Психологическая лаборатория Литвиновой
http://psylab.flybb.ru/

Нейропсихологический анализ нарушений мышления
http://psylab.flybb.ru/topic45.html
Страница 1 из 1

Автор:  Литвинова Оксана [ 03-04-2012, 18:42 ]
Заголовок сообщения:  Нейропсихологический анализ нарушений мышления

Нейропсихологический анализ нарушений мышления.
Мышление – процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщениями и опосредованным отражением действительности.
Стадии мышления:
1) предварительная ориентировка в условиях задачи
2) формирование программы и выбор средств решения задачи
3) непосредственное осуществление различных операций, направленных на решение
4) контроль за промежуточными и конечными результатами
5) сличение конечного результата с условиями задачи и ожидаемым результатом Виды мышления:
– наглядно-действенное (конструктивное)
– вербально-логическое (дискурсивное)
– решение арифметических задач
– понимание смысла рассказов
– понимание пословиц
Нарушения мышления.
Теменно-затылочная область: 2 блок (пространственный синтез элементов в группы)
апрактоагнозия – нарушение пространственной ориентировки; нарушение понимания условий задачи; нарушение операциональной стороны мышления (операции, требующие пространственной ориентировки); трудно выделять наглядные признаки и их пространственные отношения (см. пробы); сохраняется установка на решение! Больной может составить план решения;
акалькулии (нарушения счетных операций): зеркальность восприятия цифр и нарушение их разрядного строения.
Примеры:
256 = 2,5 и 6
100-7=94, 94-7=93
100-7=93, 93-7=94
17+25=15 (сложены все цифры)
Пробы: задачи на конструктивный интеллект (складывание куба Линка, кубики Кооса: элементы, на которые распадается модель, не соответствуют элементам, из которых должна быть составлена конструкция)
Височная область ЛП – 2 блок: (последовательные дискурсивные вербальные операции) акустико-мнестические и сенсорные афазии (см. слухоречевые агнозии):
– сужение объема воспринимаемой на слух информации (ни одна предъявляемая строчка не хочет запоминаться); сохраняется наглядно-действенное и логическое мышление, но нарушена способность выполнять последовательные дискурсивные вербальные операции, для осуществления которых нужна опора на речевые связи или их следы (помогает опора на зрительные стимулы); при устном счете – трудности в выполнении счетных операций.
Премоторная область: 3 блок (временная организация всех психических процессов)
персеверации – застревание на первом же действии (стереотипные ответы, круг крестом); нарушение динамики мыслительного процесса (динамические афазии); трудно отказаться от неправильного алгоритма; нарушение автоматизированных интеллектуальных операциях в арифметических, вербальных, наглядно-образных заданиях; но (по Микадзе) сохранена способность к выполнению автоматизированных действий при выполнении неавтоматизированных; затруднено понимание сложных семантически текстов, в т.ч. арифметических задач; при счете – застревание на отдельных элементах программы.
Лобная префронтальная область ЛП – 3 блок: (распад структуры интеллектуальной деятельности) Симптомы: - инактивность – недостаточная интенция к организации и выполнению деятельности на всех этапах - игнорирование или резкое сокращение ориентировочного этапа деятельности (не выделяются существенные признаки задачи, решение на основе фрагментов):
- импульсивные, случайные действия вместо продуманных
- нарушение избирательности (контаминации – смешение двух текстов, конфабуляции – при пересказе двухсоставных историй проблемы с второй половиной, голубка и муравей)
- нарушение понимания сложных текстов (смущает необходимость выбора из двух альтернатив в текстах с множественным значением), контекста
- нарушение понимания переносного смысла (Биструп: при поражении ЛП чувство юмора сохраняется, при поражении ПП – нет)
- нарушение процесса классификации
- акалькуляции по фрагментарному типу (100-7=93-7=83)
- диспозитивный синдром Пробы: кубики Кооса.

Страница 1 из 1 Часовой пояс: UTC + 4 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
http://www.phpbb.com/