Психологическая лаборатория Литвиновой
http://psylab.flybb.ru/

Нейропсихологическое заключение (детское) - пример
http://psylab.flybb.ru/topic469.html
Страница 1 из 1

Автор:  Литвинова Оксана [ 30-10-2012, 01:37 ]
Заголовок сообщения:  Нейропсихологическое заключение (детское) - пример

Заключение по результатам нейропсихологического исследования

Ч., 1997 г.р.

Испытуемый контактен, однако продуктивность диалога неустойчивая. В обследовании выявляется четкая диссоциация между эффективностью игровой и интеллектуальной деятельностью. При работе с наглядным материалом (картинки, кубики, рисунки) испытуемый достаточно активен, проявляет заинтересованность процессом, становится более свободным в контакте. В условиях интеллектуальной нагрузки быстро утрачивает мотивацию, отчетливо нарастает пресыщаемость на фоне общей замедленности, монотонности и вялости (начинает капризничать, выявляются демонстративные тенденции в поведении – ложится на стол, громко зевает, вздыхает). Эмоционально невыразителен за исключением неадекватных реакций на фоне пресыщаемости.

Произвольная регуляция деятельности у испытуемого недостаточная, что обнаруживается во всех основных ее компонентах – речевой саморегуляции, программирования и контроля (программы эксперимента удерживает частично, явная тенденция к упрощению всех видов программ, поэтапное выполнение сложных действий с инертным персеверативным стилем деятельности). Наибольшие трудности отмечаются в самостоятельной деятельности, привлечение внешних опор (зрительных), контроля со стороны экспериментатора, копирование образца действия в совместной деятельности улучшают продуктивность. Нейродинамические параметры активности также изменены в сторону выраженного замедления темпа психомоторных реакций, тугоподвижности при переключении на другое действие и неустойчивости заучиваемых стереотипов.

Количественная оценка интеллектуального развития не представляется достаточно адекватной, поскольку общий уровень развития в пределах средневозрастной нормы обеспечивается компенсацией за счет сохранности и некоторого усиления оптико-пространственных функций, а также интактной ориентировки в бытовых ситуациях (ОИП=95, ВИП=97, НИП=95). При этом в динамике от 10.02.2006 отмечается снижение продуктивности речеопосредованных функций, недостаточность произвольного внимания и нарастание инертности.

При качественном анализе психических процессов первично достаточными являются тактильный и зрительно-предметный гнозис, кинестетический праксис (с улучшенными результатами при выполнении проб по зрительному образцу) и кратковременная память. В оптико-пространственной деятельности обследуемый демонстрирует развитую в соответствии с возрастом стратегию копирования и достаточную технику рисунка с некоторой избыточностью элементов. На фоне хорошего оперирования  наглядно-образными представлениями и при удовлетворительном протекании операций анализа и синтеза на уровне простых обобщений отмечается низкая семантическая организация образного ряда в сочетании с крайне сниженной продуктивностью образов в свободных ассоциациях (ориентируется преимущественно на стимулы, попадающие в поле зрения, группы разрабатываются по инертному принципу с застреванием на определенном ситуативном признаке: стол, книга, стул, стол, карандаш).

Подобные явления обусловливаются недостаточностью обобщающей функции речи и трудностями в самостоятельном развертывании действий, что ярко проявляется и в речевой продукции, где на фоне сохранных базовых  речевых функций (фонематический анализ, артикуляция, номинация и отраженная речь) отмечается выраженная бедность спонтанной речи, снижена речевая инициатива. Речь носит преимущественно реактивный характер, примитивна по синтаксису и разнообразию изобразительных средств, отмечается склонность к шаблонной стереотипной структуре предложения. В диалоге возможна частичная компенсация дефекта за счет наводящих вопросов. При этом изменены и просодические компоненты речи: нерезкие напряжения и придыхания, монотонность и неинтонированность высказываний, трудности выделения эмоциональных категорий, отсутствие смысловых ударений, что вторично затрудняет чтение и понимание почитанного (наряду с этим пересказ по вопросам достаточен).

В двигательной сфере – сочетание слабо дифференцированной тонкой моторики, феноменов отзеркаливания, тенденции к амбидекстрии (использование несознательно в одинаковой степени обеих рук) с дефектами динамического праксиса (трудности оттормаживания предыдущих заданий со множественными персеверациями, разбиение двигательной программы на отдельные элементы и поэтапное выполнение их, трудности автоматизации двигательных навыков, уподобление движений в пробе на реципрокную координацию с редкими синкинезиями на фоне пресыщаемости – начинает высовывать язык, покачивает головой в такт движениям).

Таким образом, выявленные особенности психической деятельности обследуемого позволяют говорить о смешанном варианте нарушения развития, – нейропсихологическом синдроме вторичной функциональной несформированности лобных отделов мозга на фоне нерезко выраженной стволовой дисфункции (признаки последней достаточно элиминированы и проявляются на фоне повышенной нагрузки и пресыщаемости), - обусловливающих выраженные трудности обучения в общеобразовательной школе.

Страница 1 из 1 Часовой пояс: UTC + 4 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
http://www.phpbb.com/