Психологическая лаборатория Литвиновой
http://psylab.flybb.ru/

Модально-спец. и модально-неспец. нарушения памяти
http://psylab.flybb.ru/topic42.html
Страница 1 из 1

Автор:  Литвинова Оксана [ 03-04-2012, 18:31 ]
Заголовок сообщения:  Модально-спец. и модально-неспец. нарушения памяти

Модально-с. и модально-неспец. нарушения памяти. Ретроактивное и проактивное торможение следов. Влияние на следы гомогенной и гетерогенной интерферирующей деятельности.
Память – сохранение информации о раздражителе, действие которого прекратилось.
След – то, что запечатлевается.
4 фазы: запечатление, сохранение, извлечение, воспроизведение.
По продолжительности запечатления и сохранения: кратовременная и долговременная
По сроку воспроизведения: Непосредственная и отсроченная.
По качеству (модальности): зрительная, слуховая, тактильная – модально-специфические, т.е. запечатление, хранение, воспроизведение стимулов определенной модальности.
Виды памяти по уровню управления или регуляции: непроизвольная и произвольная.
Нарушения памяти:
1.Гипомнезия – ослабление
2.Амнезия – значительное снижение или отсутствие памяти.
3.Гипермнезия – резкое улучшение
4.Парамнезия – обманы памяти (дежавю, жемевю)
5.Конфобуляции – заполнение пробелов в памяти вымыслом
6.Контоминации – смешение запоминаемых рядом стимулов при воспроизведении
7.Реминистенции – всплывание материала через какое-то время
нарушение мнестической деятельности (псевдоамнезия).
Н-психологические нарушения памяти: мод. Неспецифические и мод.специфические.

1.Модально-неспецифические нарушения памяти – нарушения запоминания стимулов любой модальности.
Неоднородны по хар-ру.
Возникают при нарушении структур 1 блока.
Это первичные нарушения памяти.
М-м нарушения:
1.Ухудшение запечатления следов.
2.Патологическое торможение следов.
3.Нарушение избирательности воспроизведения из-за уравнивания возбудимости следов.
4.Патологическое усидение отрицательного влияние интерферирующей (сбивающей) деятельности (например, запомнить 2 расписания автобуса – гомогенная) и гетерогенная(разнородная) например не можем запомнить расписание автобуса, мешает шум дороги – при ней деф. Б. выражен.
Торможение следов:
Ретроактивное – когда воспроизводятся последние следы и тормозятся первые из запомненного ряда
Проактивное – воспроизводим первые следы, забываем последние.
Эффект края – забываем середину.
Возникают при поражении разных уровней срединных неспецифических структур мозга.
Поражение структур лимбической системы (мод. Неспециф. Нарушения)-Корсаковский синдром. - 1-й блок.
Забываем текущие события. Это грубые нарушения кратковременной памяти, сохранна долговременная. Нет возможности компенсации.
Модально-неспецифические - Уровень продолговатого мозга (ствол) – 1 блок.
Ретроградная амнезия, Антеретроградная амнезия - Нарушения памяти протекают в синдроме нарушений сознания, внимания, цикла сон-бодрствование.
Характерны для травматических поражений мозга.
М-н
Мод.-неспецифический диэнцефальный уровень (гипофиз) – 1 блок
Диэнцефальная амнезия - В большей степени страдает кратковременная память. Мнестический дефект связан с плохим сохранением следов в связи с интерференцией (воздействие на следы побочных раздражителей). Есть возможность компенсации при включении произвольности (мотивации).

Мод-неспец. Медиальные и базальные отделы лобных долей мозга – 1 блок
Часто встречается при аневризмах передней соединительной артерии – медиальные отделы.
Базальные отделы поражаются опухолями.
Нарушение кратковременной памяти и повышенная интерференция следов. Часто сопровождаются расстройствами семантической памяти или памяти на логически связанные понятия. Конфабуляции (вымыслы).

Модально-специфические нарушения памяти – забывание стимулов одной модальности. распространяются только на раздражители, адресующиеся какому-то одному анализатору (зрительная, слухоречевая, музыкальная, тактильная, двигательная память).
Возникают при нарушениях 2 блока.
Могут проявляться с гностическими дефектами, но нередко распространяются только на мнестические процессы.
Механизмы нарушений:
1.Слабость следов
2.Торможение следов из-за патологического усидения ретро и проактивного торможения
3.Уравнивание возбудимости следов.
1. М-С Поражение левого полушария височных долей
Нарушение слухоречевой памяти
2. М-С Поражение задних отделов левого полушария
Нарушение зрительно-речевой памяти. Больные не могут назвать предметы, в то время как знают, для чего они необходимы. Нарушены зрительные преставления объектов. Нет гностических зрительных расстройств.
3.М-С Поражение теменно-затылочных отделов правого полушария
Нарушение пространственной и цветовой памяти.
4.М-С При поражении правого полушария
Слуховая память – Амузия, Зрительная память – агнозия на лица (гностические и мнестические деф)
5.Массивные поражения лобных (левой или обеих) долей – псевдоамнезии.
Память страдает главным образом как мнестическая деятельность. Невозможна постановка самой задачи. Псевдо – так как нет первичных нарушений следовых процессов, страдает общая организация любой произвольной деятельности

Страница 1 из 1 Часовой пояс: UTC + 4 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
http://www.phpbb.com/