносимой ситуации внешней изоляции и самостоятельности.

Как считает Э.Фромм, социальная практика и идеология нацизма, в основе которой лежит принцип жесткой иерархии и контроля удовлетворила психологические запросы одной части населения, легализовала мазохистские и садистские тенденции личности и задала соответствующую ориентацию остальным, сформировала черты характера, который Э.Фромм называет авторитарным:

1. Для авторитарного характера существует два пола: имеющий власть и лишенный власти, а в результате сила власти вызывает в нем восхищение, а слабость- презрение.

2. Авторитарному характеру свойственен постоянный бунт по-отношению к власти, но направляется этот бунт против слабой власти и согласный на безусловное признание более сильной власти над собой.

3. Чертами авторитарного характера является эмоциональность - отказ от рационализма и связанная с ним готовность признать зависимость от какой-либо высшей силы, которая может выступать в образе бога, судьбы или воли вождя.

4. Чертой авторитарного характера является радикальный отказ от концепции равенства. В понимании авторитарного характера мир состоит из людей, обладающих силой и лишенных ее. Исходя из садомазохистских стремлений он признает только господство или подчинение, но никогда - солидарность.

В 1950 году выходит книга “Авторитарная личность” Т.Адорно, Э.Френкеля- Брюнсвика, Д.Левинсона, посвященная конкретному эмпирическому исследованию социальных установок, выражающих позиции антисемитизма, этноцентризма, авторитаризма, являющихся свойствами авторитарной личности. В этом исследовании формируется гипотеза о “фашизоидном ” типе личности, характерном не только для нацистской Германии, но и для послевоенного периода. Исследование политических установок авторитарной личности ( некритическое отношение к существующему порядку, шаблонность мышления, проникнутого стереотипами пропаганды, ханжеством, презрением к бедным, ориентацией на власть и силу) позволяет расценивать этот тип как массовую психологическую основу фашистских политических тоталитарных режимов. По мнению авторов авторитарная личность характеризуется следующим комплексом свойств:



конвенционализм - или тщательное соблюдение принятых ценностей среднего класса;
авторитарное подчинение, некритичное отношении к авторитетам собственной группы;
авторитарная агрессивность в отношении тех , кто нарушает принятые нормы;
авторитарная оппозиция по отношению ко всему тому, что кажется субъективным, уязвимым и основано на воображении;
вера в предрассудки, мышление с помощью стереотипов, вера в мистическое предопределение собственной судьбы
культ силы и твердости, преувеличенная концентрация внимания на различиях между господством и подчинением, силой и слабостью;
деструктивность, цинизм, враждебность и неприязнь к людям;
проецирование собственных страхов на внешний мир, который в результате “наполняется “дикими и страшными вещами;
преувеличенная концентрация внимания на вопросах пола (7).
В дальнейшем вклад в развитие концепции авторитарного характера вносят в исследования Г.Дикса, Е.Шилза, Г.Маркузе, М.Рокича, Ю.Литвина, которые доказали справедливость тезиса о том, что авторитарная личность является психологической базой деструктивных социально-политических движений, прежде всего - тоталитарного режима (8).

Автором наиболее оригинальной концепции, объясняющей приход Гитлера к власти является К.Г.Юнг, трактовавший это явлений как массовую психическую эпидемию. Историко-психологическая концепция К.Г.Юнга содержится в его работах: “Подход к бессознательному”(1961), “Об архетипах коллективного бессознательного”(1934), “Психология и религия”(1938), “Проблема души современного человека”(1928), “Современный миф” (1958), “Вотан”(1936), “Эпилог”(1946), “О становлении личности” (1934).

Исторические события, исторические изменения толкутся К.Г.Юнгом как психологическая ситуация, сложившаяся в результате активности сферы бессознательного. В основе концепции находятся оригинальные представления о характере психического бессознательного, о его интенсивности, одержимости, автономности и преемственности. Концепция о содержании и роли коллективного бессознательного как фактора исторического процесса основана на следующих теоретических положениях:

1) К.Г.Юнг рассматривает сферу бессознательного как мощную детерминанту сознания, поведения и всей жизнедеятельности человека, как ” условие, выходящее за пределы досягаемости, не поддающееся его воздействию” (6, с.20). К.Г.Юнг убежден, что человек зависим, что им управляет нечто, некая сущность, которой он не знает, но которая, начиная с доисторических времен, является ему в представлениях, постоянно “открывая ” себя с их помощью (4, с.282).

2) Условием целостности “Я” является компенсация сознательных и бессознательных свойств психики. Функция компенсации становится важнейшим фактором психической активности. Компенсаторными психическими феноменами являются видения, галлюцинации, образы, сны. Именно через компенсацию проявляется содержимое бессознательной сферы человека.

3) Основным содержанием человеческого бессознательного выступают архетипы - своеобразные паттерны, мысленные клише, “первобытные образы”, символические значения, являющиеся символическим проявлением инстинктов, архетипы проявляются в сновидениях, мифах, произведениях искусства в качестве регулирующих принципов его формирования. Содержание архетипов (образов коллективного бессознательного) отражает историю человечества и человеческой психики и выступает в виде сверхличного символа. К.Г.Юнг выделяет такие характеристики архетипов как нуминозность (божественности) и целостность.

4) Активность бессознательного обусловлена конкретной историко-психологической ситуацией в ту или иную эпоху, и проявляется в виде популярных символов: “Неиссякаемым источником религиозной символики в любую историческую эпоху является тот инстинкт, который именно в данную эпоху особенно актуален и причиняет людям наиболее серьезные заботы” (6, с.66). Это утверждение основано на аналогии между активностью бессознательного у отдельного человека и целой нации: “Как у отдельных индивидов, у народов и эпох есть свойственная им направленность духа, или жизненная установка. Где есть направленность, там есть и устранение отвергаемого, а устранение означает, что какие-то области психики не могут жить жизнью сознания, поскольку это не отвечает глобальной установке” (6, с.37).

5) В юнговских архетипах воплотилась идея экстериоризации имманентных психических содержаний в образы культуры. Архетипы реализуются в бессознательных действиях, выполняют функцию ментальной терапии для обеспокоенного и страдающего человечества. Так например, идентифицируясь с героем из героического мифа человек освобождается от чувства собственной недостаточности, наделяется сверхкачествами, выходит за пределы обыденного потребления.

6) Деятельность коллективного бессознательного проявляется в искусстве, политике, тенденциях обыденного сознания. Архетипы, подобно роли личных комплексов в жизни человека, имеют колоссальное историческое значение, поскольку “архетипы создают мифы, религии и философии, оказывающие воздействия на целые народы и исторические эпохи, характеризующие их ” (5, с.73).

Исторические изменения рассматриваются К.Г.Юнгом как порождения коллективного бессознательного: “Великие новшества не приходят свыше; они неизменно поднимаются снизу, подобно тому, как деревья растут вверх из земли, а не с небес. Перевороты, происходящие в нашем мире и сдвиги в нашем сознании, суть одно и то же” (5,с.216).

Как считает К.Г.Юнг “психические неурядицы нормального человека находят выход в социальную и политическую сферу, принимая форму массовых психозов, таких, как войны и революции” (6, с.241). Согласно концепции К.Г.Юнга “Жизнь наций- это огромный и стремительный поток, совершенно не контролируемый человеком. Любой контроль со стороны человека становится невозможным, когда личность оказывается захваченной массовым движением. Здесь-то и начинают функционировать архетипы” (6, с.225).

Историко-психологическая причина массовых психических эпидемий заключается в психических неурядицах целого народа, накапливаемых годами и десятилетиями. В рамках концепции К.Г.Юнга причинами этого явления выступает состояние, которое он обозначает как “диссоциация личности”, симптомами которого и является одержимость. Навязчивая приверженность идее, как правило путем идентификации с этой идеей является еще одним способом компенсировать тревожность и невротическую слабость “Я” ( “Я” ощущает себя как бы размножившимся и увеличившимся в размерах, хотя на деле оно отодвигается на задний план). По мнению К.Г.Юнга состояние навязчивой увлеченности является следствием “прорыва” бессознательной сферы в форме персонифицированной психической силы -архетипического образа, являющегося в сознание личности как навязчивой идеи.

Примером психологического анализа явления массовой “захваченности” идеей является исследование К.Г.Юнга “Вотан” (1936), где предлагается экзотическая, на первый взгляд, гипотеза, объясняющая приход к власти национал-социализма в Германии. Немецкий национал-социализм расценивается как вспышка коллективного бессознательного, как массовый психоз (”немецкая психопатия”). (6, с.213-231). К.Г.Юнг считает, что массовая увлеченность (”захваченность”) идеей силы и привилегированности германской нации является появлением действия одного из архетипов коллективного бессознательного, символизированного древнегерманским богом национализма- Вотаном (” Он является фундаментальным атрибутом немецкой души, иррациональным психологическим фактором,… наиболее высшее и непревзойденное олицетворение того фундаментального качества, которое особенно присуще немцам”) (6, с.221). К.Г. Юнг признает, что параллель между “возродившимся” Вотаном и социальной, политической, психологической бурей, сотрясающей Германию, может выглядеть по меньшей мере как притча.
К.Г.Юнг считает, что демонстративное подчеркивание таких вещей, как германская раса, наследие, кровь и почва ( даже Иисус изображается как светловолосый и голубоглазый герой) являются содержанием германского нерационального архетипа ( “свидетельствами пробуждения к новой жизни Вотана -древнего бога грозы и неистовства, разнуздывающий страсти и жажду битв”) (6, с.220). Поскольку психологическая функция архетипа заключается в презентации личностной целостности, что имеет компенсаторный характер в ситуации диссоциации личности, в массовой увлеченности, одержимость идеей, архетипическим образом проявляется стремление массы людей к восстановлению нарушенной целостности посредством усиления собственного.

Массовое распространение такой идеи, как правило, происходит посредством отдельных личностей, которые являются “эмоциональными лидерами” массовых движений. Именно в момент массовой психической эпидемии на первый план выдвигаются личности, способные быть выразителем массового состояния. К.Г.Юнг называет таких людей, реактивность которых имеет патологический характер, “латентными психотиками”: “Их душевное состояние соответствует коллективному возбуждению группы людей, охваченных эмоциональными предрассудками и фантастическими чаяниями. В этой среде они чувствуют себя на высоте, они знают язык таких состояний и умеют говорить на нем”(6, с.9). В такие моменты психопатизированные личности становятся вождями массовых движений и могут оказывать существенное влияние на массовое поведение. К.Г.Юнг приводит как пример феномена популярности Гитлера, объясняя его соответствием Гитлера массовой одержимости под действием бессознательных сил ( архетипов) : “В феномене современной Германии особенно впечатляет то, что человек, который сам по себе явно “одержим”, заразил весь народ до такой степени, что все пришло в движение навстречу неминуемой гибели”(

_________________
Обратная связь osa-007@bk.ru
Скайп: psylab-litvinova

Клиент, помни! Правильно заданный вопрос и есть ответ!


Пожаловаться на это сообщение
Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 4 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы можете начинать темы
Вы можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
Rambler's Top100

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Скайп: psylab-litvinova Срочная помощь психолога
домены:
Psychology OnLine.Net - материалы по психологии