ЗАПИСЬ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ ПО ТЕЛ 8-916-132-11-43 Оксана Николаевна У ВАС ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ, ОБРАЩАЙТЕСЬ! ОКАЗАНИЕ СРОЧНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ОН-ЛАЙН, СТУЧИТЕСЬ В СКАЙП: PSYLAB-LITVINOVA/ Понравился сайт, нажмите кнопочку!

Психологическая лаборатория Литвиновой

Помощь психолога в Москве тел. 8(916)132-11-43, КОНСУЛЬТАЦИИ ПО СКАЙПУ: psylab-litvinova
Текущее время: 19-04-2024, 02:24

Часовой пояс: UTC + 4 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Практикум по психосинтезу
СообщениеДобавлено: 24-09-2012, 22:25 
Не в сети
Клинический психолог, психолог-консультант, site admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02-04-2012, 01:38
Сообщения: 6504
Откуда: Москва
Практикум по психосинтезу


Перевод В. Данченко
Оглавление
Психологическая рабочая тетрадь
Упражнение "Кто Я?"
Вечерний обзор
Упражнение в растождествлении
Упражнение в самоотождествлении
Внутренний диалог
Пробуждение и развитие желаемых качеств
Надличные качества
Упражнение с идеальной моделью
Психосентетическая автобиография
Цветение розы
Высшее Я
Заключение


Психологическая рабочая тетрадь



Одним из самых полезных инструментов долговременного саморазвития служит рабочая тетрадь, дневник или журнал. Мы воспользуемся термином "рабочая тетрадь", так как у большинства людей слово "дневник" ассоциируется с воспоминаниями поры отрочества, когда дети нередко ведут тривиальные и обременительные записи о своих буднях.
Рабочая тетрадь в данном случае предназначена для того, чтобы фиксировать свою внутреннюю жизнь в ее развитии. Внешние события можно фиксировать постольку, поскольку они касаются внутренней жизни (чувства, мысли, наблюдения), но центральное место должно занимать постепенно развертывающееся осознание себя и мира, а также новые смыслы, ценности и взаимосвязи, которые вам удается обнаружить.
Такая рабочая тетрадь служит ряду задач. Она призвана, прежде всего, помочь вам яснее выразить свои мысли, чувства и наблюдения. Кроме того, записывая их, вы все больше раскрываете себя для себя. Пытаясь что-то записать, вы, несомненно, делаете нечто большее, чем если бы просто думали или говорили об этом. В процессе записи ваша мысль становится более ясной и определенной, – ведь вам приходится выбирать одну точку зрения из нескольких возможных. Это снижает вероятность непроизвольного самообмана, когда человек, сам того не подозревая, придерживается нескольких противоположных точек зрения. Ведя записи, вы сможете быстрее обнаружить подлежащую разрешению проблему или тупик, в котором вы оказались, – и тем самым сделаете первый шаг к выходу из создавшейся ситуации.
Ведение записей служит также сильным стимулятором творческого процесса. Известно, что когда предстоит разрешить какую-то проблему, достаточно записать несколько мыслей по этому поводу, чтобы вызвать появление новых связанных с ними идей. А идеи эти, в свою очередь, открывают новые подходы к проблеме, новые возможности, о которых человек ранее не думал. Если вы научитесь таким образом расширять горизонт своего мышления, то будете искренне изумлены глубиною своей способности проникать в суть вещей. Способности, которая ждет своего высвобождения.
Как метод саморазвития, рабочая тетрадь имеет и другие полезные стороны. Она позволяет совершенно безвредно для окружающих выражать любые переполняющие вас разрушительные эмоции. Научившись "выпускать пар" с помощью записей, вы обретете средство снятия внутреннего напряжения и сможете узнать, чем было вызвано последнее. Кроме того, ведение записей служит хорошим упражнением по развитию навыков сосредоточения, внимания и волевого контроля. Человеку робкому, неохотно выражающему свои мысли в непосредственном общении, это может помочь свободнее раскрывать себя. Таким образом, поскольку рабочая тетрадь ведется исключительно по личной инициативе, которую человек проявляет в моменты сознательного включения в процесс самопознания и саморазвития, она может стать важным инструментом осуществления психосинтеза.
Помимо текстовых материалов в рабочую тетрадь можно заносить также рисунки и другие изображения. Они могут быть самого разного толка. Во-первых, это могут быть образы, которые явились вам в снах, фантазиях или визуализациях. Во-вторых, схемы, абстрактные символы и другие наглядные изображения, которые можно использовать для графического выражения идей. Последнее способствует выработке ясных представлений и помогает делиться ими с другими людьми. И, наконец, существует так называемый "автоматический рисунок", который делается в состоянии рассеянного внимания или когда внимание сосредоточено на чем-то другом, – например, когда вы, размышляя о чем-либо, машинально водите ручкой по бумаге. Такие рисунки отражают работу подсознания и могут использоваться для того, чтобы глубже понять себя. Таким образом, они могут стать полноправной частью рабочей тетради.
Ниже даны названия возможных тем для рассмотрения в рабочей тетради. Исходя из своего опыта и потребностей, вы могли бы выбрать те из них, которые представляют для вас наибольшую ценность. Разумеется, вы в любое время сможете пересмотреть сделанный выбор. Очень важно датировать каждую запись, чтобы иметь в дальнейшем ясную картину своего развития.
Диалог с идеями: Включите сюда название любой сферы, в которую вам хотелось бы глубже проникнуть – например, Воспитание, Религия, Математика, Теория систем, Экология и т.д.
Диалог с другими людьми: Открытия или вопросы, связанные с межличностными отношениями.
Диалог с событиями: Ваша реакция на наиболее значимые события вашей жизни; отмечайте случаи очевидной для вас "синхронии" (значимая одновременность событий, "схлопывания").
Внутренние диалоги: Разнообразные мысли, раздумия, предчувствия, проблемы или размышления, которые не входят в другие разделы.
Сны: Описание, контекст, ассоциации, углубленное размышление над своими снами (которые легче всего записывать сразу после пробуждения).
Мыслеобразы: Визуализации или переживания другой сенсорной модальности. Сюда могут входить образы, возникающие спонтанно или благодаря использованию методики направляемого воображения. Их можно фиксировать с помощью записей или рисунков. Полезно фиксировать чувства и ассоциации, возникающие в связи с тем или иным образом или какими-то его частями (форма, цвет и т.д.), отмечать, какое он для вас имеет значение, а также предположительное его толкование, если таковое имеется.
Воображение: Фантазии, истории, ситуации и т.д., которые могут послужить толчком для работы воображения. Желательно ограничиться в этом разделе образами, которые несут определенный творческий заряд.
Диаграммы: Графические модели теоретических построений (хотя их можно включить в раздел "Диалог с идеями"). Они помогут вам выражать мысли в зримой форме, что может оказаться полезным для обретения навыков наглядного пояснения своей мысли.
Медитация: Заметки о приемах медитации, с которыми вы экспериментировали; исходные объекты медитации, достигнутые результаты. Отмечайте все полученные таким образом интуитивные прозрения.
Я: Заметки об определяющих чертах своей личности, ответы на вопрос "Кто я?"; опыт, полученный благодаря "самовоспоминанию" и применению других методик вопрошения о сути своего существа.
Воля: Заметки об опыте приложения волевых усилий, оценка своих сильных и слабых мест. Отмечайте все ситуации и связанные с ними обстоятельства, в которых вы сознательно использовали свои волевые качества; отмечайте результаты упражнений по развитию воли.
Методы саморазвития: Опыт использования методов, которые не вошли в другие разделы. Как можно полнее фиксируйте обстоятельства, в которых вам помогли (не помогли) те или иные методы, а также свое мнение о причинах, лежащих в основе успеха или неудачи в применении того или иного метода.
Пиковые переживания: "Сильные" или "глубокие" переживания покоя, радости, любви, расширения сознания, просветления и т.п.; обстоятельства и результаты этих переживаний.
Затруднения: Слабости, о которых вы знаете и от которых хотели бы избавиться. Особое внимание следует уделить методам, с помощью которых вы пытаетесь это делать. Фиксируйте также все выражено негативные реакции на других людей – это может помочь вам выявить свои еще не осознанные проблемы, которые проецируются на окружающих.
Цитаты: Важные для вас цитаты из прочитанных книг.
Временная перспектива: Ощущение своего движения во времени, – из прошлого в настоящее и из настоящего в будущее. Можно отмечать вехи своего жизненного пути, "развилки" (дороги, по которым вы пошли или не пошли), воспоминания.


Упражнение "Кто Я?"



Это упражнение призвано помочь вам в развитии самоосознания и выявлении своего настоящего я. Оно основывается на том предположении, что каждый из нас, подобно луковице, имеет множество "оболочек", скрывающих центральную "сердцевину". Эти оболочки самовосприятия могут быть положительными и отрицательными. Они являются различными сторонами нашей личности и нашего отношения к миру. Некоторые из них подобны фасаду, маске, скрывающей те стороны личности, которые мы не любим; некоторые могут быть этими нелюбимыми сторонами; а некоторые могут быть скрытыми положительными сторонами нашей личности, которые мы не в состоянии признать таковыми. Как бы там ни было, где-то за этими оболочками в каждом из нас скрывается творческое и живое центральное ядро – наше настоящее я, глубочайшее существо нашей личности. Путем последовательного вопрошения "кто я?" мы постепенно приближаемся в ходе этого упражнения к своему настоящему я.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Выберите место, где вам никто не помешает. Возьмите лист бумаги, вверху поставьте дату и напишите: "Кто я?". Ниже запишите свой ответ на этот вопрос: ответ должен быть как можно более открытым и честным. Затем, делая периодические паузы, продолжайте мысленно задавать себе этот вопрос и записывать ответы.
2. Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Попробуйте не думать ни о чем. Снова задайте себе вопрос: "Кто я?" и попытайтесь уловить на него ответ в форме мысленного образа. Не думайте и не рассуждайте об этом, позвольте образу самому возникнуть в сознании. Затем откройте глаза и как можно подробнее опишите этот образ; укажите также, какие чувства у вас в связи с ним возникли и какое он для вас имеет значение.
3. Встаньте так, чтобы у вас было какое-то пространство для движения. Закройте глаза и опять спросите себя: "Кто я?" На этот раз ищите ответ в движении своего тела. Доверьтесь его мудрости, и пусть движение само развивается до тех пор, пока вы не почувствуете, что оно завершилось. Если хотите, движение может сопровождаться какими-то звуками или пением. Выполнив это, опишите свой опыт.
Рекомендуется выполнять это упражнение в течение какого-то периода времени. При повторном выполнении его воздействие усиливается.


Вечерний обзор



Лучше всего выполнять это упражнение в конце дня. Отходя ко сну, окиньте взором прошедший день, прокручивая его, словно фильм в обратном порядке – начиная от настоящего момента, затем поздний вечер, сумерки, обеденное время, полдень и так далее, вплоть до момента пробуждения.
Такой вечерний обзор может быть использован для изучения себя и своей жизни вообще; его можно также видоизменить, сосредоточиваясь, например, на каких-то сторонах своей личности, на каких-то стереотипах или конкретных внутренних процессах, о которых вы хотели бы узнать побольше. В этом упражнении очень важно то, как вы относитесь к его выполнению. Делая обзор, старайтесь превратиться в беспристрастного наблюдателя, спокойно и трезво регистрирующего каждый этап прожитого дня. Переходите от этапа к этапу, не радуясь успехам и не огорчаясь неудачам. Цель упражнения состоит не в том, чтобы оживить в памяти имевшие место события, а в том, чтобы спокойно зафиксировать в сознании значение и "рисунок" прожитого дня.
Многие находят целесообразным записывать отмеченные при этом интересные моменты и осенившие их прозрения (это можно делать в рабочей тетради). Просматривая такие заметки за какой-то период времени, вы сможете заметить неуловимые иначе тенденции и стереотипы.

ОБЗОР СУБЛИЧНОСТЕЙ
Этот вид "Вечернего обзора" представляет собой обзор прожитого дня в плане поведения субличностей.
"Субличностями" называются многочисленные психологические образования в рамках нашей собственной личности, у которых имеются свои полусамостоятельные цели и потребности. Некоторые из таких субличностей есть только у вас. Другие, напротив, присущи многим людям: Ребенок, Родитель, Искатель, Зануда, Поэт, Одинокий.
Прежде чем приступать к этому упражнению, нужно выявить субличности (их может быть две или три), наиболее важные для вас или наиболее активные на данном этапе жизни. Если вы ведете рабочую тетрадь, то сможете их обнаружить, просмотрев последние записи.
В вечернем обзоре вы можете сосредоточиться на следующих вопросах:
1. Какие субличности доминировали во мне на разных этапах прошедшего дня? Какие обстоятельства (внешние или внутренние) вызывали их появление или исчезновение? Были ли между ними конфликты?
2. Какие ценные качества или недостатки свойственны каждой из этих личностей? Чем помогла или помешала мне каждая из них?
3. Чего хотела каждая из них? Какой была бы моя жизнь, если бы какая-то из них полностью во мне доминировала?
4. Соглашались ли мои субличности с тем, что я хотел делать, или мне приходилось подчиняться им? Какова моя роль в гармонизации моих субличностей и управлении ими?

ОБЗОР ЭЛЕМЕНТОВ ЛИЧНОСТИ
Это еще один вид "Вечернего обзора". Он представляет собой обзор прожитого дня в плане трех основных элементов личности: тела, чувств и ума.
Вы можете рассмотреть, например, такие вопросы:
1. С каким из элементов своей личности я отождествлял себя большую часть времени?
2. Доминировали ли какие-то из этих элементов в тех или иных ситуациях прошедшего дня? Какой была относительная активность каждого из них?
3. Каковы ценные качества и недостатки каждого из этих элементов? Чем каждый из них помогал мне или мешал?
4. Были ли между ними какие-либо конфликты?
5. Какова моя роль в гармонизации этих элементов и управлении ими?
Как в случае "Обзора субличностей", так и в случае "Обзора элементов личности" вы можете рассмотреть предлагаемые вопросы либо в ходе собственно "Вечернего обзора", либо по его окончании. Эти вопросы рассчитаны на то, чтобы дать вам возможность выбора; все их рассматривать необязательно, – кроме первого, основного. Мы полагаем, что этому упражнению можно уделять не более 15 минут и выполнять его без особого напряжения, особенно поначалу.


Упражнение в растождествлении



Над нами властвует все то, с чем мы себя отождествляем.
Мы можем властвовать над тем и контролировать все то,
с чем мы себя растождествили.

Опыт сущностного самоосознания, осознания себя собой (я – это "я") неявно присутствует в сознании любого человека. Именно опыт такого рода отличает наше сознание от сознания животных – существ сознательных, но не самосознательных. Вместе с тем люди сознают себя, как правило, действительно не столько явно, сколько "неявно". Они сознают себя очень смутно и искаженно, ибо самоосознание их обычно смешано с содержаниями сознания и скрыто этими содержаниями.
Непрерывный поток различных восприятий затуманивает ясность сознания, приводя к ошибочному отождествлению себя с содержанием сознания, а не сознанием как таковым. Чтобы сделать явным свое самоосознание, нужно сперва растождествить себя с содержаниями сознания.
Конкретно говоря, большинство людей отождествляют себя с тем содержанием сознания, которое вызывает у них в данный момент чувство наибольшей полноты жизни, кажется им самым настоящим, самым глубоким,
Обычно такое отождествление себя с какой-то своей частью связано с ведущей психической функцией или главной ролью, которую мы играем в жизни. Отождествление может принимать самые разнообразные формы. Некоторые люди отождествляют себя со своим телом. Они переживают себя, а нередко и говорят о себе преимущественно в категориях физических ощущений; иными словами, они живут так, как если бы были своим телом. Другие отождествляются со своими чувствами; они переживают и описывают свою жизнь языком чувств, считая их центральной и самой близкой себе частью своей натуры, тогда как мысли и ощущения воспринимаются ими как нечто отвлеченное и даже несколько обособленное. Те, кто отождествляется со своим умом, предпочитают описывать себя языком интеллектуальных конструкций, – даже тогда, когда их спрашивают о том, что они чувствуют. Нередко они считают чувства и ощущения чем-то второстепенным, недостойным внимания и почти не осознают их. Многие отождествляются со своей ролью; при этом они живут, работают и воспринимают себя в рамках этой роли, например, роли "матери", "мужа", "жены", "студента", "предпринимателя", "учителя" и т.д.
Такое отождествление себя с одной из своих частей может какое-то время вполне удовлетворять человека; но оно имеет серьезные недостатки. Оно не позволяет обрести опыт раскрытия себя для себя, опыт глубинного отождествления с самим собой, познания истинного себя. Оно исключает или значительно понижает способность к отождествлению с остальными частями личности, способность радоваться им и полноценно использовать их. В результате такого частичного самоотождествления "нормальное" самопроявление человека ограничено и являет миру лишь часть того, кем он может быть. Осознание или даже неосознанное ощущение того, что он по какой-то причине не имеет доступа к осуществлению значительной части своих возможностей, может вызвать у человека подавленное состояние и болезненное чувство неполноценности.
Продолжительное отождествление со своей ролью или ведущей функцией часто и почти неизбежно приводит, в конечном счете, к осложнению жизненной ситуации, рано или поздно давая о себе знать чувством утраты и даже отчаяния, как в случае со спортсменом, который теряет с возрастом свою силу, актрисой, очарование которой блекнет, матерью, дети которой вырастают и покидают ее, или учеником, который оказывается подавлен грузом новой ответственности после окончания школы. Подобные ситуации могут вызвать серьезный и нередко весьма болезненный кризис. Его можно расценивать как своего рода психологическое "умирание". Никакие судорожные попытки сохранить свою жизнь в рамках прежней самотождественности здесь не помогут. Единственно верным решением проблемы может быть лишь "второе рождение", то есть новое и более широкое отождествление. Иногда в этот процесс вовлекается вся личность, что приводит к ее пробуждению или "рождению" на новом уровне бытия. Процесс такого умирания и возрождения был символически представлен в ритуалах различных мистерий, он переживался и описывался в религиозных терминах многими мистиками. В настоящее время он заново открыт и осмыслен как процесс обретения надличного опыта.
Нередко этот процесс протекает без ясного понимания его значения, а зачастую и вопреки воле и желанию вовлеченного индивида. Но сознательное, целенаправленное и добровольное содействие со стороны последнего может в огромной степени облегчить протекание кризиса и ускорить его благополучное разрешение.
Лучше всего это делать путем целенаправленного упражнения в растождествлении и самоотождествлении. Благодаря этому вы можете обрести свободу и способность выбирать отождествление или растождествление с любой из сторон своей личности, в зависимости от того, что вам представляется в той или иной ситуации более уместным. Тем самым вы можете научиться владеть, управлять и пользоваться всеми составляющими своей личности, объединяя их в одно гармоничное целое. Поэтому данное упражнение в практике психосинтеза считается основным.
Предлагаемое упражнение служит средством прояснения самоосознания и развития способности сосредоточивать внимание на любом из основных элементов личности. При этом вы будете все яснее сознавать их отличительные особенности и сможете изучать последние, сохраняя позицию невовлеченного наблюдателя, понимающего, что наблюдатель отличается от наблюдаемого.
Первый этап описываемого ниже упражнения – растождествление - состоит из трех частей, связанных с физической, эмоциональной и умственной составляющими личности. Затем следует этап самоотождествления. Как будет показано далее, с обретением некоторого опыта вы сможете при необходимости расширить или видоизменить это упражнение.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
Сядьте удобно и расслабьтесь; медленно сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов (перед этим можно выполнить упражнения по расслаблению). После этого медленно и осмысленно скажите себе следующее:
1. Я обладаю телом, но я не тело. Мое тело может быть здоровым или больным, усталым или отдохнувшим, но все это никак не затрагивает меня самого, моего подлинного "я". Я ценю свое тело как инструмент познания и деятельности в окружающем меня мире, но оно не более чем мой инструмент. Я берегу его и стремлюсь поддерживать в добром здравии, но я – не оно. Я обладаю телом, но я не тело.
Теперь закройте глаза и повторите про себя вкратце общий смысл этого утверждения, а затем постепенно сконцентрируйте свое внимание на основной идее: "я обладаю телом, но я не тело". Попытайтесь по мере возможности осознать это как факт личного опыта. Затем откройте глаза и переходите к следующим двум частям упражнения.
1. Я обладаю чувствами, но я не чувства . Мои чувства многообразны, изменчивы, подчас противоречивы. Они могут переходить от любви к ненависти, от спокойствия к гневу, от радости к горю, тогда как сущность моя, истинная моя природа не меняется. "Я" остается неизменным. Иногда меня может захлестнуть волна гнева, но я знаю, что со временем это пройдет, и поэтому я – не гнев. Совершенно очевидно, что мои чувства – не я. Поскольку я могу наблюдать и понимать свои чувства, постепенно учиться управлять ими, пользоваться ими и гармонично их интегрировать, совершенно очевидно, что я – не чувства. Я обладаю чувствами, но я не чувства .
2. Я обладаю умом, но я не ум. Мой ум – ценный инструмент исследования и самовыражения, но он не представляет собой моей сути. Его содержание постоянно меняется, обогащаясь новыми идеями, знаниями и опытом. Иногда он меня не слушается. Следовательно, он не может быть назван мною. Это не я, а мой орган познания внешнего и внутреннего мира. Я обладаю умом, но я не ум.
Далее следует этап отождествления. Говорите себе медленно и осмысленно:
1. После растождествления себя с содержанием своего сознания (ощущениями, чувствами, мыслями), я сознаю, что я – центр чистого самосознания. Я – центр волеизъявления, способный наблюдать все свои психические функции и физическое тело, а также управлять ими и применять их.
Сосредоточьтесь на основной идее: "Я – центр чистого самосознания и воли". Попытайтесь по мере возможности осознать это как факт личного опыта.
Цель настоящего упражнения – войти в особое состояние сознания; как только эта цель будет достигнута, большинство процедурных деталей упражнения может быть опущено. Таким образом, обретя некоторую практику, вы можете видоизменить упражнение и быстро проходить этапы растождествления, используя лишь основное высказывание каждого этапа и сосредоточиваясь на его непосредственном переживании:
Я обладаю телом, но я не тело.
Я обладаю чувствами, но я не чувства.
Я обладаю умом, но я не ум.
После этого полезно будет глубже поразмыслить над этапом самоотождествления в следующем ключе:
1. Кто я в таком случае? Что остается после того как я растождествился со своим телом, ощущениями, чувствами, желаниями, умом, действиями? Сущность моего "я" – это центр чистого самосознания. Это то, что остается неизменным в вечно изменчивом потоке моей жизни. Это то, что дает мне ощущение бытия, постоянства, внутреннего равновесия. Я утверждаю свое тождество с этим центром и сознаю его устойчивость и силу.
(Пауза)
Я признаю и утверждаю себя центром чистого самосознания и творческой энергии. Я сознаю, что из центра истинной самотождественности я могу научиться наблюдать, управлять и согласовывать между собой все свои психические функции и физическое тело. Я хочу постоянно пребывать в этом центре, чтобы облегчить свою повседневную жизнь и придать своей жизни в целом более глубокий смысл, сделать ее более целенаправленной,
По мере того, как внимание в ходе освоения упражнения будет смещаться на соответствующее состояние сознания, процедуру этапа отождествления можно будет сократить. Конечная цель совершенствования в данном упражнении состоит в том, чтобы, быстро пройдя все фазы растождествления, пребывать в "я" столько, сколько нужно. Когда это достигнуто, то при желании можно в любой момент растождествиться с любой слишком сильной эмоцией, раздражающей мыслью, неуместной ролью и т.п., заняв позицию невовлеченного наблюдателя, которая позволяет яснее увидеть значение ситуации, ее причины и наилучшую линию поведения при сложившихся обстоятельствах.
Было обнаружено, что это упражнение дает больший эффект, если выполняется ежедневно, лучше всего в начале дня. Желательно выполнять его вскоре после пробуждения и рассматривать как символическое второе пробуждение. Кроме того, очень полезно повторять его в сжатой форме по несколько раз в день, входя в состояние растождествленного сознавания себя собой, сознавания себя как "я".
Вы можете видоизменять это упражнение в соответствии со своими целями и жизненными потребностями, добавляя новые стадии растождествления, которые бы охватывали другие составные части личности помимо трех основных (физической, эмоциональной и умственной), а также различные субличности, роли и т.д. Его можно начинать также с растождествления со своей материальной собственностью. Ниже приводятся некоторые примеры:
Я обладаю желаниями, но я не желания. Желания порождаются физическими или эмоциональными влечениями и другими воздействиями. Нередко они изменчивы и противоречивы, сопровождаются чередованием симпатии и антипатии; следовательно, они не я. "Я обладаю желаниями, но я не желания". (Лучше всего поставить это высказывание между эмоциональной и умственной фазами растождествления).
Я вовлечен в различные виды деятельности и играю множество ролей. Я должен играть эти роли, и я хочу играть их как можно лучше, будет ли это роль сына или отца, жены или мужа, учителя или ученика, художника или чиновника. Но я не только сын, отец или художник. Это не более чем роли – частные роли, которые я добровольно играю, будучи в состоянии наблюдать за своей игрой. Следовательно, эти роли – не я. Я – это я, и я не только актер, но и режиссер данного представления.
Это упражнение может выполняться в группах. Ведущий читает соответствующие высказывания, а участники слушают с закрытыми глазами, чтобы глубже воспринять значение слов.
Примечание: Существует еще два широко распространенных варианта фразы "я обладаю..., но я не...":
1. "Я обладаю..., и я не..."
"Я обладаю..., но я нечто большее чем..."


Упражнение в самоотождествлении



Это упражнение рассчитано на то, чтобы обратить "я" к высшему Я, указать координаты последнего. В упражнении использованы некоторые концепции, которые могут облегчить соприкосновение с высшим Я, но могут и помешать ему. Гарантий нет. Цель упражнения – указать вашему сознанию определенное направление и дать почувствовать, как приблизительно может переживаться соприкосновение с высшим Я. В действительности оно переживается каждым человеком различно, и в сущности этот опыт невыразим; предлагаемое упражнение указывает лишь некоторые линии его обретения.
Упражнение дает наибольший эффект, если выполнять его поэтапно в течение некоторого периода времени. Это способствует постепенному утверждению "я" в постижении себя как чистого бытия.
1. Для начала посвятите определенное время практике упражнения в растождествлении, используя наиболее подходящий для вас его вариант.
2. Почувствовав удовлетворительную связь с наблюдателем, способным наблюдать ваше тело, чувства и ум, сместите фокус внимания на наблюдение как таковое, то есть наблюдайте за наблюдением и смотрите, на что оно похоже.
3. Теперь, заняв позицию наблюдателя, осознайте какой-то отрезок времени, – скажем, один час. Постепенно увеличивайте этот отрезок до суток, недели, месяца, года, десяти лет, столетия, тысячелетия и т.д., стремясь, чтобы это возрастание протекало как можно более естественно. Затем, сознавая этот огромный отрезок времени, растворите его в вечности и удерживайте в своем сознании вечность. Переживайте вечность. Теперь отпустите ее и просто сознавайте то, что находится в поле вашего сознания.
4. Теперь осознайте полую сферу диаметром, скажем, в футбольный мяч. Расширяйте это пустое пространство постепенно до метра, ста метров, километра, десяти километров, ста километров, тысячи и т.д., опять стремясь к тому, чтобы расширение это было как можно более естественным. Затем, сознавая это огромное пустое пространство, растворите его в бесконечности и удерживайте в сознании бесконечность. Теперь отпустите ее и просто сознавайте то, что находится в поле вашего сознания.
5. Теперь, сознавая одновременно и вечность и бесконечность, наблюдайте за своим переживанием. Затем опять отпустите их и просто сознавайте то, что находится в поле вашего сознания.
6. В заключение сконцентрируйте внимание на дыхании, после чего постепенно распространите его на ум, чувство и тело – так, чтобы ощутить, что вы полностью присутствуете в настоящий момент здесь, на этой земле. При этом на короткое время опять осознайте, что вечность и бесконечность все еще здесь, и посмотрите, что произойдет. Затем расслабьтесь, сосредоточившись на ритме своего дыхания; после этого откройте глаза и соприкоснитесь с окружающим вас чувственным миром.
Полезно будет записывать, как развиваются ваши переживания по мере обретения опыта в выполнении этого упражнения, включая сюда отмеченные вами впечатления, озарения, образы, ощущения и т.д. Периодически просматривая свои заметки, наблюдайте, как продвигается практика самоотождествления. И, прежде всего, получайте от нее радость.


Внутренний диалог



Каждый из нас обладает внутренним источником понимания и мудрости, который знает, кто мы, откуда и куда идем. Этот источник сонастроен с развитием нашего целеполагания и ясно ощущает каждый следующий шаг, необходимый нам для осуществления своей цели. Соприкоснувшись с этим источником, мы сможем лучше понять препятствия, которые стоят на пути нашего роста, а также применить свою волю и сознательность для их устранения. При правильном с ним обращении он может помочь нам использовать свои силы для объединения личных и надличных измерений нашего существа в единую живую реальность и для привнесения этой реальности в нашу повседневную жизнь.
С этим источником внутреннего наставления связаны многие образы. К их числу относятся солнце, родник, звезда или точка света, ангел, орел, голубь или птица Феникс, Христос или Будда. Разные образы порождаются разными потребностями. Однако чаще всего с ним связывается образ мудрого, любящего нас старца или женщины.
Примечание: У этих двух архетипов много общего, но есть и свои специфические особенности. Предпочтительно поэкспериментировать с обоими, чтобы хорошо прочувствовать их и знать, в какой ситуации к какому из них обращаться. В общем говоря, образ старца обычно поощряет, стимулирует, вдохновляет; образ старой женщины больше связан с воспитанием, поддержкой, приятием.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
Это упражнение призвано помочь вам соприкоснуться со своим внутренним источником мудрости. Простейший порядок выполнения его таков: закройте глаза, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, а затем представьте себе лицо старца (или старой женщины), глаза которого излучают любовь. (Если вам трудно вызвать этот образ, можете представить сперва неподвижное пламя свечи, а затем лицо в центре пламени.)
Заговорите с ним и попытайтесь как-то воспользоваться его присутствием и наставлениями, чтобы лучше понять те вопросы, задачи и решения, с которыми вы имеете дело в настоящий момент. (Ваша беседа может быть словесной, но может проходить также на невербальном, чисто визуальном уровне общения и понимания). Беседуйте с ним столько, сколько найдете нужным, а по завершении беседы опишите случившееся, особое внимание, уделяя своим прозрениям, если таковые имели место, чтобы оценить их в дальнейшем.
Попрактиковавшись, вы сможете обходиться и без зрительного образа, так как вам все легче будет соприкасаться с этим источником мудрости, который будет являть себя, возможно, в форме внутреннего голоса (примером которого может служить "даймон" Сократа) или просто в форме непосредственного знания о том, как следует поступать в той или иной ситуации. Со временем связь с ним будет усиливаться, так что любовь и мудрость, которые живут у вас в глубине души, смогут все больше проявлять себя в вашей повседневной жизни.

ПОСЛЕСЛОВИЕ
Выполнение этого упражнения необходимо связано со следующими двумя процессами: различением и объяснением. Нужно учиться различать образы, от которых исходит истинная мудрость, и образы, от которых она не исходит. Например, вам может явиться критичная, властная фигура, не испытывающая к вам безусловной любви. Эта фигура может быть проекцией на сверхсознательное одной из ваших субличностей или какого-то известного вам лица; чтобы "разоблачить" ее, чтобы понять, кого представляет собой эта фигура, нужно прибегать к различению. Подобным же образом в случае положительной проекции на сверхсознательное вы услышите то, что вам хотелось бы слышать, а не то, что вам действительно сообщается.
Во-вторых, получаемая информация не всегда ясна, и поэтому нужно уметь правильно ее проинтерпретировать, объяснить. Известным примером могут служить слова Господа св. Франциску: "Иди и построй мою церковь заново". Поначалу Франциск думал, что ему велено заново отстроить маленькую разрушенную церквушку Сан-Дамьяно близ Ассизи, и лишь впоследствии понял суть повеления – перестроить всю католическую церковь!
И наконец, несмотря на важность такой связи, нужно не злоупотреблять ею. Необходимо сперва как можно более полно и всесторонне изучить стоящую перед вами проблему, и лишь затем, не найдя самостоятельного решения, обратиться за помощью к внутреннему источнику мудрости.
При соблюдении этих условий методика внутреннего диалога становится эффективным средством содействия процессу личного и духовного психосинтеза.


Пробуждение и развитие желаемых качеств



Цель упражнения – создать внутренние и внешние условия, благоприятствующие развитию и усилению необходимых вам качеств. Предполагается, что оно будет выполняться ежедневно. Приводимая ниже схема рассчитана на развитие такого качества, как спокойствие, но по той же схеме можно развивать и другие качества – смелость, терпение, радость, сострадание и т.д. Важно, чтобы выбор качества и решение развивать его исходили от самого индивида, чтобы работа эта была не навязана, но свободно и целенаправленно избрана как очередной шаг на пути саморазвития.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Расслабьтесь и сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Думайте о спокойствии: сосредоточьтесь на понятии "спокойствие" и размышляйте над ним. Что это за качество, какова его природа, смысл и т.д.? По мере того, как у вас будут возникать какие-то озарения, идеи или образы, связанные с этим понятием, заносите их в рабочую тетрадь.
2. Попробуйте раскрыть себя другим, еще неизвестным вам идеям или образам спокойствия, которые могут возникнуть из бессознательного, и также занесите их в тетрадь.
3. Осознайте ценность спокойствия, его назначение, его пользу в нашем бурном изменчивом мире. Мысленно воздайте хвалу спокойствию. Возжелайте его.
4. Примите установку на физическое спокойствие. Ослабьте мышечное и нервное напряжение. Дышите медленно и ритмично. Пусть на лице у вас отразится спокойствие. Для этого мысленно представьте свое лицо с выражением спокойствия.
5. Постарайтесь непосредственно вызвать спокойствие. Представьте, что вы находитесь в месте, которое вызывает у вас чувство спокойствия: пустынный тихий пляж, храм, прохладная зеленая лужайка... возможно, это место, где вы испытали в прошлом чувство спокойствия. Попытайтесь ощутить спокойствие. Повторите несколько раз слово "СПОКОЙСТВИЕ". Пусть спокойствие, по мере возможности, наполнит вас вплоть до отождествления с ним.
6. Представьте, что вы находитесь в обычной для вас повседневной ситуации, которая в прошлом выводила вас из себя или вызывала чувство раздражения: это может быть встреча с враждебно настроенным к вам человеком – или столкновение со сложной проблемой – или необходимость быстрого выполнения нескольких дел сразу – или угроза опасности. Попробуйте увидеть и почувствовать себя в этой ситуации спокойным и безмятежным. (Этот этап можно отложить до времени, когда упражнение будет хорошо освоено).
7. Решите оставаться как можно более спокойным в течение всего дня... быть живым примером спокойствия... излучать спокойствие.
8. Сделайте табличку с написанным на ней словом "СПОКОЙСТВИЕ", используя тот цвет и шрифт, которые, по вашему мнению, наиболее полно выражают это качество. Поместите табличку в месте, где вы сможете видеть ее ежедневно, причем, по возможности, в такое время, когда вы более всего нуждаетесь в спокойствии. Глядя на табличку, всякий раз вызывайте в себе ощущение спокойствия.
Приведенное упражнение можно положить в основу более широкой программы. Вы можете собирать произведения поэзии, музыки, живописи, балетного искусства, символы, фотографии, открытки, отрывки из биографий, драматических произведений и т.п., вызывающие у вас или символизирующие для вас спокойствие. Окружив себя такого рода материалами, вы сможете развить в себе чувство глубокого спокойствия или любое другое качество. Чтобы усилить чувство спокойствия, вы можете использовать любые элементы окружающей среды, создавая из них свою собственную среду спокойствия.
Возможное противопоказание: В редких случаях возможна отрицательная реакция на упражнение, т. е. попытки вызвать спокойствие могут вызвать, наоборот, напряжение, беспокойство, тревогу и т.д. Обычно это свидетельствует о наличии ядра отрицательных эмоций, блокирующих развитие желаемого качества. Наиболее вероятна такая реакция на шестой фазе упражнения. Если она очень сильна, желательно временно отложить упражнение, изучить возникшие отрицательные чувства, а затем высвободить их посредством катарсиса. После этого упражнение можно продолжить.


Надличные качества



Благодарность – Признательность – Восхищение Благородство
Вдохновение
Верность
Вечность – Бесконечность – Всеобщность
Возрождение
Воля
Гармония
Доброжелательность
Доброта
Доверие – Вера
Жизненность
Красота
Любовь
Мудрость
Понимание
Порядок
Простота
Радость – Счастье
Разумность
Реальность – Истина
Свет
Свобода – Освобождение – Независимость
Синтез – Целостность
Служение
Смелость
Сопереживание
Сострадание
Сотрудничество – Дружба – Братство Творчество
Терпение
Тишина – Спокойствие – Умиротворенность
Энергия – Сила
Юмор


Упражнение с идеальной моделью



Творческое воображение может быть действенным инструментом саморазвития. Его можно использовать для формирования идеальной модели, идеального образа себя, который становится ориентиром роста, придает силы и может быть воплощен в жизнь. Формирование идеальной модели означает создание реалистичного, достижимого образа себя, который заменяет или включает в себя многочисленные ныне существующие у нас односторонние, неосуществимые или ущербные образы себя. Эти внутренние модели нашей личности – сознаваемые и не осознаваемые – не только различны по своей природе, происхождению и энергетическому потенциалу, но нередко взаимоисключают друг друга, находятся в конфликте между собой. Цель упражнения – разработать именно идеальную модель, реалистичный образ того, кем мы можем и по-настоящему хотим стать.
Чтобы сделать это, необходимо для начала выявить и понять те многочисленные ранее созданные модели своей личности, которыми обусловлены ваши представления о том, кем вы можете стать. Осмыслив эту совокупность конфликтующих моделей, можно переходить к сознательному конструированию и освоению собственно идеальной модели.
Идеальная модель не является моделью предельного совершенства, полного психосинтеза. Она представляет собой модель следующего сознательно предпринимаемого вами шага по пути саморазвития, следующей ступени вашего роста, – например, усиления или интеграции какой-то недостаточно развитой психологической функции, воспитания какого-то желаемого качества или ряда качеств и т.д. Таким образом, это реалистичная модель возможной внутренней и внешней жизни, – модель, к осуществлению которой можно приближаться, и которую можно по мере роста постепенно изменять и расширять.
В представленной ниже форме упражнение с идеальной моделью предназначено для индивидуального использования, но его легко можно видоизменить для применения в группе. Указания по групповой и терапевтической практике этого упражнения будут даны в конце.

ПОДГОТОВКА
Подготовьте свою рабочую тетрадь или просто писчую бумагу и ручку. Нужно, чтобы у вас было под рукой, по меньшей мере, семь больших листов рисовальной бумаги, набор цветных фломастеров или карандашей. Пронумеруйте листы бумаги от 1 до 7 и используйте их в таком порядке. Выберите спокойное место, где никто не потревожит вас по крайней мере полтора часа. ВНИМАНИЕ: начав упражнение, важно пройти все его этапы до конца без перерывов.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
Сядьте и расслабьтесь. Успокойте свои чувства. Приведите ум в состояние спокойной восприимчивости. Затем внимательно прочтите следующие слова:
1. Все мы, так или иначе, недооцениваем себя. У каждого из нас есть образ себя худшего, чем мы есть на самом деле. Иногда мы считаем, что этот образ соответствует действительности.
Закройте глаза и какое-то время подумайте об этом образе. Пусть он возникнет перед вашим внутренним взором. Попытайтесь отчетливо увидеть его. Обратите внимание на связанные с ним чувства; некоторое время изучайте его, пытаясь узнать о нем как можно больше. Уделите этому какое-то время. Затем откройте глаза.
(Продолжайте читать инструкцию лишь после того, как завершите первую фазу)
Теперь зарисуйте этот образ себя. Это может быть изображение человека, символ или абстрактный цветовой узор. Если у вас не возникло никакого образа, просто начните рисовать, и он появится.
(Продолжайте читать дальше после того, как закончите рисунок)
Запишите мысли, возникшие у вас в связи с этим образом, опишите чувства, которые он у вас вызвал, напишите, каков смысл вашего рисунка, как он связан с вашей повседневной жизнью; запишите также все, что считаете важным отметить.
(Читайте дальше после того, как закончили запись)
Теперь вспомните, кто вы; отставьте рассмотренный выше образ себя; сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов... опять расслабьте свое тело... успокойте чувства... приведите ум в состояние спокойной восприимчивости... Затем внимательно прочтите следующее высказывание и проделайте все то, что делали после чтения предыдущего. Закончив рисовать и записывать, переходите к следующему высказыванию – и так вплоть до шестого.
1. В чем-то я себя и переоцениваю. У меня есть внутренний образ себя лучшего, чем я есть на самом деле.
2. Я тайно лелею также великолепный образ себя такого, каким мне хотелось бы быть, – идеализированную модель своей личности, практически недостижимую и потому бесплодную.
3. У меня есть также образ того, каким мне хотелось бы представляться окружающим, – в противоположность тому, каким я есть в действительности.
4. Во мне присутствуют также образы того, каким меня видят другие люди, каким они меня считают; некоторые из этих образов мне нравятся, а некоторые вызывают у меня протест. (Уделите внимание образам обоих типов и нарисуйте их на одном листе бумаги)
5. Наконец, у меня есть образ того, каким меня хотели бы видеть другие люди, – образ ожидаемых ими изменений моей личности.
Возьмите рисунки и рассмотрите их все вместе по очереди. Опять соприкоснитесь с каждым из этих образов себя... дайте ему название... запомните связанные с ним чувства.
Теперь встаньте с закрытыми глазами и ощутите на себе груз этих образов... почувствуйте, как они сковывают вас, как ограничивают ваши возможности... как они на вас давят. Продолжая стоять, сделайте телом движение, чтобы СБРОСИТЬ ИХ! Сбросьте с себя этот груз, разметайте усилием воли все эти навязанные вам модели... пусть убираются прочь... Некоторое время не двигайтесь, наблюдая, что вы испытываете. После этого откройте глаза.
1. Теперь сядьте, снова закройте глаза, вспомните, кто вы, и сосредоточьтесь на себе. Подумайте, кем вы хотели бы быть в действительности, на самом деле. Пусть вам явится соответствующий образ себя, идеальная модель вашей личности. Посвятите этому какое-то время. Изучите этот образ, пытаясь узнать о нем как можно больше. Сравните себя с ним. Затем добавьте к нему те стороны, которых, по вашему мнению, ему недостает, и устраните все то, что представляется лишним или неуместным. Откройте глаза и зарисуйте этот образ или его символ. После этого запишите, какие у вас в связи с ним возникли мысли и чувства.
(Продолжайте чтение после того, как сделаете это)
Цель следующего, последнего этапа упражнения состоит в том, чтобы "заземлить" эту модель, привнести ее в свою повседневную жизнь. Характер перехода к этому этапу зависит от того, что вы испытывали на предшествующих этапах, в частности, в связи с идеальной моделью, представленной на седьмом рисунке. Разработав последнюю, вы можете остаться полностью удовлетворены ею или даже испытать нечто вроде озарения: "разумеется, таким я и хочу быть, – как это я раньше до этого не додумался?". В результате у вас возникнет ощущение внутренней уверенности в том, что данная модель верна, и что освоив ее вы сделаете шаг вперед в своем развитии. Это не значит, что модель совершенна во всех деталях, – в дальнейшем вы всегда можете изменить ее или усовершенствовать.
Если модель представляется вам верной, можно уверенно переходить к следующему этапу упражнения.
Примечание: Если вы устали, в этом месте можно сделать перерыв, продолжив упражнение немного позже или даже на следующий день. Но чересчур большой перерыв ослабит те возникшие у вас положительные чувства, которые могли бы быть использованы для "оживления" модели.
С другой стороны, рассмотрев полученную модель, вы можете почувствовать, что это еще не совсем "то", что, несмотря на верные в целом очертания, она еще нуждается в доработке. В этом случае вы можете уделять совершенствованию модели по 15-30 минут в течение последующих нескольких дней, пока не почувствуете, что это то, что нужно. При желании можете продолжить упражнение прямо сейчас, но, рассматривая его как своего рода экспериментальную работу, в ходе которой вы сможете совершенствовать полученную модель на основе обретаемого опыта.
Не исключено, однако, что вы не будете уверены в том, подходит ли вам полученная модель, является ли она шагом вперед или очередным сковывающим вас псевдоидеалом. Почувствовав это, вернитесь к первым шести отброшенным образам себя и посмотрите, не вернулся ли вам незаметно какой-то из них, не принял ли он облик вашей идеальной модели. Если так оно и есть, сосредоточьтесь на этой ранее отброшенной модели и задайтесь вопросом: на основании каких убеждений, мотивов, ценностей, целей, переживаний и т.д. я счел эту модель идеальной? Весьма полезно задавать такой вопрос даже в том случае, если вы удовлетворены своей моделью. Это позволяет выявлять причины тупиковых ситуаций и создает основу для разработки подлинно идеальной модели. Затем можете повторить седьмой этап упражнения.
1. Почувствовав, что ваша идеальная модель полностью вас устраивает, закройте глаза и визуализируйте себя в качестве этой модели; разглядывайте свое лицо, глаза и позу, выражающие свойства этой модели... посвятите этому столько времени, сколько потребуется. Затем СТАНЬТЕ этой моделью; почувствуйте, что, значит, быть ею. Визуализируйте себя действующим в ряде повседневных жизненных ситуаций так, как действовала бы ваша идеальная модель.
Теперь откройте глаза, осмыслите происходившее, и сделайте заметки на память. Затем подумайте, хотите ли вы внести в свою идеальную модель какие-либо новые изменения.
На восьмом этапе упражнения вы получаете модель практической деятельности, – модель, которую вы при необходимости сможете все более спонтанно осуществлять в своей жизни. Даже однократное выполнение этого этапа упражнения приносит большую пользу, но эффект его значительно усиливается при неоднократном выполнении, желательно ежедневном. Лучше всего делать это рано утром, проигрывая у себя в воображении ситуации, с которыми вы вероятнее всего столкнетесь в течение дня. Заканчивайте упражнение заявлением о своей решимости действовать весь день в соответствии с идеальной моделью, особенно в рассмотренных вами ситуациях.
Здесь нужно сделать предостережение. В некоторых случаях попытки вызвать положительное качество могут привести к обратному результату. Например, представляя себя спокойно и уверенно выступающим с публичной речью, вы можете испытать чувство тревоги и беспокойства. Представляя, что вы мягко обращаетесь к какому-то человеку, вы можете внезапно испытать вспышку гнева. Это указывает на присутствие какой-то неосознаваемой эмоции, которую нужно вызвать на поверхность сознания и высвободить прежде, чем приступать к освоению идеальной модели.
Тот факт, что попытки развивать свои положительные качества вызывают иногда обратную реакцию, ясно показывает, что ориентация на положительные качества человеческого существа ни в коем случае не связана с игнорированием, тем более подавлением отрицательных черт. Напротив, такой подход позволяет выявлять их и работать с ними, – но работать в рамках положительного подхода, то есть лишь в той мере, в какой эти отрицательные черты служат препятствием дальнейшему росту.
Настоятельно рекомендуется совмещать это упражнение с вечерним обзором освоения идеальной модели в течение дня.
Упражнение может применяться в группах, а также в практике индивидуальной психотерапии и консультирования.
Прежде чем применять это упражнение в работе с клиентами, психотерапевтам и консультантам нужно ощутить его воздействие на себе. Благодаря этому они лучше почувствуют, как оно должно выполняться, какой должна быть продолжительность различных этапов, а также глубже поймут динамику происходящих процессов.
После выполнения упражнения в группе последнюю следует разбивать на подгруппы из 3-4 человек, где каждый из участников по очереди показывает свои рисунки и рассказывает о своих переживаниях, а остальные члены подгруппы предоставляют ему затем обратную связь.


Психосинтетическая автобиография



ЦЕЛЬ АВТОБИОГРАФИИ
Цель предлагаемой работы состоит в том, чтобы осознать, каким образом ваше прошлое определило ваше настоящее и продолжает влиять на него; благодаря этому у вас появится возможность освободиться от тех форм обусловленного поведения, которые вас больше не устраивают. Под автобиографией в данном случае подразумевается описание внутренней жизни, а не просто фиксация внешних событий; речь идет также об изучении условий, событий и лиц, определивших вашу нынешнюю жизнь, и анализе ваших взаимоотношений с ними, вашей роли в этих взаимоотношениях. Разумеется, для возможных читателей автобиографии можно будет дать короткую справку о важнейших фактах вашей внешней жизни, включая дату и место рождения, национальность, социально-экономическое положение родителей, количество сестер и братьев, ваше место среди них, а также общее описание социальной и природной среды, в которой вы росли. Попробуйте выяснить влияние этих факторов на ваше развитие. Когда вы включаете в автобиографию записи о внешних событиях, всякий раз указывайте, какое они, по вашему мнению, имели на вас влияние.

СТИЛЬ ЗАПИСЕЙ
Автобиографию можно писать по-разному. Некоторые предпочитают хронологический подход, рассматривая поочередно каждый год своей жизни, тогда как другие углубляются в описание событий, которые особо привлекают их внимание. Возможны оба эти подхода. Иногда более результативным оказывается их сочетание: главные события описываются в хронологическом очерке, а затем последний углубляется более произвольным образом, выступая перечнем подлежащих рассмотрению событий. Записи желательно вести в наиболее доступной для вас форме, даже если для этого придется пренебречь правилами грамматики и совершенством стиля. Главное – сдвинуть дело с мертвой точки, начать писать любым возможным для вас способом. Возможно, запись "потока сознания" с последующим выделением главных тем и сюжетных линий окажется в этом плане более эффективной, нежели попытка втиснуть факты в какую-то заранее заданную схему.
Старайтесь описывать свою жизнь как можно более честно и беспристрастно, избегайте тенденции опускать те места, которые, на ваш взгляд, могут представить вас в невыгодном свете. Впоследствии вы увидите, как полезно отмечать для себя те стороны жизни, которых вы стесняетесь и которые хотели бы скрыть; поэтому в автобиографии имеет смысл специально отмечать "болезненные места". Попытка как можно более честно и объективно взглянуть на свою жизнь поможет вам глубже понять ее и занять по отношению к ней более конструктивную позицию.
Если ваша автобиография покажется вам растянутой и бессвязной, можно дополнить ее более сжатым и упорядоченным вариантом, который бы позволил вам яснее увидеть "узор" своей жизни. Первый, более пространный вариант поможет вам выявить и определить материал, необходимый для личного пользования, а сокращенный облегчит общение с другими людьми и поможет упорядочить свои мысли.

ВАШЕ ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ
Каким вы были на разных этапах своей жизни? Как вы изменились? Видели ли вас окружающие таким, каким вы видели себя сами? Какие маски являли вы миру? Как вы изменяли себе, чтобы добиться признания окружающих или чтобы защититься от них?
Сделайте рисунки, иллюстрирующие ответы на эти вопросы.
Как вы решили задачу определения своей половой принадлежности? Как вы почувствовали себя мужчиной или женщиной, и изменилась ли ваша позиция по этому вопросу? Что вам нравится, и что не нравится в вашем поле? Что бы вам нравилось или не нравилось, если бы вы были другого пола?
Опишите кризисы роста или поворотные пункты жизни, после прохождения которых ваше отношение к ней изменилось. Нередко такие события переживаются людьми как "испытание", "посвящение" или "проба на прочность".
Не обнаружили ли вы в своей жизни каких-то повторяющихся комбинаций событий? Случалось ли вам вступать в схожие конфликты в несходных ситуациях? Извлекли ли вы какие-то уроки из своего жизненного пути? Какие именно?

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Какое ваше самое раннее воспоминание? Не имеет значения, воображаемое оно или действительное.
Опишите сны, неоднократно посещавшие вас в детстве.
Опишите события, которые оставили в вас болезненный след: например, болезнь, катастрофу, смерть, развод родителей, насилие, половые излишества и т.д. Как они повлияли на вас?

ПУТЬ И СМЫСЛ ЖИЗНИ
Описывая свою жизнь, попробуйте определить, какой она выражает архетип жизненного пути. Придумайте миф или сказку о своей жизни. Запишите и проиллюстрируйте ее, изобразив основных персонажей в форме архетипов. Как бы вы их назвали (названий может быть несколько)? Принимаете ли вы свой жизненный опыт?
В чем вы усматриваете цель и смысл своей жизни?


Цветение розы



И на Востоке, и на Западе некоторые цветы с древнейших времен считались символом высшего Я человека. В Китае это был "Золотой цветок", в Индии и на Тибете – лотос, в Европе и Персии – роза. Примером тому может служить "Роман Розы" французских трубадуров, "Вечная Роза" Данте и роза в центре креста – символ ряда духовных традиций.
Как правило, высшее Я символизировалось полностью раскрытым цветком, и визуализация этого символа, несмотря на его статичность, может оказать на человека сильный пробуждающий эффект. Но гораздо эффективнее стимулировать сверхсознательные процессы посредством динамической визуализации символа, – то есть визуализации превращения закрытого бутона в полностью раскрывшийся цветок.
Этот динамический символ развития выражает глубинную реальность, которая лежит в основе не только человеческого развития, но и всех природных процессов. Имеется в виду фундаментальная сила жизни, неодолимое внутреннее давление которой служит причиной непрерывного роста и эволюции живого. Эта внутренняя сила жизни, в конечном счете, и выступает тем фактором, который высвобождает из пут наше сознание и приводит к раскрытию нашего высшего Я.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Сядьте поудобнее и успокойтесь. Закройте глаза, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Расслабьтесь.
2. Представьте куст розы с множеством цветов и нераспустившихся бутонов... Теперь обратите внимание на один из бутонов. Бутон еще покрыт зелеными чашелистниками, но на самой его верхушке можно увидеть крохотную точку розового цветка. Сосредоточьтесь на этом образе, поместив его в центр своего осознания.
3. Очень медленно чашелистники начинают разъединяться, разворачиваясь наружу и открывая все еще закрытые лепестки... Чашелистники продолжают раскрываться до тех пор, пока вашему взору не откроется весь бутон.
4. Затем лепестки также начинают разворачиваться, медленно разъединяясь... до тех пор, пока вы не увидите полностью раскрытую благоухающую розу... На этой стадии попытайтесь ощутить запах розы, ее ни с чем не сравнимый аромат.
5. Теперь представьте, что розы касается луч солнца, который дарит ей свет и тепло... Некоторое время созерцайте розу, освещенную солнцем.
6. Посмотрите в самый центр цветка. Вы видите, что там появляется обращенное к вам лицо мудрого существа, преисполненное любви и понимания.
7. Расскажите ему или ей о том, что для вас важно в настоящий момент. Задавайте любые волнующие вас вопросы: о жизненных проблемах, предстоящих решениях. Отведите на это общение столько времени, сколько понадобится. (Если хотите, здесь можно прервать упражнение и сделать записи, отметив возможные прозрения, чтобы впоследствии оценить их.)
8. Теперь отождествите себя с розой: представьте, что вы стали розой, или что цветок этот находится внутри вас... Сознавайте, что роза – и мудрое существо – все время пребывают в вас, что вы в любой момент можете соприкоснуться с ними и обрести их качества... Этот цветок, эта роза символизирует вас. Сила жизни, которая оживляет Вселенную, и которая создала эту розу, наделила вас способностью к пробуждению, раскрытию своего внутреннего существа и проявлению всего того, что из него исходит.
9. Теперь представьте, что вы становитесь всем розовым кустом... Сознавайте, что корни ваши прочно связаны с землей, питаются ее соками... Ваши листья и цветы растут вверх, питаясь теплом и энергией солнечного света.
10. Осознайте, что все другие розовые кусты, другие растения и деревья оживляет одна и та же сила жизни, что все они являются частями одной планеты, великого целого. Сознавайте это некоторое время... Затем можете открыть глаза.
Если вам захочется описать то, что произошло, уделите особое внимание диалогу с мудрым существом и тем прозрениям, которые, возможно, возникли у вас в ходе выполнения этого упражнения.


Высшее Я



Высшее Я в психосинтезе определяется как онтологическая Реальность, как Существо, которое выступает на своем уровне неизменным Центром Жизни, источником излучаемых ею энергий. Личное я, самосознающее "я" человека представляет собой проекцию или проявления высшего Я на уровне человеческой жизни.
Для пояснения этого можно прибегнуть к аналогии, которая, правда, как и всякая аналогия, страдает приблизительностью и односторонностью. Связь между высшим Я и личным я подобна связи между Солнцем и планетой, – скажем, Землей. Солнце – источник целого спектра излучений, которые воздействуют на планету и всех населяющих ее существ, создавая условия для их развития, эволюции, роста. Подобным же образом Я выделяет из себя ("отбрасывает", проецирует) маленькую частицу, искру, крошечный центр самосознания – "я". Присущие этому я самоосознание, разумность и способность к действию растут, с одной стороны, благодаря "питательным сокам" окружающей среды, "почвы" его существования, а с другой, – благодаря животворному воздействию нисходящих энергий, излучаемых Я. Можно сказать, что Я посредством я сознает, что происходит на личном уровне (физическом - эмоциональном – мысленном).
Личное я, в свою очередь, сознает Я посредством
1. сознательного раскрытия себя нисходящим от Я излучениям;
2. восхождения к Я, соприкосновения и частичного слияния с ним;
3. проживания подлинно человеческого опыта во всей его полноте и привнесения в свою жизнь энергий высшего Я.
Человеку вполне доступно постижение высшего Я, и многие из тех, кто имел такой опыт, свидетельствуют, что Я может восприниматься как живая реальность, более того, – как живое Существо. Я обладает функциями, но Я – не функция. Я – существо человека, источник его жизни и бытия.
Поначалу ясность и полнота постижения себя как Я создает столь сильное и самодовлеющее чувство самотождественности "я – это Я", что высшее Я воспринимается как нечто неизменное и неподвижное. Реальность этого переживания столь велика, что все другие заведомо изменчивые, преходящие переживания и реалии кажутся по сравнению с ним если не иллюзорными, то, во всяком случае, менее настоящими, менее ценными и значимыми. Впоследствии, по мере того как высшее Я все теснее соприкасается с нашей повседневной жизнью, входит в нее и преображает ее своими энергиями, мы обнаруживаем, что оно пронизывает и организует все стороны нашей личности, участвуя во всех протекающих здесь процессах.
Некоторые качества, проявляемые Я: самостоятельность и независимость, созидательность, мудрость, всеобъемлющая любовь, чувство истины и ощущение большой скрытой силы, готовой явить себя в случае необходимости.
Некоторые результаты постижения Я: ощущение внутреннего руководительства, стойкость, целеустремленность, скромность, ответственность, сострадание и радость.


Заключение



По словам Ассаджоли, "основная цель психосинтеза состоит в том, чтобы высвободить, точнее, помочь высвобождению энергий высшего Я. Для этого нужно, прежде всего, способствовать интеграции, объединению индивида вокруг личного я, а затем осуществлению синтеза личного и высшего Я. Следовательно, все рассматриваемые методики должны служить этой основной цели; они не являются неизменным набором средств, но могут применяться в произвольном порядке, а также видоизменяться психотерапевтами и воспитателями при условии, что последние помнят об основной цели терапии".
Тем самым он предостерегает нас от отождествления с нашей практикой, с конкретным набором средств. Он напоминает нам о том, что есть нечто более важное, чем практика, что цель предпринимаемых нами усилий состоит в соприкосновении с нашей истинной природой, с высшим Я человека, – и в высвобождении энергий этого Я. Живая практика – это любая практика, способствующая данному процессу в настоящий момент или вообще; если же практика данному процессу не способствует, то сколь бы совершенно и самозабвенно мы ее ни выполняли, пользы от нее нет.
Представленные здесь упражнения доказали свою эффективность, однако, выполняя их, нужно помнить, зачем это делается, – это делается затем, чтобы высвободить и привнести в наш мир энергии высшего Я человека. Необходимость в такого рода энергиях очевидна; как скоро и до какой степени мы сможем высвободить их для тех, кто в них нуждается, зависит только от нас самих.

_________________
Обратная связь osa-007@bk.ru
Скайп: psylab-litvinova

Клиент, помни! Правильно заданный вопрос и есть ответ!


Пожаловаться на это сообщение
Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 4 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы можете начинать темы
Вы можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Rambler's Top100

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Скайп: psylab-litvinova Срочная помощь психолога
домены:
Psychology OnLine.Net - материалы по психологии