ЗАПИСЬ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ ПО ТЕЛ 8-916-132-11-43 Оксана Николаевна У ВАС ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ, ОБРАЩАЙТЕСЬ! ОКАЗАНИЕ СРОЧНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ОН-ЛАЙН, СТУЧИТЕСЬ В СКАЙП: PSYLAB-LITVINOVA/ Понравился сайт, нажмите кнопочку!

Психологическая лаборатория Литвиновой

Помощь психолога в Москве тел. 8(916)132-11-43, КОНСУЛЬТАЦИИ ПО СКАЙПУ: psylab-litvinova
Текущее время: 27-04-2024, 08:22

Часовой пояс: UTC + 4 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Работа с фобиями.
СообщениеДобавлено: 02-11-2012, 02:31 
Не в сети
Клинический психолог, психолог-консультант, site admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02-04-2012, 01:38
Сообщения: 6504
Откуда: Москва
Работа с фобиями
Методика, которая будет описана ниже, предназначена для работы с фобиями.

Что такое фобия? Это – сильный страх, который возникает в какой-то определенной ситуации. Например, у детей часто бывает страх темноты. У взрослых людей такой же сильный страх могут вызывать замкнутые помещения, например, лифт. Есть самые различные проявления фобии: страх высоты, воды, каких-то конкретных животных, насекомых или пресмыкающихся (например, собак, пчел, змей).

Множество людей страдают различными видами фобий. Традиционная психиатрия не может помочь человеку в преодолении этой реакции. Однако это отнюдь не означает, что теперь вы должны мучиться всю жизнь. Современная психология предоставляет нам удивительные возможности для изменения собственной личности. Настолько удивительные по сравнению с возможностями традиционной психиатрии, что это даже дало повод Ричарду Бэндлеру – разработчику методики по преодолению фобии – пошутить на этот счет. «Я не могу, – сказал он, – вылечить фобию за 2 часа. Как меня не упрашивайте, но я просто не смогу этого сделать. Однако за 10, максимум 15 минут я смогу справиться практически с любой фобической реакцией».

Методика, которую мы опишем ниже, может быть применима не только к фобическим реакциям. Она  может быть использована для работы с любыми реакциями страха на какие-то прошлые, негативные воспоминания. Например, реакции на пережитые несчастные случаи, жестокость, серьезную болезнь, военные переживания.

Итак, приготовьтесь сами себе помочь. Или расскажите об этой методике другому человеку.

Преодоление фобии

Вообразите, что вы находитесь в кинотеатре. И просто представьте самого себя на экране, как вы что-то делаете. Небольшой какой-то эпизод. Но только изображение должно быть маленьким и черно-белым.

Теперь как бы выплывите из самого себя и переместитесь в будку киномеханика. Из-за стекла в этой будке увидьте себя, сидящего в зале, а также свое изображение на экране.

Теперь, оставаясь в будке, просмотрите эпизод с собой в той самой ситуации, которая вызывает у вас сильный страх. Фильм по-прежнему должен быть черно-белым и небольшого формата. Вам нужно по-прежнему видеть себя, сидящего в зале, а также сознавать, что вы смотрите на этот эпизод из-за стекла будки киномеханика.

После того как весь эпизод пройдет, остановите фильм, чтобы на экране осталось неподвижное изображение. Войдите внутрь него, то есть как бы очутитесь в том моменте времени, когда вся ситуация уже завершилась. Сделайте все вокруг себя цветным и прокрутите фильм в обратном порядке, но очень быстро (на это должно уйти не более 5-7 секунд). Это похоже на просмотр фильма задом наперед с вами в роли одного из героев – как будто время пошло вспять. Сделайте это несколько раз.

Теперь проверьте. Подумайте о событии, которое у вас вызывало страх. Есть страх сейчас или вы можете более спокойно думать об этом событии? Если что-то еще осталось, то просто проделайте данную методику еще раз.

Если обнаружите, что на каком-то шаге вы спотыкаетесь и не можете его проделать, то подключите свое воображение и подумайте о том, как его лучше выполнить. Эта методика очень эффективна. Иногда, правда, требуется руководство профессионального психолога, чтобы он помог вам пройти все описанные шаги. Но в очень многих случаях вы можете сделать самостоятельно.

_________________
Обратная связь osa-007@bk.ru
Скайп: psylab-litvinova

Клиент, помни! Правильно заданный вопрос и есть ответ!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Работа с фобиями
СообщениеДобавлено: 02-11-2012, 02:38 
Не в сети
Клинический психолог, психолог-консультант, site admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02-04-2012, 01:38
Сообщения: 6504
Откуда: Москва
Работа с фобиями в НЛП.
Если травматическая ситуация перешла некий внутренний порог и превратилась в фобию (например, когда после автомобильной аварии вас трясет при одной мысли о том, чтобы снова сесть за руль), целесообразно обратиться к более сложным и «показанным» именно для таких случаев техникам.

Например — техника визуально-кинестетической диссоциации. Она очень эффективна в тех случаях, когда вам надо преодолеть фобию или уничтожить последствия психотравмы.

1. Установите мощные якоря комфорта и «здесь и теперь».

2. Представьте себя как бы вышедшим из самого себя и увидьте, как на слайде, опять-таки себя, но в самый первый момент вашего травматического происшествия. В результате окажется, что вы сидите и одновременно представляете себя более молодым прямо перед собой.

3. После того как вы все это ясно представите, как бы оставьте свое тело таким образом, чтобы вы могли представить себя сидящим на прежнем месте и наблюдающим за собой более молодым. В результате вы как бы существуете в трех лицах. Вся перспектива просматривается из третьего положения, тело ваше находится во втором положении, а себя, более молодого и испытывающего травму, вы видите в первом положении. Как только вы установите эту так называемая трехпозиционную диссоциацию, заякорите ее.

4. Теперь — как это ни больно — снова проиграйте свой VAK психотравмы (того, что так не хочется вспоминать), но при этом оставаясь кинестетически диссо-циированным от данного травматического происшествия и только лишь наблюдающим за собой молодым, переживающим травму. Для того чтобы оставаться таковым, используйте якоря (комфорта и «здесь и теперь»), а также языковые выражения, которые помогут разграничивать три случая: «я здесь на «перспективном» месте»;

«я в настоящее время» и «я в молодости, переживающий то, что случилось тогда». Это очень важно, дабы отделить Ваше травмированное «Я» в молодом возрасте от Вас, наблюдавшего за собой сегодня с «места перспективы».

5. «Просмотрев» и «прослушав» ситуацию психотравмы, перейдите из третьего положения обратно во второе — так, чтобы вы, который смотрел с перспективы, интегрировался с фактическим положением вашего тела.

6. А теперь мысленно подойдите к себе молодому — человеку, который пережил травму. Убедите его в том, что вы пришли из будущего. Окажите себе молодому любую необходимую поддержку, проявляя максимальное участие.

7. После того как вы в вашем нынешнем состоянии видите, что, будучи визуально представленным молодым, вы получили достаточную поддержку и достигли утешения и понимания, интергрируйтесь, перенеся свою более молодую часть в свое собственное тело. И освободите якорь диссоциированной визуальной перспективы.

Предупреждаю, что в случае сильной и свежей травмы эту процедуру (или некоторые ее части) вам придется проделать 2-3 раза — до тех пор, пока вы не сможете оставаться достаточно диссоциированным с тем, чтобы можно было бы довести до конца дело освобождения от прошлого.

Техники быстрого разрушения проблемных состоянии и навязчивости.

Растрескивание. Это то, что происходит с закаленным стеклом (например, с лобовым стеклом машины), когда оно разбивается. Так что представьте, что тревожащий вас зрительный образ как бы нарисован на лобовом стекле, «врежьте» по нему (стукните как следует молотком или кирпичем) и с раз, дабы удовольствием посмотрите, как оно разбивается и распадается. Если надо, повторите это несколько «растрескать» неприятное воспоминание полностью и навсегда.

Посмотрите свои картинки «шиворот-навыворот».

Обычно фильм или картинка как бы выворачивались, и все, находящееся в центре, внезапно перемещалось (автоматически, а не осознанно!) наружу, а все, что было по краям, «сплющивалось» в центре. Бывало и так, что внезапно, само собой, «картинки» переворачивались кверху ногами, а фильм начинал идти «задом-наперед». Однако чтобы не происходило, терапевтический эффект был налицо: навязчивость уменьшалась или просто исчезала.

Поместите «картинку» на воображаемый экран и представьте, что проекционная лампа прожигает дырку в этом и всех прочих кадрах. Если хотите, то можете просто сжечь экран вместе с образом.

Для разрушения картины можно также просто

• поворачивать ее как в калейдоскопе;

• смывать как акварель или рисунок на тротуаре под дождем;

• увидеть образ в зеркале, которое разбивается, или в водоеме, поверхность которого приходит в волнение.

Словом, делайте все, что вам придет в голову, дабы образ исчез или видоизменился.

В том случае, когда проблемное переживание или ситуация закодированы мозгом не в виде статичной картины или серии картин, а вспоминается исключительно в виде «фильма ужасов», то лучше применить технику отделения себя от контекста.

1. Подумайте о неприятном воспоминании и прокрутите его как короткий фильм. Оцените, как вы реагируете на это воспоминание.

2. Увидьте на картине себя, т.е. перейдите в диссоциированное состояние. И четко разделите себя и контекст. Используйте для этого любые субмодальные различия, которыми вы можете легко воспользоваться — размер, цвет, дистанция, прозрачность и т.п. Например, если картина черно-белая, увидьте себя в цвете. Если картина далеко, увидьте себя близко.

3. Прокрутите фильм вперед с диссоциированным собой, движущимся на удвоенной скорости и контекстом, движущимся на половинной скорости (не наоборот!). Вы увидите, что «приходите» к концу фильма раньше, чем появляется контекст, так что вам придется ждать, пока этот самый контекст не «приплетется» за вами.

4. Прокрутите фильм обратно с самим собой, движущимся на половинной скорости, и контекстом на удвоенной скорости (не наоборот!). На этот раз контекст придет к концу фильма раньше, чем вы.

5. Теперь прокрутите фильм обычным способом, чтобы проверить, есть ли изменения в ваших ощущениях.

6. Если изменений нет, проделайте это еще раз — также в диссоциированном состоянии и сделав себя больше, чем контекст.

 

_________________
Обратная связь osa-007@bk.ru
Скайп: psylab-litvinova

Клиент, помни! Правильно заданный вопрос и есть ответ!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Работа с фобиями.
СообщениеДобавлено: 02-11-2012, 02:46 
Не в сети
Клинический психолог, психолог-консультант, site admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02-04-2012, 01:38
Сообщения: 6504
Откуда: Москва
Психотерапия невротических фобий и страхов. Гештальт-подход.

Данная статья представляет собой попытку несколько «алгоритмизировать» основные направления работы с невротическими фобиями и страхами у взрослых с точки зрения гештальт-подхода.

Фобии и страхи составляют значительную часть жалоб пациентов с неврозами. При феноменологическом анализе структуры переживания при страхах и фобиях можно выделить три основные фигуры: «тот, кто боится», «то, чего боятся» и «тот, кто относится к тому, кто боится».

Последняя фигура является наиболее важной, для терапии. В психоанализе ее обычно называют «наблюдающим эго». Именно от ее лица ведется рассказ о фобии или страхе. Как следует из названия, важным моментом является отношение «того, кто относится, к тому, кто боится» к «тому, кто боится». По видимому, в т.ч. нарастание антагонизма между этими двумя фигурами ведет к трансформации естественного страха в «страх» и фобию. Т.е. отчуждения и перехода переживания «я боюсь (высоты, пауков, темноты, полета на самолетах)» в «у меня есть страх …» и наконец «у меня возникает непонятный страх, по мимо моей воли …». Это противостояние также затрудняет 1) коммуникацию между клиентом и терапевтом, т.к. осуждение, которое испытывает клиент по отношению к своему страху проецируется на терапевта, и 2) исследование самого страха, т.к. клиент стыдится его и стремится скорее избавиться, чем понять.

За этим обычно стоит представление о страхе, как о чем-то ненормальном, «отрицательном», от чего надо «избавляться» или «преодолевать». А также негативное, представление, связанное с идентичностью о трусах и трусости. В целом, можно отметить, что ретрофлексия страха в нашей жизни занимает не меньшее, если не большее место, чем ретрофлексия агрессии.

И так, первым шагом является прояснение отношений клиента к своему страху, возможности его испытывать, проекциям этого отношения на терапевта, а так же интроектам, влияющим на это отношение. В результате клиент переходит от высказываний типа «у меня есть этот дурацкий страх, от которого я никак не могу избавиться» к «я боюсь, но не понимаю чего я боюсь и почему и хотел бы это выяснить» и можно начать прояснять следующую фигуру.

Этой фигурой является то, чего боятся. Здесь следует отметить два основных механизма: слияние и проекция. Слияние приводит к тому, что фигура того, чего боятся является неопределенной, недифференцированной и может состоять из нескольких страхов. Разберем это на примере наиболее распространенного страха - «социофобии». Клиенты обычно говорят о том, что они боятся выступать на людях или даже вообще боятся общаться с людьми, особенно незнакомыми. При этом они «понимают, что в этом нет ничего страшного, но не могут с собой ничего поделать». Принятие клиентом того, что в этом страхе может быть рациональное зерно, позволяет выяснить, что страх связан, с представлением об окружающих, как о критичных и осуждающих. А его страх выступления или общения на самом деле является страхом, осуждения и/или отвержения. Дальнейшее прояснение может привести к тому, что окажется, что у клиента фигура осуждающего объединена с поддерживающей и одобряющей фигурой. Т.е. клиент на самом деле испытывает два страха: «быть осужденным/отвергнутым» и «не получить поддержки и одобрения», соответствующие двум потребностям «избежать отвержения» и «получить поддержку». Чем больше страхов удастся выявить, тем лучше, т.к. это позволяет разделить стоящие за ними потребности. Субъективно это обычно сопровождается уменьшением интенсивности чувства страха у клиента.

Проекция также лежит в основе степени ощущения опасности, пугающей фигуры. Здесь возможны два варианта: проекция качеств и действий. Т.е. проецируются неприемлемые, или пугающие качества самого клиента или опасному объекту приписываются те действия, которые клиент хотел бы сам совершить или неосознанно совершает. Типичным примером первого варианта могу быть страхи различных животных. Например, страх собак, или пауков. В этом случае, когда мы расспрашиваем о том, какими качествами обладает пугающее существо, «какое оно» мы получаем четкое описание (собака - злая, агрессивная, может укусить, наброситься, непредсказуемая и т.д.), которое при «примеривании» на себя, вызывает у клиента оживление, либо в виде радости, либо страха, смущения, стыда (например, если проецирование связано с запрещающим интроектом). Надо иметь в виду, что такие проекции могут быть достаточно хорошо замаскированными, и приходится тратить много усилий, чтобы их выделить. Так страх заболеть, может быть связан со страхом быть больным, слабым, нуждающимся в ком-то.

При втором варианте клиент в меньшей степени акцентируется на качествах фигуры «того, чего/кого боятся» и в большей - на ее действиях. Например, при страхе высоты, клиент может бояться того, что ему захочется спрыгнуть вниз. Предлагая клиенту представить такого себя, которому может захотеться спрыгнуть вниз, и уточняя, зачем ему это может понадобиться, можно получить в ответ, что этому человеку просто хочется взлететь, почувствовать себя абсолютно свободным, способным на все, ни чем не ограниченным и это как раз то, чего клиент не позволяет себе в жизни.

Следующий важный аспект исследования – это взаимоотношения с пугающей фигурой. Часто можно столкнуться с тем, что даже после присвоения проекции клиент все равно испытывает страх, т.к опасность остается и у клиента нет средств, чтобы с ней справиться или эти средства блокированы. Например, прояснение страха агрессивных людей (пьяных, хулиганов и т.п.), часто приводит к тому, что клиент либо не знает, как можно защититься от нападения, либо боится это делать, т.к. неуверенно себя чувствует с собственной, обретенной агрессией и боится повредить другому сильнее, чем хотелось бы, или даже убить. Здесь дальнейшая работа может быть связана с поиском различных вариантов защиты от опасностей и их освоением.

И, наконец, последний этап наступает тогда, когда выясняется, что опасность перестает быть проекцией клиента, а средства предохранения от нее не дают абсолютного результата. Это касается страха смерти, утраты и других неизбежных составляющих нашей жизни, способности защищаться от которых ограничены. Здесь работа может сводиться к принятию собственного бессилия и ограничений, и/или наличия выбора рисковать и подвергаться опасности или нет. Этим может завершаться, например, работа над страхом полета на самолетах, когда клиент осознает, что его страх погибнуть может иметь реальные основания и он действительно рискует, садясь в самолет, как, впрочем, и не садясь в него, или страхом близких отношений, когда человек понимает, что любые отношения, помимо радости и удовольствия влекут за собой и возможность потери и можно только выбирать «иметь или не иметь».

_________________
Обратная связь osa-007@bk.ru
Скайп: psylab-litvinova

Клиент, помни! Правильно заданный вопрос и есть ответ!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 

Часовой пояс: UTC + 4 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Rambler's Top100

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Скайп: psylab-litvinova Срочная помощь психолога
домены:
Psychology OnLine.Net - материалы по психологии