ЗАПИСЬ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ ПО ТЕЛ 8-916-132-11-43 Оксана Николаевна У ВАС ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ, ОБРАЩАЙТЕСЬ! ОКАЗАНИЕ СРОЧНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ОН-ЛАЙН, СТУЧИТЕСЬ В СКАЙП: PSYLAB-LITVINOVA/ Понравился сайт, нажмите кнопочку!

Психологическая лаборатория Литвиновой

Помощь психолога в Москве тел. 8(916)132-11-43, КОНСУЛЬТАЦИИ ПО СКАЙПУ: psylab-litvinova
Текущее время: 25-04-2024, 05:13

Часовой пояс: UTC + 4 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 03-12-2012, 01:40 
Не в сети
Клинический психолог, психолог-консультант, site admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02-04-2012, 01:38
Сообщения: 6504
Откуда: Москва
Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста

Авторы:
Венгер А.Л. , Цукерман
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ

Первый этап работы психолога-консультанта — это беседа с обратившимся за помощью взрослым. Сначала просто выслушивается и фиксируется «первичная жалоба». Уточняющие и наводящие вопросы возможны, но лучше задать их позднее, уже в ходе обследования ребёнка. Дело в том, что в расспросах специалиста всегда неявно содержатся догадки, гипотезы, которые могут повлиять на сознание «клиента», лишив тем самым психолога возможности понять, как проблема, из-за которой взрослый обратился за помощью, выглядит для него самого.

В нашей психологически безграмотной среде родители или учителя обращаются к консультанту чаще всего в тех случаях, когда у них уже возникли устойчивые ситуации неуспеха в достижении тех или иных педагогических целей. Подобные ситуации всегда аффективны; и в первичной жалобе, с которой взрослый обращается к психологу, много смысловых слоев, требующих, с одной стороны, полного доверия, а с другой — небуквального понимания, особой интерпретации, переосмысления. Первичная жалоба должна быть выслушана и записана предельно подробно, так как «уловки сознания» взрослого, испытывающего трудности с ребёнком, высоко диагностичны и могут указать на подлинные истоки проблем ребёнка, обнаруживаемых в ходе обследования.

Обычно на вопрос психолога «Что Вас беспокоит?» родители подробно излагают биографию ребёнка, поэтому специальный алгоритм сбора анамнеза в коснультации, не преследующей исследовательских целей, не нужен. Если рассказ родителей вообще не касается тех сторон жизни ребенка, которые вызывают повышенный интерес психолога (например, сферы общения со сверстниками), то консультант мягко меняет направление беседы. Например, если мама углубилась в рассказ о детских болезнях, то можно спросить: «Раз он эти годы так часто болел, то в детский сад, очевидно, почти не ходил? А друзья во дворе или в доме у него были? Как они играли вместе?... А сейчас, в школе у него друзья появились?...»

Но, осторожно управляя беседой, консультант должен дать родителю (учителю...) просто «выговориться», учитывая психотерапевтический эффект проговаривания личностных проблем перед внимательным, доброжелательным, заведомо (в силу профессионального авторитета) понимающим слушателем, который принимает взрослого таким, каким тот себя представляет. Для достижения психотерапевтического эффекта очень важно спокойное, но небезразличное отношение консультанта к выслушиваемым жалобам. Так, патетичный рассказ мамы о том, как в младенчестве ребёнок упал и ушиб головку, и поэтому (!) сейчас плохо учится, должен быть встречен мягким: «Знаете, как часто детские травмы проходят бесследно... А школьные трудности могут возникнуть по самым разным причинам. Давайте пока не спешить с выводами. А главное — будем искать выход из положения. Все школьные трудности в принципе преодолимы!..»

Беседа со взрослым может проводиться либо непосредственно перед обследованием ребёнка (но, разумеется, не в его присутствии), либо заранее. Пока взрослые беседуют, ребёнку можно дать возможность оглядеться в экспериментальной комнате, порисовать, поиграть, почитать*. В конце беседы психолог просит взрослого по возможности не вмешиваться в процедуру обследования и стараться воздерживаться не только от словесных, но даже от эмоционально-мимических реакций.

Второй этап работы консультанта условно может быть назван обследованием ребёнка. Условность этого названия связана с принципиальным отличием осбледования посредством клинических методик от классической процедуры тестирования. Отличие это заключается в том, что психолог-консультант строит разнообразные ситуации общения, сотрудничества с ребёнком, моделирующие обычные жизненные ситуации, а тесты служат прежде всего поводом организации такого сотрудничества. Отношение к тесту не как к самоценности, а как к удобному средству развёртывания той или иной типовой ситуации взаимодействия с ребёнком, определяет и отбор методик, используемых при консультировании (подробное их описание приведено ниже). Тесты должны быть а) занимательны, б) компактны, портативны, в) не жёстки. Последнее, самое главное требование означает следующее: по крайней мере в начале обследования используются такие тесты, которые, с одной стороны, дают возможность сразу «зацепить» самые различные особенности ребёнка (личностные, интеллектуальные...), а с другой стороны, именно в силу своей прожективной неопределённости не допускают немедленной постановки узких (а следовательно, тенденциозных) диагнозов, но дают лишь основания для гипотез, которые и следует уточнять далее.

При такой принципиально нежёсткой процедуре обследования у психолога постепенно складывается достаточно многомерный и живой индивидуальный образ ребёнка, не слишком абстрагированный от конкретных особенностей его (ребёнка) личного опыта, и не слишком зажатый понятийными схемами профессиональной диагностики. Отметим однако, что при данном подходе в пестрой мозаике внутреннего мира ребёнка поначалу видны лишь отдельные фрагменты, которые на следующем этапе ещё должны быть собраны в единое целое.

Если тест в работе консультанта — прежде всего фон общения с ребёнком, то сам консультант, а также присутствующий при обследовании взрослый — мама, дедушка, учитель... — яркие фигуры на этом фоне. К примеру, взгляды ребёнка, постоянно кидаемые на маму после каждого произнесённого слова, а особенно — перед началом каждого действия, могут оказаться гораздо диагностичнее, чем результаты выполнения задания. Изменение характера работы ребёнка над тестовым заданием при изменении интонации психолога, формулирующего это задание, реакция на похвалу, на форму указания ошибки, на тип помощи, эмоциональные реакции мамы, наблюдающей за своим ребёнком, её напряжённость, невольные подсказки или нарочитая безучастность — вот характеристики, которые должны в первую очередь прочитываться психологом при обследовании ребёнка, и которые едва ли не лучше, чем результаты теста, помогают выстроить диагноз, а главное — наметить реалистичные пути коррекции.

Итак, активная личностная включенность психолога, который использует самого себя как главный «измерительный прибор», превращение ситуации тестового обследования в ситуацию общения по поводу тестовых заданий — ключевые моменты второго этапа работы психолога-консультанта. По времени — это самый длинный этап, занимающий 1—2 часа при первичном приёме.

Третий этап консультирования, как уже говорилось, посвящен «сборке» разрозненных симптомов в целостную картину внутреннего мира ребёнка и описанию этой картины взрослому, обратившемуся за консультацией. На этом этапе уместна прямая работа с сознанием «клиента», в ходе которой психолог популярно излагает ему результаты своих действий, начиная с осмысления «первичной жалобы», уточнённой и преобразованной за счёт анализа и интерпретации поведения ребёнка в ходе обследования, и кончая построением целостного портрета ребёнка и постановкой диагноза, объясняющего причины беспокойства взрослого, содержащихся в первичной жалобе. Основой для «сборки» отдельных симптомов в целостный синдром может стать типология неблагоприятных вариантов индивидуального развития, приведённая ниже (см. раздел 4).

Если «клиент» не разделяет сложившейся у консультанта точки зрения — переходить к конкретным рекомендациям бессмысленно. Неприятие точки зрения психолога на проблему проявляется не только в прямом споре. Очень часто взрослый, выслушав консультанта, начинает немедленно интерпретировать его слова, давая объяснения названным причинам неблагополучия ребёнка, например, с помощью генов: «Он весь в отца ...» (и, мол, нет смысла с этим бороться). За таким поведением взрослого обычно стоит попытка уйти от реальной проблемы, обнажённой психологом, снять с себя ответственность, переложив вину за прошлые неудачи на некоего анонима (гены, родовую травму, плохой детский сад ...). Главная задача консультанта в этом случае — попытаться вернуть взрослого к осознанию необходимости как-то решать проблему: «Если причины тревожности вашего ребёнка — в далёком прошлом, то сейчас они уже не действуют. Поэтому сегодня нам вообще-то всё равно откуда взялась тревожность — от природы или от воспитания. Половина современных городских детей по тем или иным причинам невротизирована. Сейчас для вашего сына главное — изжить тревожность, не дать ей разрастись» (разумеется, это говорится в том случае, если первичный источник тревоги, действительно, сейчас уже не работает). Так, консультант может активно, но достаточно мягко отводить любые непродуктивные интерпретации его слов, уводящие «клиента» от главного результата консультации: от принятия решения действовать.

Четвёртый этап работы психолога-консультанта — рекомендации по корректировке поведения ребёнка (а чаще — поведения взрослых с ребёнком). Рекомендации даются в беседе со взрослым, в ходе которой консультант должен прежде всего убедиться, что, «клиент» принял его точку зрения на проблемы ребёнка. Свидетельством такого принятия могут служить эпизоды из жизни ребёнка, которые приводятся взрослым как бы в подтверждение слов психолога. Возможны «педагогические прозрения» типа: «Вот теперь, после Вашего объяснения я вдруг понял, почему...» (и далее следует рассказ о каких-то проблемах, не вошедших в «первичную жалобу», но теперь получивших разъяснение). Всё это свидетельствует о принятии точки зрения консультанта, то есть о том, что взрослый увидел исходную картину неблагополучия по-новому — глазами психолога, а следовательно внутренне готов хоть что-то менять в собственной жизни, на которую удалось взглянуть со стороны.

Без совмещения точек зрения психолога и «клиента» консультация не может быть результативной. Иногда не родители, а сам психолог под влиянием убедительных аргументов меняет свою походную гипотезу, но добиться совпадения позиций по основным вопросам необходимо. Если возникают трудности в объединении позиций, то психолог пытается сформулировать свою точку зрения другими словами, показать, что в сущности разговор идёт об одном и том же, но на разных языках, то есть выступает как «переводчик». В своем рассказе он обязательно использует точные формулировки «первичных жалоб», подчеркивая, что его заключение содержит все то, что сказано родителями. И лишь когда родители убедятся, что их жизненная проблема правильно понята и без искажений представлена в научной интерпретации, консультант может в общем виде сформулировать те шаги, которые помогут преодолеть зафиксированные трудности. Лучше всего, если конкретные пути реализации общего психологического рецепта наметят сами родители, естественно, при помощи наводящих вопросов и подсказок консультанта, который оценивает степень реалистичности педагогических планов родителей. Если же им не удается самостоятельно предложить приемы коррекционной работы, то консультант ведёт дальнейший расспрос о бытовых условиях жизни семьи. Приведём пример необходимости такого анализа.

Рассеянная, неопрятная женщина жалуется на неорганизованность своей дочки-первоклассницы. По данным обследования у девочки действительно страдает сфера самоорганизации (и только эта сфера!), что, естественно, сказывается на её школьных успехах. Постоянное неудовольствие учителя и привело маму в консультацию. Причина детских трудностей ясна: неорганизованная мама не смогла (и не стремилась) воспитать организованную дочь. А когда школа предъявила свои требования, ребёнок с ними не справился. Очевидно, что маме следует предложить приёмы внешней организации поведения (но не методы воспитания организованности как черты характера: такие рекомендации для неё заведомо невыполнимы). Но как встроить эти приёмы в быт неорганизованной мамы? Только за счет детальнейшего анализа режимных событий дня, в котором надо найти место островкам организации и для дочки, и для мамы. Такими могут быть ритуалы совместного сбора портфеля (и маминой сумки), подготовки рабочего места для выполнения домашних заданий (и маминого рабочего стола), совместное планирование выходного дня и взаимооценка за выполнение плана...

Психологические рекомендации будут тем продуктивней, чем больше в их разработке участвует «клиент». Во-первых, только он сам может решить, что он на самом деле готов делать, а чего не готов. (Так неорганизованная мама должна прежде всего решить, насколько им с дочкой важна организованность, ведь некоторыми школьными требованиями можно и пренебречь, если они противоречат семейным ценностям!) Во-вторых, ощущение человеком того, что он сам нашёл выход из собственных затруднений, резко повысит мотивацию выполнения коррекционных замыслов.

Работа с родительским сознанием достаточно продолжительна, поэтому третий и четвёртый этап консультирования необязательно проводить в день обследования.

_________________
Обратная связь osa-007@bk.ru
Скайп: psylab-litvinova

Клиент, помни! Правильно заданный вопрос и есть ответ!


Пожаловаться на это сообщение
Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 4 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы можете начинать темы
Вы можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Rambler's Top100

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Скайп: psylab-litvinova Срочная помощь психолога
домены:
Psychology OnLine.Net - материалы по психологии