Психологическая лаборатория Литвиновой http://psylab.flybb.ru/ |
|
Нейропсихологический анализ нарушений мышления http://psylab.flybb.ru/topic45.html |
Страница 1 из 1 |
Автор: | Литвинова Оксана [ 03-04-2012, 18:42 ] |
Заголовок сообщения: | Нейропсихологический анализ нарушений мышления |
Нейропсихологический анализ нарушений мышления. Мышление – процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщениями и опосредованным отражением действительности. Стадии мышления: 1) предварительная ориентировка в условиях задачи 2) формирование программы и выбор средств решения задачи 3) непосредственное осуществление различных операций, направленных на решение 4) контроль за промежуточными и конечными результатами 5) сличение конечного результата с условиями задачи и ожидаемым результатом Виды мышления: – наглядно-действенное (конструктивное) – вербально-логическое (дискурсивное) – решение арифметических задач – понимание смысла рассказов – понимание пословиц Нарушения мышления. Теменно-затылочная область: 2 блок (пространственный синтез элементов в группы) апрактоагнозия – нарушение пространственной ориентировки; нарушение понимания условий задачи; нарушение операциональной стороны мышления (операции, требующие пространственной ориентировки); трудно выделять наглядные признаки и их пространственные отношения (см. пробы); сохраняется установка на решение! Больной может составить план решения; акалькулии (нарушения счетных операций): зеркальность восприятия цифр и нарушение их разрядного строения. Примеры: 256 = 2,5 и 6 100-7=94, 94-7=93 100-7=93, 93-7=94 17+25=15 (сложены все цифры) Пробы: задачи на конструктивный интеллект (складывание куба Линка, кубики Кооса: элементы, на которые распадается модель, не соответствуют элементам, из которых должна быть составлена конструкция) Височная область ЛП – 2 блок: (последовательные дискурсивные вербальные операции) акустико-мнестические и сенсорные афазии (см. слухоречевые агнозии): – сужение объема воспринимаемой на слух информации (ни одна предъявляемая строчка не хочет запоминаться); сохраняется наглядно-действенное и логическое мышление, но нарушена способность выполнять последовательные дискурсивные вербальные операции, для осуществления которых нужна опора на речевые связи или их следы (помогает опора на зрительные стимулы); при устном счете – трудности в выполнении счетных операций. Премоторная область: 3 блок (временная организация всех психических процессов) персеверации – застревание на первом же действии (стереотипные ответы, круг крестом); нарушение динамики мыслительного процесса (динамические афазии); трудно отказаться от неправильного алгоритма; нарушение автоматизированных интеллектуальных операциях в арифметических, вербальных, наглядно-образных заданиях; но (по Микадзе) сохранена способность к выполнению автоматизированных действий при выполнении неавтоматизированных; затруднено понимание сложных семантически текстов, в т.ч. арифметических задач; при счете – застревание на отдельных элементах программы. Лобная префронтальная область ЛП – 3 блок: (распад структуры интеллектуальной деятельности) Симптомы: - инактивность – недостаточная интенция к организации и выполнению деятельности на всех этапах - игнорирование или резкое сокращение ориентировочного этапа деятельности (не выделяются существенные признаки задачи, решение на основе фрагментов): - импульсивные, случайные действия вместо продуманных - нарушение избирательности (контаминации – смешение двух текстов, конфабуляции – при пересказе двухсоставных историй проблемы с второй половиной, голубка и муравей) - нарушение понимания сложных текстов (смущает необходимость выбора из двух альтернатив в текстах с множественным значением), контекста - нарушение понимания переносного смысла (Биструп: при поражении ЛП чувство юмора сохраняется, при поражении ПП – нет) - нарушение процесса классификации - акалькуляции по фрагментарному типу (100-7=93-7=83) - диспозитивный синдром Пробы: кубики Кооса. |
Страница 1 из 1 | Часовой пояс: UTC + 4 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group http://www.phpbb.com/ |