ЗАПИСЬ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ ПО ТЕЛ 8-916-132-11-43 Оксана Николаевна У ВАС ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ, ОБРАЩАЙТЕСЬ! ОКАЗАНИЕ СРОЧНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ОН-ЛАЙН, СТУЧИТЕСЬ В СКАЙП: PSYLAB-LITVINOVA/ Понравился сайт, нажмите кнопочку!

Психологическая лаборатория Литвиновой

Помощь психолога в Москве тел. 8(916)132-11-43, КОНСУЛЬТАЦИИ ПО СКАЙПУ: psylab-litvinova
Текущее время: 28-03-2024, 17:25

Часовой пояс: UTC + 4 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 07-04-2012, 22:54 
Не в сети
Клинический психолог, психолог-консультант, site admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02-04-2012, 01:38
Сообщения: 6504
Откуда: Москва
ТИПЫ РЕГУЛЯТОРНЫХ НАРУШЕНИЙ ПРИ ЗАДЕРЖКЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (НЕЙРОПСИХОЛОГИчЕСКИЙ ПОДХОД)
Марковская И.Ф.
Детская психиатрическая больница N 6 (Москва)

В клинической дефектологии большое значение имеют научные исследования Клары Самойловны Лебединской, посвященные аномалиям развития эмоциональной сферы ребенка.
Одной из основных задач, которые решает специальная психология и педагогика, является социальная адаптация детей с отклонениями психического развития. Успешность социальной адаптации личности с ограниченными возможностями зависит не только от специфики основного дефекта, но и от уровня интеллектуального и эмоционального развития. С ориентацией на эту проблему многочисленные исследования в области теории и практики отечественной дефектологии привели к созданию эффективных методов коррекционно-развивающего обучения детей при различных аномалиях психического развития. Изучение же особенностей дизонтогенеза эмоциональной сферы с клинико-дефектологических позиций длительное время было недостаточным, оставаясь как бы за чертой первоочередных задач.
С начала 1970-х годов эта проблема заняла ведущее место в исследованиях лаборатории клинико-генетического изучения аномальных детей, возглавляемой К.С.Лебединской. Исходя из того, что структура аномалии развития эмоциональной сферы зависит от типа дизонтогенеза нервной системы, а именно от преобладания в ней фактора недоразвития, либо повреждения, либо искажения, - исследования были направлены на выявление закономерностей отрицательного влияния особенностей дизонтогенеза эмоциональной сферы на формирование нарушений познавательной деятельности ребенка.
В круге этих проблем было начато исследование задержки психического развития (ЗПР), отнесенной к типу психического дизонтогенеза с преобладанием фактора недоразвития. Инициатором комплексного клинико-психолого-педагогического изучения ЗПР с начала 70-х годов стал Институт дефектологии АПН, возглавляемый в то время Т.А.Власовой. Результаты работы сотрудников нескольких научных подразделений института (лаборатории педагогики и психологии детей с ЗПР, лаборатории клинико-генетического изучения аномальных детей и лаборатории электрофизиологических исследований) явились научным обоснованием для открытия в стране специальных классов и школ для детей с ЗПР. Развернутый фронт практических работ заострил ряд актуальных вопросов: отбор детей в специальные классы требовал уточнения критериев диагностики и прогноза; дальнейшее усовершенствование методов психолого-педагогической коррекции для преодоления школьной неуспеваемости, причем с учетом индивидуальных трудностей детей, требовало уточнения клинико-психологической структуры ЗПР.
Первая клиническая классификация ЗПР была предложена М.С.Певзнер (1968г.); выделялось два основных варианта: ЗПР – с преобладанием признаков психического инфантилизма и ЗПР вследствие стойкой церебрастении. Работа наших сотрудников в новых условиях, которые предоставились в связи с открытием специальных классов для этой категории детей, показала большой клинический полиморфизм ЗПР. Мнение о том, что церебрастения является одним из основных патогенетических факторов, оказалось неоднозначным, т.к. нередко она вытеснялась более грубой энцефалопатической симптоматикой. Синдром психического инфантилизма, описанный в рамках ЗПР, оставался значимым диагностическим признаком, но также проявлялся по-разному, создавая сходные, но, тем не менее, отличающиеся друг от друга психологические портреты так называемого «ребенка-инфанта».
В 1982 г. К.С.Лебединской была предложена новая клиническая классификация, в которой варианты ЗПР дифференцировались по этиопатогенетическому принципу. В каждом клиническом варианте К.С. Лебединская дала описание соответствующего типа психического инфантилизма: гармонического (конституционально обусловленного); соматогенного (сопровождающего стойкие соматические заболевания), психогенного (возникающего при стойком воздействии неблагоприятных социальных факторов) и органического (в структуре церебрально-органического варианта).
Особый акцент на недоразвитие эмоционально-волевой сферы, очевидно, был основан на понимании того, что ведущим уровнем регуляции поведения и познавательной деятельности ребенка является уровень эмоциональной регуляции, что остается актуальным и в школьном возрасте, особенно на начальных этапах обучения. Как показано в ряде психологических исследований (Валлон, В.В.Лебединский, М.К. Бардышевская и др.), в процессе психического развития эмоциональные системы претерпевают качественное изменение - от ранних форм аффективного реагирования к более сложным взаимодействиям с другими мозговыми функциями. Например, речь делает эмоциональные переживания более дифференцированными и осознанными. В процессе общения ребенок учится оценивать и контролировать свои эмоциональные состояния и сопоставлять их с переживаниями других людей и т.п. Таким образом, формирование произвольных (осознанных, волевых) форм психической деятельности происходит на основе онтогенетически более раннего уровня регуляции.
Клинико-дефектологический аспект исследований заострял внимание на соотношении описанных К.С.Лебединской типов эмоциональной незрелости с характером нарушений познавательной деятельности неуспевающих школьников при ЗПР. С этой целью в комплекс клинико-психологических исследований, проводимых под руководством К.С.Лебединской, был включен нейропсихологический анализ высших психических функций, теоретические основы которого разработаны А.Р.Лурия. Нейропсихологическая методика, применяемая для диагностики локальных поражений мозга у взрослых пациентов, была адаптирована в нашей лаборатории для исследования детей младшего школьного возраста с явлениями школьной неуспеваемости при ЗПР и ММД. Вначале этот вариант методики был апробирован на большой группе детей с ЗПР церебрально-органического генеза (И.Ф.Марковская, «Клинико-нейропсихологическая характеристика детей с ЗПР церебрально-органического генеза»,- канд. диссертация, 1983), позже и до настоящего времени нами продолжается использование нейропсихологической методики для исследования детей с различными проблемами обучения и дезадаптивного поведения (дети с синдромом мальадсорбции – детская клиническая больница им. Филатова, Москва, 1990-1991г.г.; дети–сироты из специнтернатов, Ленинградская область, 1992; выпускники детских садов общего типа ЮЗАО Москвы, НО «Компенс-центр», Москва, 1991-93г.г.; учащиеся начальных классов с проблемами формирования читательской деятельности - Институт коррекционной педагогики РАО, 2002-2004 г.г.; дети с различными вариантами органического психосиндрома, ДПБ №6, Москва, с 1996г. до настоящего времени).
Успешность формирования школьных навыков и усвоения системы знаний, исходя из представлений о трех функциональных блоках головного мозга (А.Р.Лурия) зависит от следующих факторов:
1) от сохранности операциональных компонентов, осуществляющих интеллектуальные операции разной сложности (состояние гнозиса, праксиса, мнестических и речевых функций) - это функции конвекситальных отделов коры с их межанализаторными, межполушарными и подкорковыми взаимодействиями);

2) от состояния общей нейродинамики, т.е. от энергетического обеспечения психических процессов разных уровней мозговой организации и модальности – это функции подкорковых структур и активационных систем ретикулярной формации;

3) от степени сформированности произвольных (преднамеренных, осознанных) форм психической деятельности, осуществляемых по инструкции извне (речевой, по показу) – это регуляторные функции, обеспечиваемые лобными долями мозга и их лобно-подкорковыми взаимодействиями.

Особенное внимание уделялось состоянию регуляторных систем с дифференциацией оценок функций целеполагающей инициации, программирования и контроля (в соответствии с положениями А.Р.Лурия). При анализе степени дефицитарности регуляторных систем нами различались первичные и вторичные расстройства функций инициирования, программирования и контроля. Кроме того отмечалась симптоматика «частного» характера, проявляющаяся в дефицитарности или слабости той или иной модально-специфической функции при выполнении конкретно заданной операции, и симптоматика «общего» характера, представления о которой составлялись в результате суммации повторяющихся ошибок и типа затруднений, наблюдаемых от задания к заданию (общие и частные нейродинамические расстройств, общие и частные нарушения произвольной регуляции). Существенное диагностическое значение имели виды помощи: возможность компенсации через мотивацию, речевой контроль, организацию внимания, поэтапную отработку программы. Отмечалась эффективность и неэффективность помощи, стойкость либо нестойкость ее результатов; способность ребенка переносить усвоенный принцип на аналогичное задание, состоятельность организующей роли речи.
Как показывают результаты клинико-психологического исследования, при более легких вариантах ЗПР - конституционального и соматогенного генеза - преобладают явления незрелости, либо функциональной ослабленности модально-специфических корковых функций. Нейропсихологическая симптоматика как правило, имеет негрубый, но диффузный характер при отсутствии строго локальных расстройств. Общие нейродинамические нарушения отмечались в обоих вариантах, это - лабильность и повышенная истощаемость психического тонуса. Однако при ЗПР конституционального характера преобладала лабильность, а при ЗПР соматогенного генеза – повышенная истощаемость, нередко с нарушением деятельности на фоне патологического утомления. Более заметные частные нейродинамические расстройства, свидетельствующие о дефицитарности отдельных корковых функций, для детей этих групп не столь характерны, хотя и не исключены (например, случаи левшества у ребенка и некоторых членов его семьи - парциальная дефицитарность функций наследственно обусловленная).
ЗПР церебрально-органического генеза представляет более тяжелый вариант, в котором симптомы повреждения подкорковых структур тесно переплетаются с признаками незрелости, которая К.С.Лебединской определялась как «органическая незрелость». Нейропсихологическая симптоматика представлялась мозаичностью картины, в которой относительно сохранные или ослабленные функции сочетались с парциальной дефицитарностью некоторых из них (теменно-затылочных, височных, премоторных, с трудностью слухо-моторных, слухо-зрительно-моторных координаций; нарушением реципрокных и межполушарных взаимодействий, сукцессивных и симультанных синтезов). Нейродинамические расстройства в большинстве случаев характеризовались инертностью, ригидностью, замедленностью темпа психических процессов, с возможностью постепенной врабатываемости в деятельность. Есть основания полагать, что парциальные расстройства могут быть как первичными, так и вторичными, обусловленными недостаточностью активационных влияний со стороны соответствующих глубоких структур мозга.
Общим диагностическим признаком для всех вариантов ЗПР является нарушение произвольной регуляции, но и этот признак имеет свои отличия в каждой из клинических групп, обозначенных в классификации К.С.Лебединской.
При ЗПР конституционального генеза наиболее слабым звеном является функция целеполагающего инициирования, что проявляется в трудности (нежелании) принять условия действия, заданного извне, удержаться в рамках предложенного задания; часты отказы с уходом в игру. Нарушения функции программирования и контроля носят вторичный характер. Возможность компенсации неравномерной успешности при выполнении тестовых заданий осуществляется через актуализацию мотивации, использование игры, усиление речевого контроля и речевого планирования деятельности. Характерно, что вне ситуации обследования такой ребенок может справляться с довольно сложными задачами, опирающимися на те же исполнительные звенья, которые при испытании в условиях формального обследования казались несостоятельными (например, ребенок ловко и увлеченно собирает сложные мозаики и пазлы при плохих или крайне нестойких результатах в заданиях на конструктивный праксис).
При ЗПР соматогенного генеза прежде всего страдают функции контроля и внимания. Продуктивность деятельности зависит от объема задания, скорости его предъявления и продолжительности, и естественно от самочувствия ребенка на момент обследования. Отказы от выполнения задания возникают вторично в связи с утомлением. Функция программирования также страдает вторично: так, ребенком правильно усваивается инструкция, правильно выполняются первые звенья серийного действия или движения (например, ритмической структуры, графического образца), но затем из-за нестойкости и трудности концентрации внимания, а также повышенной истощаемости психического тонуса возникают сбои, упрощение и искажение структуры задания. Ребенок часто замечает свои ошибки и самостоятельно исправляет их. Будучи заинтересованным в оценке, такой ребенок часто бывает неуверенным в ответах, «перепроверяет» себя, замедляет действия, чтобы избежать ошибки (компенсаторные реакции). Организация помощи состоит в уменьшении объема задания и скорости его предъявления, организации отсроченного ответа и речевого контроля. Положительное действие оказывает эмоциональная стимуляция, похвала, а как долгосрочная мера – медикаментозная терапия в соответствии с коррекционными задачами.
При ЗПР церебрально-органического генеза в наибольшей степени страдает функция программирования – без явных признаков истощения и пресыщения, еще до проявления утомления наблюдается фрагментарность, упрощение либо искажение программы. Дети трудно врабатываются и трудно переключаются с одного вида задания на другой. Действия их замедленны либо хаотичны и импульсивны. Они часто не замечают своих ошибок, проявляют слабую заинтересованность в оценке. В связи со стойкими трудностями вторично возникают отказы. Регуляторные расстройства имеют общий и частный характер, последние свидетельствует о парциальной дефицитарности отдельных корковых функций. Организация внимания и актуализация мотива деятельности также были полезны, но наиболее актуальными и необходимыми были коррекционные приемы, направленные на поэтапную отработку программы: речевое программирование, проговаривание последовательности действий, сравнение предварительного плана с полученным результатом. Несмотря на трудности, дети этой группы были способны усвоить заданную программу и перенести ее на аналогичное задание. Дети с ЗПР церебрально-органической природы составляют основную группу учеников специальных классов выравнивания. В рамки КРО целесообразно включать курсы нейропсихологического тренинга дефицитарных функций и поддерживающую медикаментозную терапию в соответствии с коррекционными задачами.
Итак, при ЗПР конституционального генеза с характерным для нее гармоническим инфантилизмом ядерным признаком нарушений регуляции произвольных форм психической деятельности является незрелость эмоционально-мотивационной сферы (первичной дефицитарностью функции целеполагающей инициации и вторичными нарушениями произвольного контроля и внимания) в связи с парциальной незрелостью лобных и лобно-базальных морфофункциональных структур.
При ЗПР соматогенного генеза наблюдаются обратные отношения - ведущим признаком нарушений является дефицитарность активационных систем подкорковых структур с первичным нарушением общей нейродинамики (истощаемость психического тонуса) при вторичной незрелости лобно-подкорковых морфофункциональных структур с вторичной недостаточностью произвольной регуляции, прежде всего – произвольного контроля и внимания.
При ЗПР церебрально-органического генеза преобладают симптомы органической поврежденности подкорковых систем и подкорковых звеньев корковых анализаторов в сочетании с признаками их органической незрелости. Недостаточность регуляторных функций может быть обусловлена как органической поврежденностью подкорковых активационных систем, так и органической незрелостью корковых анализаторных систем с их парциальной дефицитарностью. Отмечается нарушение не только «вертикальных» координаций - функций лобных, лобно-базальных и подкорковых систем, но и лобно-конвекситальных, межанализаторных и межполушарных взаимодействий. Компенсаторные возможности детей этой клинической группы зависят от интенсивности и экстенсивности нарушений ВПФ, и не в меньшей степени - от ранней и квалифицированной организации коррекционно-развивающего обучения и медицинской помощи. При отсутствии адекватной педагогической помощи школьники этой группы с проблемами школьной дезадаптации и стойкой неуспеваемостью часто оказываются учениками вспомогательной школы. Проблемы диагностики в таких случаях выходят на дифференциацию ЗПР церебрально-органического генеза и олигофрении.
Исследование ЗПР психогенной природы на контингенте детей-сирот, который мы предварительно предполагали подходящим для решения поставленных задач, не позволило нам выявить специфические свойства регуляторных нарушений, т.к. нейропсихологические характеристики в большинстве случаев перекрывались явлениями резидуальной церебральной недостаточности и практически повторяли картину, описанную в группе ЗПР церебрально-органического генеза. На данном этапе у нас нет достаточных оснований для четких представлений о специфике мозговой организации ВПФ при данном типе ЗПР. Очевидно, в дальнейшем предпринятые работы должны предусмотреть более дифференцированный отбор детей. Этот казусный эпизод в нашем исследовании развернул нас к проблемам нейропсихологии индивидуальных различий при исследовании детей различных возрастных и клинических групп с разнообразными проявлениями ММД и резидуального психоорганического синдрома (проводятся систематические консультации пациентов стационара и диспансерного отделения Детской психиатрической больницы №6 г. Москвы).
Как было показано, относительно негрубые формы аномалии психического развития, рассмотренные в структуре ЗПР и ММД (обусловленных нелокальными поражениями мозга) характеризуются значительным клиническим полиморфизмом, который обусловлен по крайней мере тремя факторами:

1) разнообразием этиопатогенетических механизмов;
2) различными условиями обучения и воспитания, в которых развивается ребенок;
3) неравномерностью развития психических функций, неодновременностью их созревания.

Последний фактор характерен и для нормального развития, но при аномалиях проявляется в значительно большей степени, когда формирование какой-либо функции или ее отдельных компонентов существенно нарушается (ускоряется, замедляется или искажается).
Нейропсихологическое исследование в каждом конкретном случае позволяет выявить функции сохранные, ослабленные, первично дефицитарные либо вторично страдающие в связи с общими регуляторными и нейродинамическими расстройствами. Функциональный анализ необходим при определении прогноза и стратегии коррекционно-развивающего обучения, для разработки курса нейропсихологических занятий, направленных на тренинг дефицитарных функций. Такой подход помогает понять единые механизмы симптомообразования, что чрезвычайно важно для координации работы психолога, педагога и врача.
В настоящем сообщении хотелось показать, что, с одной стороны, мы стараемся хранить традиции клинической дефектологии, среди основоположников которой Кларе Самуиловне Лебединской принадлежит видное место; с другой стороны – хотелось отметить, что ее научные идеи продолжают жить и развиваться в работах ее благодарных учеников.

©2000-2006 Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО. Все права защищены. Все права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Издание зарегистрировано в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации как ЭЛ №77-6272
Регистрация ОФАП N 50200100254.


ТИПЫ РЕГУЛЯТОРНЫХ НАРУШЕНИЙ ПРИ ЗАДЕРЖКЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД)
Марковская И.Ф.
Детская психиатрическая больница N 6 (Москва)

В клинической дефектологии большое значение имеют научные исследования Клары Самойловны Лебединской, посвященные аномалиям развития эмоциональной сферы ребенка.
Одной из основных задач, которые решает специальная психология и педагогика, является социальная адаптация детей с отклонениями психического развития. Успешность социальной адаптации личности с ограниченными возможностями зависит не только от специфики основного дефекта, но и от уровня интеллектуального и эмоционального развития. С ориентацией на эту проблему многочисленные исследования в области теории и практики отечественной дефектологии привели к созданию эффективных методов коррекционно-развивающего обучения детей при различных аномалиях психического развития. Изучение же особенностей дизонтогенеза эмоциональной сферы с клинико-дефектологических позиций длительное время было недостаточным, оставаясь как бы за чертой первоочередных задач.
С начала 1970-х годов эта проблема заняла ведущее место в исследованиях лаборатории клинико-генетического изучения аномальных детей, возглавляемой К.С.Лебединской. Исходя из того, что структура аномалии развития эмоциональной сферы зависит от типа дизонтогенеза нервной системы, а именно от преобладания в ней фактора недоразвития, либо повреждения, либо искажения, - исследования были направлены на выявление закономерностей отрицательного влияния особенностей дизонтогенеза эмоциональной сферы на формирование нарушений познавательной деятельности ребенка.
В круге этих проблем было начато исследование задержки психического развития (ЗПР), отнесенной к типу психического дизонтогенеза с преобладанием фактора недоразвития. Инициатором комплексного клинико-психолого-педагогического изучения ЗПР с начала 70-х годов стал Институт дефектологии АПН, возглавляемый в то время Т.А.Власовой. Результаты работы сотрудников нескольких научных подразделений института (лаборатории педагогики и психологии детей с ЗПР, лаборатории клинико-генетического изучения аномальных детей и лаборатории электрофизиологических исследований) явились научным обоснованием для открытия в стране специальных классов и школ для детей с ЗПР. Развернутый фронт практических работ заострил ряд актуальных вопросов: отбор детей в специальные классы требовал уточнения критериев диагностики и прогноза; дальнейшее усовершенствование методов психолого-педагогической коррекции для преодоления школьной неуспеваемости, причем с учетом индивидуальных трудностей детей, требовало уточнения клинико-психологической структуры ЗПР.
Первая клиническая классификация ЗПР была предложена М.С.Певзнер (1968г.); выделялось два основных варианта: ЗПР – с преобладанием признаков психического инфантилизма и ЗПР вследствие стойкой церебрастении. Работа наших сотрудников в новых условиях, которые предоставились в связи с открытием специальных классов для этой категории детей, показала большой клинический полиморфизм ЗПР. Мнение о том, что церебрастения является одним из основных патогенетических факторов, оказалось неоднозначным, т.к. нередко она вытеснялась более грубой энцефалопатической симптоматикой. Синдром психического инфантилизма, описанный в рамках ЗПР, оставался значимым диагностическим признаком, но также проявлялся по-разному, создавая сходные, но, тем не менее, отличающиеся друг от друга психологические портреты так называемого «ребенка-инфанта».
В 1982 г. К.С.Лебединской была предложена новая клиническая классификация, в которой варианты ЗПР дифференцировались по этиопатогенетическому принципу. В каждом клиническом варианте К.С. Лебединская дала описание соответствующего типа психического инфантилизма: гармонического (конституционально обусловленного); соматогенного (сопровождающего стойкие соматические заболевания), психогенного (возникающего при стойком воздействии неблагоприятных социальных факторов) и органического (в структуре церебрально-органического варианта).
Особый акцент на недоразвитие эмоционально-волевой сферы, очевидно, был основан на понимании того, что ведущим уровнем регуляции поведения и познавательной деятельности ребенка является уровень эмоциональной регуляции, что остается актуальным и в школьном возрасте, особенно на начальных этапах обучения. Как показано в ряде психологических исследований (Валлон, В.В.Лебединский, М.К. Бардышевская и др.), в процессе психического развития эмоциональные системы претерпевают качественное изменение - от ранних форм аффективного реагирования к более сложным взаимодействиям с другими мозговыми функциями. Например, речь делает эмоциональные переживания более дифференцированными и осознанными. В процессе общения ребенок учится оценивать и контролировать свои эмоциональные состояния и сопоставлять их с переживаниями других людей и т.п. Таким образом, формирование произвольных (осознанных, волевых) форм психической деятельности происходит на основе онтогенетически более раннего уровня регуляции.
Клинико-дефектологический аспект исследований заострял внимание на соотношении описанных К.С.Лебединской типов эмоциональной незрелости с характером нарушений познавательной деятельности неуспевающих школьников при ЗПР. С этой целью в комплекс клинико-психологических исследований, проводимых под руководством К.С.Лебединской, был включен нейропсихологический анализ высших психических функций, теоретические основы которого разработаны А.Р.Лурия. Нейропсихологическая методика, применяемая для диагностики локальных поражений мозга у взрослых пациентов, была адаптирована в нашей лаборатории для исследования детей младшего школьного возраста с явлениями школьной неуспеваемости при ЗПР и ММД. Вначале этот вариант методики был апробирован на большой группе детей с ЗПР церебрально-органического генеза (И.Ф.Марковская, «Клинико-нейропсихологическая характеристика детей с ЗПР церебрально-органического генеза»,- канд. диссертация, 1983), позже и до настоящего времени нами продолжается использование нейропсихологической методики для исследования детей с различными проблемами обучения и дезадаптивного поведения (дети с синдромом мальадсорбции – детская клиническая больница им. Филатова, Москва, 1990-1991г.г.; дети–сироты из специнтернатов, Ленинградская область, 1992; выпускники детских садов общего типа ЮЗАО Москвы, НО «Компенс-центр», Москва, 1991-93г.г.; учащиеся начальных классов с проблемами формирования читательской деятельности - Институт коррекционной педагогики РАО, 2002-2004 г.г.; дети с различными вариантами органического психосиндрома, ДПБ №6, Москва, с 1996г. до настоящего времени).
Успешность формирования школьных навыков и усвоения системы знаний, исходя из представлений о трех функциональных блоках головного мозга (А.Р.Лурия) зависит от следующих факторов:
1) от сохранности операциональных компонентов, осуществляющих интеллектуальные операции разной сложности (состояние гнозиса, праксиса, мнестических и речевых функций) - это функции конвекситальных отделов коры с их межанализаторными, межполушарными и подкорковыми взаимодействиями);

2) от состояния общей нейродинамики, т.е. от энергетического обеспечения психических процессов разных уровней мозговой организации и модальности – это функции подкорковых структур и активационных систем ретикулярной формации;

3) от степени сформированности произвольных (преднамеренных, осознанных) форм психической деятельности, осуществляемых по инструкции извне (речевой, по показу) – это регуляторные функции, обеспечиваемые лобными долями мозга и их лобно-подкорковыми взаимодействиями.

Особенное внимание уделялось состоянию регуляторных систем с дифференциацией оценок функций целеполагающей инициации, программирования и контроля (в соответствии с положениями А.Р.Лурия). При анализе степени дефицитарности регуляторных систем нами различались первичные и вторичные расстройства функций инициирования, программирования и контроля. Кроме того отмечалась симптоматика «частного» характера, проявляющаяся в дефицитарности или слабости той или иной модально-специфической функции при выполнении конкретно заданной операции, и симптоматика «общего» характера, представления о которой составлялись в результате суммации повторяющихся ошибок и типа затруднений, наблюдаемых от задания к заданию (общие и частные нейродинамические расстройств, общие и частные нарушения произвольной регуляции). Существенное диагностическое значение имели виды помощи: возможность компенсации через мотивацию, речевой контроль, организацию внимания, поэтапную отработку программы. Отмечалась эффективность и неэффективность помощи, стойкость либо нестойкость ее результатов; способность ребенка переносить усвоенный принцип на аналогичное задание, состоятельность организующей роли речи.
Как показывают результаты клинико-психологического исследования, при более легких вариантах ЗПР - конституционального и соматогенного генеза - преобладают явления незрелости, либо функциональной ослабленности модально-специфических корковых функций. Нейропсихологическая симптоматика как правило, имеет негрубый, но диффузный характер при отсутствии строго локальных расстройств. Общие нейродинамические нарушения отмечались в обоих вариантах, это - лабильность и повышенная истощаемость психического тонуса. Однако при ЗПР конституционального характера преобладала лабильность, а при ЗПР соматогенного генеза – повышенная истощаемость, нередко с нарушением деятельности на фоне патологического утомления. Более заметные частные нейродинамические расстройства, свидетельствующие о дефицитарности отдельных корковых функций, для детей этих групп не столь характерны, хотя и не исключены (например, случаи левшества у ребенка и некоторых членов его семьи - парциальная дефицитарность функций наследственно обусловленная).
ЗПР церебрально-органического генеза представляет более тяжелый вариант, в котором симптомы повреждения подкорковых структур тесно переплетаются с признаками незрелости, которая К.С.Лебединской определялась как «органическая незрелость». Нейропсихологическая симптоматика представлялась мозаичностью картины, в которой относительно сохранные или ослабленные функции сочетались с парциальной дефицитарностью некоторых из них (теменно-затылочных, височных, премоторных, с трудностью слухо-моторных, слухо-зрительно-моторных координаций; нарушением реципрокных и межполушарных взаимодействий, сукцессивных и симультанных синтезов). Нейродинамические расстройства в большинстве случаев характеризовались инертностью, ригидностью, замедленностью темпа психических процессов, с возможностью постепенной врабатываемости в деятельность. Есть основания полагать, что парциальные расстройства могут быть как первичными, так и вторичными, обусловленными недостаточностью активационных влияний со стороны соответствующих глубоких структур мозга.
Общим диагностическим признаком для всех вариантов ЗПР является нарушение произвольной регуляции, но и этот признак имеет свои отличия в каждой из клинических групп, обозначенных в классификации К.С.Лебединской.
При ЗПР конституционального генеза наиболее слабым звеном является функция целеполагающего инициирования, что проявляется в трудности (нежелании) принять условия действия, заданного извне, удержаться в рамках предложенного задания; часты отказы с уходом в игру. Нарушения функции программирования и контроля носят вторичный характер. Возможность компенсации неравномерной успешности при выполнении тестовых заданий осуществляется через актуализацию мотивации, использование игры, усиление речевого контроля и речевого планирования деятельности. Характерно, что вне ситуации обследования такой ребенок может справляться с довольно сложными задачами, опирающимися на те же исполнительные звенья, которые при испытании в условиях формального обследования казались несостоятельными (например, ребенок ловко и увлеченно собирает сложные мозаики и пазлы при плохих или крайне нестойких результатах в заданиях на конструктивный праксис).
При ЗПР соматогенного генеза прежде всего страдают функции контроля и внимания. Продуктивность деятельности зависит от объема задания, скорости его предъявления и продолжительности, и естественно от самочувствия ребенка на момент обследования. Отказы от выполнения задания возникают вторично в связи с утомлением. Функция программирования также страдает вторично: так, ребенком правильно усваивается инструкция, правильно выполняются первые звенья серийного действия или движения (например, ритмической структуры, графического образца), но затем из-за нестойкости и трудности концентрации внимания, а также повышенной истощаемости психического тонуса возникают сбои, упрощение и искажение структуры задания. Ребенок часто замечает свои ошибки и самостоятельно исправляет их. Будучи заинтересованным в оценке, такой ребенок часто бывает неуверенным в ответах, «перепроверяет» себя, замедляет действия, чтобы избежать ошибки (компенсаторные реакции). Организация помощи состоит в уменьшении объема задания и скорости его предъявления, организации отсроченного ответа и речевого контроля. Положительное действие оказывает эмоциональная стимуляция, похвала, а как долгосрочная мера – медикаментозная терапия в соответствии с коррекционными задачами.
При ЗПР церебрально-органического генеза в наибольшей степени страдает функция программирования – без явных признаков истощения и пресыщения, еще до проявления утомления наблюдается фрагментарность, упрощение либо искажение программы. Дети трудно врабатываются и трудно переключаются с одного вида задания на другой. Действия их замедленны либо хаотичны и импульсивны. Они часто не замечают своих ошибок, проявляют слабую заинтересованность в оценке. В связи со стойкими трудностями вторично возникают отказы. Регуляторные расстройства имеют общий и частный характер, последние свидетельствует о парциальной дефицитарности отдельных корковых функций. Организация внимания и актуализация мотива деятельности также были полезны, но наиболее актуальными и необходимыми были коррекционные приемы, направленные на поэтапную отработку программы: речевое программирование, проговаривание последовательности действий, сравнение предварительного плана с полученным результатом. Несмотря на трудности, дети этой группы были способны усвоить заданную программу и перенести ее на аналогичное задание. Дети с ЗПР церебрально-органической природы составляют основную группу учеников специальных классов выравнивания. В рамки КРО целесообразно включать курсы нейропсихологического тренинга дефицитарных функций и поддерживающую медикаментозную терапию в соответствии с коррекционными задачами.
Итак, при ЗПР конституционального генеза с характерным для нее гармоническим инфантилизмом ядерным признаком нарушений регуляции произвольных форм психической деятельности является незрелость эмоционально-мотивационной сферы (первичной дефицитарностью функции целеполагающей инициации и вторичными нарушениями произвольного контроля и внимания) в связи с парциальной незрелостью лобных и лобно-базальных морфофункциональных структур.
При ЗПР соматогенного генеза наблюдаются обратные отношения - ведущим признаком нарушений является дефицитарность активационных систем подкорковых структур с первичным нарушением общей нейродинамики (истощаемость психического тонуса) при вторичной незрелости лобно-подкорковых морфофункциональных структур с вторичной недостаточностью произвольной регуляции, прежде всего – произвольного контроля и внимания.
При ЗПР церебрально-органического генеза преобладают симптомы органической поврежденности подкорковых систем и подкорковых звеньев корковых анализаторов в сочетании с признаками их органической незрелости. Недостаточность регуляторных функций может быть обусловлена как органической поврежденностью подкорковых активационных систем, так и органической незрелостью корковых анализаторных систем с их парциальной дефицитарностью. Отмечается нарушение не только «вертикальных» координаций - функций лобных, лобно-базальных и подкорковых систем, но и лобно-конвекситальных, межанализаторных и межполушарных взаимодействий. Компенсаторные возможности детей этой клинической группы зависят от интенсивности и экстенсивности нарушений ВПФ, и не в меньшей степени - от ранней и квалифицированной организации коррекционно-развивающего обучения и медицинской помощи. При отсутствии адекватной педагогической помощи школьники этой группы с проблемами школьной дезадаптации и стойкой неуспеваемостью часто оказываются учениками вспомогательной школы. Проблемы диагностики в таких случаях выходят на дифференциацию ЗПР церебрально-органического генеза и олигофрении.
Исследование ЗПР психогенной природы на контингенте детей-сирот, который мы предварительно предполагали подходящим для решения поставленных задач, не позволило нам выявить специфические свойства регуляторных нарушений, т.к. нейропсихологические характеристики в большинстве случаев перекрывались явлениями резидуальной церебральной недостаточности и практически повторяли картину, описанную в группе ЗПР церебрально-органического генеза. На данном этапе у нас нет достаточных оснований для четких представлений о специфике мозговой организации ВПФ при данном типе ЗПР. Очевидно, в дальнейшем предпринятые работы должны предусмотреть более дифференцированный отбор детей. Этот казусный эпизод в нашем исследовании развернул нас к проблемам нейропсихологии индивидуальных различий при исследовании детей различных возрастных и клинических групп с разнообразными проявлениями ММД и резидуального психоорганического синдрома (проводятся систематические консультации пациентов стационара и диспансерного отделения Детской психиатрической больницы №6 г. Москвы).
Как было показано, относительно негрубые формы аномалии психического развития, рассмотренные в структуре ЗПР и ММД (обусловленных нелокальными поражениями мозга) характеризуются значительным клиническим полиморфизмом, который обусловлен по крайней мере тремя факторами:

1) разнообразием этиопатогенетических механизмов;
2) различными условиями обучения и воспитания, в которых развивается ребенок;
3) неравномерностью развития психических функций, неодновременностью их созревания.

Последний фактор характерен и для нормального развития, но при аномалиях проявляется в значительно большей степени, когда формирование какой-либо функции или ее отдельных компонентов существенно нарушается (ускоряется, замедляется или искажается).
Нейропсихологическое исследование в каждом конкретном случае позволяет выявить функции сохранные, ослабленные, первично дефицитарные либо вторично страдающие в связи с общими регуляторными и нейродинамическими расстройствами. Функциональный анализ необходим при определении прогноза и стратегии коррекционно-развивающего обучения, для разработки курса нейропсихологических занятий, направленных на тренинг дефицитарных функций. Такой подход помогает понять единые механизмы симптомообразования, что чрезвычайно важно для координации работы психолога, педагога и врача.
В настоящем сообщении хотелось показать, что, с одной стороны, мы стараемся хранить традиции клинической дефектологии, среди основоположников которой Кларе Самуиловне Лебединской принадлежит видное место; с другой стороны – хотелось отметить, что ее научные идеи продолжают жить и развиваться в работах ее благодарных учеников.

АЛЬМАНАХ
Института Коррекционной Педагогики РАО.
9/2005
Адрес в интернет: http://www.ise.edu.mhost.ru/almanah/9/p39.htm

ТИПЫ РЕГУЛЯТОРНЫХ НАРУШЕНИЙ ПРИ ЗАДЕРЖКЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД)
Марковская И.Ф.
Детская психиатрическая больница N 6 (Москва)

В клинической дефектологии большое значение имеют научные исследования Клары Самойловны Лебединской, посвященные аномалиям развития эмоциональной сферы ребенка.
Одной из основных задач, которые решает специальная психология и педагогика, является социальная адаптация детей с отклонениями психического развития. Успешность социальной адаптации личности с ограниченными возможностями зависит не только от специфики основного дефекта, но и от уровня интеллектуального и эмоционального развития. С ориентацией на эту проблему многочисленные исследования в области теории и практики отечественной дефектологии привели к созданию эффективных методов коррекционно-развивающего обучения детей при различных аномалиях психического развития. Изучение же особенностей дизонтогенеза эмоциональной сферы с клинико-дефектологических позиций длительное время было недостаточным, оставаясь как бы за чертой первоочередных задач.
С начала 1970-х годов эта проблема заняла ведущее место в исследованиях лаборатории клинико-генетического изучения аномальных детей, возглавляемой К.С.Лебединской. Исходя из того, что структура аномалии развития эмоциональной сферы зависит от типа дизонтогенеза нервной системы, а именно от преобладания в ней фактора недоразвития, либо повреждения, либо искажения, - исследования были направлены на выявление закономерностей отрицательного влияния особенностей дизонтогенеза эмоциональной сферы на формирование нарушений познавательной деятельности ребенка.
В круге этих проблем было начато исследование задержки психического развития (ЗПР), отнесенной к типу психического дизонтогенеза с преобладанием фактора недоразвития. Инициатором комплексного клинико-психолого-педагогического изучения ЗПР с начала 70-х годов стал Институт дефектологии АПН, возглавляемый в то время Т.А.Власовой. Результаты работы сотрудников нескольких научных подразделений института (лаборатории педагогики и психологии детей с ЗПР, лаборатории клинико-генетического изучения аномальных детей и лаборатории электрофизиологических исследований) явились научным обоснованием для открытия в стране специальных классов и школ для детей с ЗПР. Развернутый фронт практических работ заострил ряд актуальных вопросов: отбор детей в специальные классы требовал уточнения критериев диагностики и прогноза; дальнейшее усовершенствование методов психолого-педагогической коррекции для преодоления школьной неуспеваемости, причем с учетом индивидуальных трудностей детей, требовало уточнения клинико-психологической структуры ЗПР.
Первая клиническая классификация ЗПР была предложена М.С.Певзнер (1968г.); выделялось два основных варианта: ЗПР – с преобладанием признаков психического инфантилизма и ЗПР вследствие стойкой церебрастении. Работа наших сотрудников в новых условиях, которые предоставились в связи с открытием специальных классов для этой категории детей, показала большой клинический полиморфизм ЗПР. Мнение о том, что церебрастения является одним из основных патогенетических факторов, оказалось неоднозначным, т.к. нередко она вытеснялась более грубой энцефалопатической симптоматикой. Синдром психического инфантилизма, описанный в рамках ЗПР, оставался значимым диагностическим признаком, но также проявлялся по-разному, создавая сходные, но, тем не менее, отличающиеся друг от друга психологические портреты так называемого «ребенка-инфанта».
В 1982 г. К.С.Лебединской была предложена новая клиническая классификация, в которой варианты ЗПР дифференцировались по этиопатогенетическому принципу. В каждом клиническом варианте К.С. Лебединская дала описание соответствующего типа психического инфантилизма: гармонического (конституционально обусловленного); соматогенного (сопровождающего стойкие соматические заболевания), психогенного (возникающего при стойком воздействии неблагоприятных социальных факторов) и органического (в структуре церебрально-органического варианта).
Особый акцент на недоразвитие эмоционально-волевой сферы, очевидно, был основан на понимании того, что ведущим уровнем регуляции поведения и познавательной деятельности ребенка является уровень эмоциональной регуляции, что остается актуальным и в школьном возрасте, особенно на начальных этапах обучения. Как показано в ряде психологических исследований (Валлон, В.В.Лебединский, М.К. Бардышевская и др.), в процессе психического развития эмоциональные системы претерпевают качественное изменение - от ранних форм аффективного реагирования к более сложным взаимодействиям с другими мозговыми функциями. Например, речь делает эмоциональные переживания более дифференцированными и осознанными. В процессе общения ребенок учится оценивать и контролировать свои эмоциональные состояния и сопоставлять их с переживаниями других людей и т.п. Таким образом, формирование произвольных (осознанных, волевых) форм психической деятельности происходит на основе онтогенетически более раннего уровня регуляции.
Клинико-дефектологический аспект исследований заострял внимание на соотношении описанных К.С.Лебединской типов эмоциональной незрелости с характером нарушений познавательной деятельности неуспевающих школьников при ЗПР. С этой целью в комплекс клинико-психологических исследований, проводимых под руководством К.С.Лебединской, был включен нейропсихологический анализ высших психических функций, теоретические основы которого разработаны А.Р.Лурия. Нейропсихологическая методика, применяемая для диагностики локальных поражений мозга у взрослых пациентов, была адаптирована в нашей лаборатории для исследования детей младшего школьного возраста с явлениями школьной неуспеваемости при ЗПР и ММД. Вначале этот вариант методики был апробирован на большой группе детей с ЗПР церебрально-органического генеза (И.Ф.Марковская, «Клинико-нейропсихологическая характеристика детей с ЗПР церебрально-органического генеза»,- канд. диссертация, 1983), позже и до настоящего времени нами продолжается использование нейропсихологической методики для исследования детей с различными проблемами обучения и дезадаптивного поведения (дети с синдромом мальадсорбции – детская клиническая больница им. Филатова, Москва, 1990-1991г.г.; дети–сироты из специнтернатов, Ленинградская область, 1992; выпускники детских садов общего типа ЮЗАО Москвы, НО «Компенс-центр», Москва, 1991-93г.г.; учащиеся начальных классов с проблемами формирования читательской деятельности - Институт коррекционной педагогики РАО, 2002-2004 г.г.; дети с различными вариантами органического психосиндрома, ДПБ №6, Москва, с 1996г. до настоящего времени).
Успешность формирования школьных навыков и усвоения системы знаний, исходя из представлений о трех функциональных блоках головного мозга (А.Р.Лурия) зависит от следующих факторов:
1) от сохранности операциональных компонентов, осуществляющих интеллектуальные операции разной сложности (состояние гнозиса, праксиса, мнестических и речевых функций) - это функции конвекситальных отделов коры с их межанализаторными, межполушарными и подкорковыми взаимодействиями);

2) от состояния общей нейродинамики, т.е. от энергетического обеспечения психических процессов разных уровней мозговой организации и модальности – это функции подкорковых структур и активационных систем ретикулярной формации;

3) от степени сформированности произвольных (преднамеренных, осознанных) форм психической деятельности, осуществляемых по инструкции извне (речевой, по показу) – это регуляторные функции, обеспечиваемые лобными долями мозга и их лобно-подкорковыми взаимодействиями.

Особенное внимание уделялось состоянию регуляторных систем с дифференциацией оценок функций целеполагающей инициации, программирования и контроля (в соответствии с положениями А.Р.Лурия). При анализе степени дефицитарности регуляторных систем нами различались первичные и вторичные расстройства функций инициирования, программирования и контроля. Кроме того отмечалась симптоматика «частного» характера, проявляющаяся в дефицитарности или слабости той или иной модально-специфической функции при выполнении конкретно заданной операции, и симптоматика «общего» характера, представления о которой составлялись в результате суммации повторяющихся ошибок и типа затруднений, наблюдаемых от задания к заданию (общие и частные нейродинамические расстройств, общие и частные нарушения произвольной регуляции). Существенное диагностическое значение имели виды помощи: возможность компенсации через мотивацию, речевой контроль, организацию внимания, поэтапную отработку программы. Отмечалась эффективность и неэффективность помощи, стойкость либо нестойкость ее результатов; способность ребенка переносить усвоенный принцип на аналогичное задание, состоятельность организующей роли речи.
Как показывают результаты клинико-психологического исследования, при более легких вариантах ЗПР - конституционального и соматогенного генеза - преобладают явления незрелости, либо функциональной ослабленности модально-специфических корковых функций. Нейропсихологическая симптоматика как правило, имеет негрубый, но диффузный характер при отсутствии строго локальных расстройств. Общие нейродинамические нарушения отмечались в обоих вариантах, это - лабильность и повышенная истощаемость психического тонуса. Однако при ЗПР конституционального характера преобладала лабильность, а при ЗПР соматогенного генеза – повышенная истощаемость, нередко с нарушением деятельности на фоне патологического утомления. Более заметные частные нейродинамические расстройства, свидетельствующие о дефицитарности отдельных корковых функций, для детей этих групп не столь характерны, хотя и не исключены (например, случаи левшества у ребенка и некоторых членов его семьи - парциальная дефицитарность функций наследственно обусловленная).
ЗПР церебрально-органического генеза представляет более тяжелый вариант, в котором симптомы повреждения подкорковых структур тесно переплетаются с признаками незрелости, которая К.С.Лебединской определялась как «органическая незрелость». Нейропсихологическая симптоматика представлялась мозаичностью картины, в которой относительно сохранные или ослабленные функции сочетались с парциальной дефицитарностью некоторых из них (теменно-затылочных, височных, премоторных, с трудностью слухо-моторных, слухо-зрительно-моторных координаций; нарушением реципрокных и межполушарных взаимодействий, сукцессивных и симультанных синтезов). Нейродинамические расстройства в большинстве случаев характеризовались инертностью, ригидностью, замедленностью темпа психических процессов, с возможностью постепенной врабатываемости в деятельность. Есть основания полагать, что парциальные расстройства могут быть как первичными, так и вторичными, обусловленными недостаточностью активационных влияний со стороны соответствующих глубоких структур мозга.
Общим диагностическим признаком для всех вариантов ЗПР является нарушение произвольной регуляции, но и этот признак имеет свои отличия в каждой из клинических групп, обозначенных в классификации К.С.Лебединской.
При ЗПР конституционального генеза наиболее слабым звеном является функция целеполагающего инициирования, что проявляется в трудности (нежелании) принять условия действия, заданного извне, удержаться в рамках предложенного задания; часты отказы с уходом в игру. Нарушения функции программирования и контроля носят вторичный характер. Возможность компенсации неравномерной успешности при выполнении тестовых заданий осуществляется через актуализацию мотивации, использование игры, усиление речевого контроля и речевого планирования деятельности. Характерно, что вне ситуации обследования такой ребенок может справляться с довольно сложными задачами, опирающимися на те же исполнительные звенья, которые при испытании в условиях формального обследования казались несостоятельными (например, ребенок ловко и увлеченно собирает сложные мозаики и пазлы при плохих или крайне нестойких результатах в заданиях на конструктивный праксис).
При ЗПР соматогенного генеза прежде всего страдают функции контроля и внимания. Продуктивность деятельности зависит от объема задания, скорости его предъявления и продолжительности, и естественно от самочувствия ребенка на момент обследования. Отказы от выполнения задания возникают вторично в связи с утомлением. Функция программирования также страдает вторично: так, ребенком правильно усваивается инструкция, правильно выполняются первые звенья серийного действия или движения (например, ритмической структуры, графического образца), но затем из-за нестойкости и трудности концентрации внимания, а также повышенной истощаемости психического тонуса возникают сбои, упрощение и искажение структуры задания. Ребенок часто замечает свои ошибки и самостоятельно исправляет их. Будучи заинтересованным в оценке, такой ребенок часто бывает неуверенным в ответах, «перепроверяет» себя, замедляет действия, чтобы избежать ошибки (компенсаторные реакции). Организация помощи состоит в уменьшении объема задания и скорости его предъявления, организации отсроченного ответа и речевого контроля. Положительное действие оказывает эмоциональная стимуляция, похвала, а как долгосрочная мера – медикаментозная терапия в соответствии с коррекционными задачами.
При ЗПР церебрально-органического генеза в наибольшей степени страдает функция программирования – без явных признаков истощения и пресыщения, еще до проявления утомления наблюдается фрагментарность, упрощение либо искажение программы. Дети трудно врабатываются и трудно переключаются с одного вида задания на другой. Действия их замедленны либо хаотичны и импульсивны. Они часто не замечают своих ошибок, проявляют слабую заинтересованность в оценке. В связи со стойкими трудностями вторично возникают отказы. Регуляторные расстройства имеют общий и частный характер, последние свидетельствует о парциальной дефицитарности отдельных корковых функций. Организация внимания и актуализация мотива деятельности также были полезны, но наиболее актуальными и необходимыми были коррекционные приемы, направленные на поэтапную отработку программы: речевое программирование, проговаривание последовательности действий, сравнение предварительного плана с полученным результатом. Несмотря на трудности, дети этой группы были способны усвоить заданную программу и перенести ее на аналогичное задание. Дети с ЗПР церебрально-органической природы составляют основную группу учеников специальных классов выравнивания. В рамки КРО целесообразно включать курсы нейропсихологического тренинга дефицитарных функций и поддерживающую медикаментозную терапию в соответствии с коррекционными задачами.
Итак, при ЗПР конституционального генеза с характерным для нее гармоническим инфантилизмом ядерным признаком нарушений регуляции произвольных форм психической деятельности является незрелость эмоционально-мотивационной сферы (первичной дефицитарностью функции целеполагающей инициации и вторичными нарушениями произвольного контроля и внимания) в связи с парциальной незрелостью лобных и лобно-базальных морфофункциональных структур.
При ЗПР соматогенного генеза наблюдаются обратные отношения - ведущим признаком нарушений является дефицитарность активационных систем подкорковых структур с первичным нарушением общей нейродинамики (истощаемость психического тонуса) при вторичной незрелости лобно-подкорковых морфофункциональных структур с вторичной недостаточностью произвольной регуляции, прежде всего – произвольного контроля и внимания.
При ЗПР церебрально-органического генеза преобладают симптомы органической поврежденности подкорковых систем и подкорковых звеньев корковых анализаторов в сочетании с признаками их органической незрелости. Недостаточность регуляторных функций может быть обусловлена как органической поврежденностью подкорковых активационных систем, так и органической незрелостью корковых анализаторных систем с их парциальной дефицитарностью. Отмечается нарушение не только «вертикальных» координаций - функций лобных, лобно-базальных и подкорковых систем, но и лобно-конвекситальных, межанализаторных и межполушарных взаимодействий. Компенсаторные возможности детей этой клинической группы зависят от интенсивности и экстенсивности нарушений ВПФ, и не в меньшей степени - от ранней и квалифицированной организации коррекционно-развивающего обучения и медицинской помощи. При отсутствии адекватной педагогической помощи школьники этой группы с проблемами школьной дезадаптации и стойкой неуспеваемостью часто оказываются учениками вспомогательной школы. Проблемы диагностики в таких случаях выходят на дифференциацию ЗПР церебрально-органического генеза и олигофрении.
Исследование ЗПР психогенной природы на контингенте детей-сирот, который мы предварительно предполагали подходящим для решения поставленных задач, не позволило нам выявить специфические свойства регуляторных нарушений, т.к. нейропсихологические характеристики в большинстве случаев перекрывались явлениями резидуальной церебральной недостаточности и практически повторяли картину, описанную в группе ЗПР церебрально-органического генеза. На данном этапе у нас нет достаточных оснований для четких представлений о специфике мозговой организации ВПФ при данном типе ЗПР. Очевидно, в дальнейшем предпринятые работы должны предусмотреть более дифференцированный отбор детей. Этот казусный эпизод в нашем исследовании развернул нас к проблемам нейропсихологии индивидуальных различий при исследовании детей различных возрастных и клинических групп с разнообразными проявлениями ММД и резидуального психоорганического синдрома (проводятся систематические консультации пациентов стационара и диспансерного отделения Детской психиатрической больницы №6 г. Москвы).
Как было показано, относительно негрубые формы аномалии психического развития, рассмотренные в структуре ЗПР и ММД (обусловленных нелокальными поражениями мозга) характеризуются значительным клиническим полиморфизмом, который обусловлен по крайней мере тремя факторами:

1) разнообразием этиопатогенетических механизмов;
2) различными условиями обучения и воспитания, в которых развивается ребенок;
3) неравномерностью развития психических функций, неодновременностью их созревания.

Последний фактор характерен и для нормального развития, но при аномалиях проявляется в значительно большей степени, когда формирование какой-либо функции или ее отдельных компонентов существенно нарушается (ускоряется, замедляется или искажается).
Нейропсихологическое исследование в каждом конкретном случае позволяет выявить функции сохранные, ослабленные, первично дефицитарные либо вторично страдающие в связи с общими регуляторными и нейродинамическими расстройствами. Функциональный анализ необходим при определении прогноза и стратегии коррекционно-развивающего обучения, для разработки курса нейропсихологических занятий, направленных на тренинг дефицитарных функций. Такой подход помогает понять единые механизмы симптомообразования, что чрезвычайно важно для координации работы психолога, педагога и врача.
В настоящем сообщении хотелось показать, что, с одной стороны, мы стараемся хранить традиции клинической дефектологии, среди основоположников которой Кларе Самуиловне Лебединской принадлежит видное место; с другой стороны – хотелось отметить, что ее научные идеи продолжают жить и развиваться в работах ее благодарных учеников.

АЛЬМАНАХ
Института Коррекционной Педагогики РАО.
9/2005
Адрес в интернет: http://www.ise.edu.mhost.ru/almanah/9/p39.htm

_________________
Обратная связь osa-007@bk.ru
Скайп: psylab-litvinova

Клиент, помни! Правильно заданный вопрос и есть ответ!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 4 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Rambler's Top100

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Скайп: psylab-litvinova Срочная помощь психолога
домены:
Psychology OnLine.Net - материалы по психологии