ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ РИСУНКОВ В рисуночных тестах существует два рода показателей, которые являются объектом внимания психолога и подлежат интерпретации: первые связаны с тем, что нарисовано – содержательные признаки рисунка, вторые – с тем, как нари- совано, – структурные и формальные признаки рисунка. При этом с течением времени содержание рисунков может меняться, а способы рисования остаются прежними. К. Маховер [16], анализируя рисунки одних и тех же людей, собран- ные в течение определенного периода времени, заметила, что такие особенности рисунка, как размер, характер линий, расположение фигур на листе, менее под- вержены изменениям, чем содержательные характеристики, такие как детали тела, одежда, аксессуары и т.д. Это позволило ей сравнить рисунки пациентов, на- блюдавшихся в течение нескольких лет, с отработанными личными подписями, настолько они единообразны по характеру исполнения. Рисует человек большую или маленькую фигуру, в каком месте листа он ее размещает, проводит он длин- ные непрерывные линии или короткие, отрывистые, имеет ли эта фигура призна- ки агрессивности, подвижна ли она, каковы основные пропорции тела, соблюде- на ли симметрия, есть ли тенденция к незавершенности, стиранию нарисованно- го, делается ли штриховка – все это черты, которые повторяются в рисунках, а, следовательно, мы можем предположить, что именно они стабильно соотносятся со структурой личности. Таким образом, существуют «универсальные» показатели, которые не зависят от темы рисунка, но которые являются диагностичными с точки зрения личност- ных проявлений в рисунке. К ним относятся структурные и формальные призна- ки рисунка: расположение рисунка на листе бумаги, пропорции отдельных частей рисунка, его величина, стиль раскрашивания, сила нажима карандаша, стирание рисунка и его отдельных частей, выделение отдельных деталей и т.д. Далее они будут описаны более подробно. Однако сразу следует обратить внимание на то, что ни один из описываемых ниже признаков, взятый в отрыве от осталь- ных, не может служить основанием для окончательных выводов. Каждый из них интерпретируется по-разному в зависимости от того, с какими проявлениями он сочетается, иногда справедливы несколько интерпретаций одновременно, иногда – только одна из них. Качество линий (нажим) Нажим на карандаш позволяет судить об уровне психомоторного тонуса, об- щей активности, эмоциональной напряженности. Сила нажима отражается в жирности линий. Ровный, умеренный по силе, нажим указывает на гибкую и адаптивную лич- ность; уравновешенность, самообладание, склонность обдумывать свои дейст- вия. Сильный нажим трактуется как сильное психическое напряжение, имеющее выход через амбициозность или агрессивность с тенденцией к их проявлению; настойчивость, проявления напористости, воли, тенденции к преодолению со- противления; тревожность. Равномерный сильный нажим возможен при ригидности, склонности к за- стреванию на тех или иных переживаниях. Необычайно сильный нажим, когда карандаш рвет бумагу или оставляет сле- ды на обратной стороне листа, является знаком большого эмоционального на- пряжения и высокого энергетического уровня, нередко сигнализирует о высокой конфликтности, агрессивности. Иногда он служит проявлением острой стрессо- вой реакции. Слабый нажим может говорить о недостаточной уверенности в себе, робости, боязливости, нерешительности, колебаниях, беззащитности, часто встречается у пассивных, застенчивых детей. Легкие, слабые, поверхностные, отрывистые ли- нии часто указывают на то, что человек испытывает дефицит доверия к самому себе и дефицит самоуважения. Но иногда слабый нажим может быть свидетель- ством гибкости и подвижности мышления. В рисунках детей легкий нажим может отражать сдержанность, ограничения в личностных проявлениях или низкий уровень энергетики. Очень слабый нажим нередко сигнализирует о снижении настроения, депрес- сивном состоянии. Сильно варьирующий нажим, как правило, говорит о неустойчивости психо- моторного тонуса. Он встречается у детей с повышенной эмоциональной ла- бильностью, частой сменой настроений, низкой устойчивостью к стрессу.Нажим, слабеющий в процессе рисования, может свидетельствовать о высокой утомляе- мости. Изменения нажима могут отражать относительную значимость для человека изображаемых деталей или сюжетов: наиболее значимые детали выделяются бо- лее сильно. Усиление нажима может свидетельствовать о психологической на- грузке, связанной с определенной проблематикой (например, если оно прояви- лось только в рисунке семьи, то это может быть показателем неблагополучия се- мейной сферы). Вместе с тем, вариации нажима могут служить художественным выразительным средством и свидетельствовать о том, что ребенок обучается ри- сованию. Тип линии Особенности линии могут свидетельствовать о таких особенностях как тре- вожность, импульсивность, характер самоконтроля. «Штриховая» линия выглядит как бы составленной из коротких кусочков. Она идет не от одной значащей точки к другой, а многократно «останавливается по дороге». Это происходит из-за опасения попасть не туда, куда требуется. Про- водя линию, человек многократно прерывает действие, чтобы проверить и скор- ректировать его результат. В итоге точность линий не повышается, а, напротив, понижается, так как такой тревожный контроль нарушает нормальное выполне- ние автоматизированных действий. Описанный вид линии свидетельствует о вы- сокой тревожности. Он характерен не для ситуативного повышения уровня тре- воги, а для устойчивого постоянного ее повышения. Иногда похожая «кусочная» линия встречается и при нарушениях мелкой моторики. «Эскизная» линия: сначала проводятся тонкие (эскизные) линии, которые за- тем наводятся жирной линией. Такая линия часто служит признаком повышен- ной тревожности, сопровождаемой тенденцией к ее компенсации. В этом случае тревожность может не проявляться в повседневном поведении человека, но в стрессовых ситуациях она неизбежно становится заметна. Если человек пытается стирать и переделывать линии уже после того, как они наведены, то это показа- тель неудачной компенсации тревоги. Иногда эскизная линия с последующим наведением встречается также у детей, обучающихся рисованию.
_________________ Обратная связь osa-007@bk.ruСкайп: psylab-litvinovaКлиент, помни! Правильно заданный вопрос и есть ответ!
|