ЗАПИСЬ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ ПО ТЕЛ 8-916-132-11-43 Оксана Николаевна У ВАС ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ, ОБРАЩАЙТЕСЬ! ОКАЗАНИЕ СРОЧНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ОН-ЛАЙН, СТУЧИТЕСЬ В СКАЙП: PSYLAB-LITVINOVA/ Понравился сайт, нажмите кнопочку!

Психологическая лаборатория Литвиновой

Помощь психолога в Москве тел. 8(916)132-11-43, КОНСУЛЬТАЦИИ ПО СКАЙПУ: psylab-litvinova
Текущее время: 29-03-2024, 17:22

Часовой пояс: UTC + 4 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Бушующие волны массового психоза
СообщениеДобавлено: 17-05-2012, 13:14 
Не в сети
Клинический психолог, психолог-консультант, site admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02-04-2012, 01:38
Сообщения: 6504
Откуда: Москва
Как манипулируют толпой? Возможно ли противостоять массовой панике? Как бороться с моббингом? Эти и другие вопросы, связанные с таким сложным явлением, как психология масс, задают себе самые разные ученые. Существует огромное количество теорий, так или иначе объясняющих это явление. Но нас с тобой интересует прикладной, практический уровень и проблемы, с которыми мы сталкиваемся ежедневно в той или иной социальной группе, будь то учебный коллектив, рабочая группа или модная тусовка.

Феномен "заражения"

С образованием толпы возникают некоторые интересные эффекты, присущие любой толпе. Одним из таких эффектов является принцип "заражения". Его проявления многообразны - от группового азарта до массовых психозов. Представь себе полный зал людей, пришедших на концерт Задорнова, где рассказан очень смешной анекдот, и все громко смеются. Ты только что вошел и не слышал шутку, однако общее настроение захватывает, и ты тоже от души смеешься вместе со всеми. Передача эмоционального состояния на психофизиологическом уровне от группы к индивиду и есть принцип заражения, или по научному циркуляционная реакция. Такое заражение может быть как положительным, так и отрицательным, и оно стирает индивидуальность личности, снижает роль здравого смысла, ты начинаешь чувствовать и реагировать "как все".

У человека, охваченного эмоциональным заражением, повышается восприимчивость к импульсам, источник которых находится внутри толпы, зато снижается восприимчивость к импульсам изнутри. Соответственно усиливаются барьеры против логических аргументов и доводов. И поэтому в такой момент попытка воздействовать на массу логикой рациональными аргументами может оказаться даже опасной. Здесь необходимы другие приемы, адекватные ситуации, а если ты ими не владеешь, то лучше держаться от толпы подальше. Добавлю, что феномен эмоционального заражения не является однозначно негативным или позитивным фактором. Он может сопровождать любое массовое мероприятие, например, концерт твоей любимой рок группы, совместный просмотр фильма, дружеское застолье, игру в Counter Strike и т.п.

Феномен заражения используют и политические деятели, и шарлатаны. Достаточно вспомнить хотя бы деятельность известных финансовых пирамид, чтобы уверенно распознать в этом работу психологического феномена заражения. Посредством информационно-психологических техник воздействия (устные формы с применением акустических средств, печатная продукция, в том числе СМИ, радио, телевидение, интернет) происходит своеобразное психическое заражение определенными состояниями, реагирование на неосознаваемые воздействия. Как ты понимаешь, понятие толпы в наш век информационных технологий довольно широко. Это не только масса людей на стадионе, это и многочисленная толпа у экранов телевизора и пользователи интернета. Однако "виртуальная толпа" - лишь частный случай некоторых феноменов.

Приемы управления толпой

Для управления толпой полезно знать еще один интересный феномен. Он заключается в том, что толпа не однородна. Ученые, делая аэрофотоснимки разных массовых сборищ, пришли к выводу, что толпа собирается по принципу: ядро, периферия. Там, где находится ядро толпы, влияние наиболее сильно, так как аккумулирует эффект заражения. На периферии толпа более разряженная, и влияние заражения снижается. Для наглядности вспомни толпу поклонников на рок концерте, наверняка ты замечал, что чем ближе к сцене, тем ряды плотнее, накал эмоций больше, это ядро. Чем дальше от сцены, тем толпа более разряжена и более спокойна, это периферия.

Для управления толпой лучше всего использовать именно периферию. Самый известный прием управления - переключение внимания толпы на другой объект. Отвлекать внимание части толпы на периферии можно чем угодно, что может ее заинтересовать, например, пустить слух об убийстве или автомобильной катастрофе, как бы ужасно это не звучало. Люди из любопытства пойдут посмотреть, что там случилось, а ядро, потеряв часть эмоциональной подпитки с периферии, становится более управляемым.

Еще одним интересным приемом управления действующей толпы является использование ритма. Ученые установили, что действующая толпа, в отличие от экспрессивной, аритмична, и поэтому громкий ритмический звук способствует соответствующему превращению толпы. Правда, следует заметить, что противодействие разным видам толпы требует разных ритмов.

Как я уже говорила, индивидуальность личности в толпе размывается, человек чувствует себя безличным и безнаказанным. Отсюда возник еще один способ управления толпой, основанный на восстановлении идентичности индивидов. Например, во время демонстрации на крышах окружающих зданий размещаются хорошо заметные камеры, или высылаются мобильные группы телерепортеров. Демонстративные действия репортеров способствуют возвращению идентичности и снижению эффекта заражения.

Механизм паники

В психологии различают два вида паники: массовая и индивидуальная. Паническое состояние часто бывает вызвано страхами, которые не соответствуют объективной опасности, из-за чего панику можно охарактеризовать как ужас, вызванный кажущейся опасностью. Паника может быть вызвана и вполне реальной угрозой, но решающим фактором почти всегда становится психическое состояние субъекта (личности, общества, группы или толпы). Конечно же, паника не возникает сама по себе, существует целый ряд предпосылок, которые являются благодатной почвой, на которой паника произрастает, как семена в плодородной земле.

Психологами и социологами выделено несколько условий для возникновения паники: социальные факторы (резкое изменение валютного курса, государственный переворот, надвигающееся землетрясение), физиологические факторы (усталость, голод, алкогольное опьянение, не комфортные климатические условия), общепсихологические факторы (испуг, удивление, неожиданность происходящего). Конечно, это не все факторы, а только их некоторая часть. Главное, что ты должен понимать, это то, что чем больше негативных условий разного характера, тем выше вероятность возникновения паники.

При этом механизм распространения паники основан все на том же феномене заражения, сильный испуг возникает сначала у одного или нескольких человек. Испуг сопровождается криками, например «Пожар!», или проявляется хаотичными движениями, выкрикиванием несвязных слов, междометий. От этих нескольких людей страх передается остальным. Но бывает и так, что панику вызывает не реальное событие, а некое страшное ожидаемое событие, катализатором которого может стать словесное и какое-либо другое обозначение, выстрел из ракетницы, как сигнал начала, резкий громкий звук, что-то еще.

Истории известен случай, который описывал Назаретян в своих работах. В Первой мировой войне немцы применяли газы - страшное оружие, против которого был бесполезен опыт бывалых солдат, и предсмертные мучения от которого превзошли все виденное ими ранее. Это вызвало чрезвычайную напряженность в войсках. Зафиксированы случаи, когда газов не применяли, но кому-то из солдат что-то казалось, и испуганный крик "Газы!" обращал в бегство целые батальоны. Очень трудно одному индивиду противостоять толпе, когда та ударилась в панику. Даже самый отъявленный индивидуалист поддается гипнозу толпы.

Два основных правила, которые стоит помнить, держись от толпы как можно дальше. Во-вторых, если уж решил влиться в толпу, подумай, как ты собираешься из нее выбираться, если вдруг что-то случится.

Моббинг

Еще одним интересным явлением массового поведения является моббинг - (от английского mob, толпа) – групповое психологическое притеснение кого-либо со стороны нескольких человек, чаще всего в рабочем коллективе. Если еще проще, то это "травля толпы" по отношению к одному человеку. Моббинг включает в себя постоянные негативные высказывания, критику, социальную изоляцию внутри группы, исключение из социальных контактов, распространение о человеке заведомо ложной информации и т.п. Подобный феномен имеет под собой психологические корни. И одной из причин моббинга может быть страх.

В коллективах нередко проявляется настороженное отношение к тому, кто "не такой, как все". Причем моббинг по причине страха не возникает в тех сообществах, которые сформированы "с нуля". Там еще нет деления на "свой и чужой". А вот если группа устоявшаяся, шансы на возникновение моббинга повышаются, как только в таком коллективе появляется некто с достаточно неординарным поведением, внешностью, умениями и т.д. Еще одной причиной возникновения моббинга может являться "внутреннее напряжение" группы. Например, если часть членов семьи долго копила какие-то внутренние недовольства, разногласия не обсуждались, а замалчивались, то новый человек, скажем, невеста, может подвергнуться психологической травле, своим появлением вскрывая и так уже накопившуюся агрессию внутри семьи. И, наконец, еще одной причиной моббинга может быть безделье. Да, не удивляйся. Наиболее яркий пример моббинга от безделья - недозагруженность части сотрудников на работе. Скажем, один человек все время загружен, а другие бьют баклуши. Тогда те, кто не загружен, по отношению к загруженному могут занять позицию, что это он тут все работает и работает, никак выслужиться перед начальством хочет, и давай его "травить".

Думаю, читая это все, ты сейчас задаешься закономерным вопросом, бороться-то с этим как? То есть что нам дает знание причин феномена? Прежде всего, в любой группе, будь то рабочий или учебный коллектив, общайся с коллективом как можно более ровно, даже формально вежливо. Не стремись навязывать свое эмоциональное расположение, ввязываться во внутренние разборки или привлекать излишнее внимание экстравагантным поведением. Стань наблюдателем. Наблюдай, что происходит в группе, и особенно, что происходит вокруг тебя. Так как жертва моббинга постоянно подвергается давлению, то главное помнить о причинах возникновения такого притеснения, не копаться внутри себя, не искать причины только в себе, перестать чувствовать себя жертвой. Как говорят врачи, правильный диагноз - уже 50% лечения, так и в случае с моббингом, правильно интерпретировать причины возникновения травли - уже 50% решения проблемы.

Некоторые виды толпы
•Окказиональная толпа (от англ., occasion - случайность) - скопление людей, собравшихся поглазеть на неожиданное происшествие, например, на автомобильную катастрофу.
•Конвенциональная толпа (от англ., convention - условность) собирается по поводу заранее объявленного события (рок концерт, футбольный матч).
•Экспрессивная толпа (от англ., expression - выражение), ритмически выражающая ту или иную эмоцию: радость, энтузиазм, возмущение. Речь идет о людях, скандирующих лозунг на митинге, громко поддерживающих любимую команду или клеймящих судью на стадионе.
•Экстатическая толпа (от англ., ecstasy - экстаз) - экстремальная форма экспрессивной толпы. В экстазе люди могут самозабвенно истязать себя.
•Агрессивная (от англ. Aggressive - напористый) - толпа, эмоциональная доминанта которой ярость, злоба.
•Паническая толпа (от англ. panic - переполох, тревога) - толпа объята ужасом, стремлением каждого является избегание реальной или воображаемой опасности.

INFO

В 60-х годах американские посольства во многих странах "Третьего мира" имели "на вооружении" мощные динамики и музыкальные записи в стиле рока. Это средство использовалось в тех случаях, когда проходящая около посольства антиамериканская демонстрация превращалась в агрессивную толпу.

Самой большой ошибкой будет думать, что к толпе применимы такие же способы влияния, как для организованной группы. Никогда не нужно забывать, что неорганизованная толпа, объединенная лишь общим эмоциональным состоянием, а не общими целями, опасна и непредсказуема. Без соответствующей подготовки лучше даже не пытаться что-то сделать.

Приведем пример психологической эпидемии: во время войны в Чечне несколько десятков девочек были госпитализировали с признаками острого отравления, они сдали все анализы, но вредных веществ выявлено не было, оказалось, что рвота и судороги были вызваны военным положением, страхом и постоянным стрессом.

Формы психологического заражения: азарт болельщиков на стадионах, трудовой энтузиазм, чувство огромной силы и единения на митингах политических партий.

WARNING

Одна из главных целей психологического заражения - формирование однородного мнения в группе людей в условиях выбора, поэтому методами психологического заражения активно пользуются некоторые политики и СМИ в процессе избирательных кампаний.

_________________
Обратная связь osa-007@bk.ru
Скайп: psylab-litvinova

Клиент, помни! Правильно заданный вопрос и есть ответ!


Пожаловаться на это сообщение
Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 4 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы можете начинать темы
Вы можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Rambler's Top100

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Скайп: psylab-litvinova Срочная помощь психолога
домены:
Psychology OnLine.Net - материалы по психологии