Психологическое обследование в ВПК: принципы, этапы, общие рекомендации.
Включают две стороны:
· Содержательная – то, что исследует психолог.
· Организационная – как строить работу, последовательность.
Принципы:
1) Психологическое обследование всегда шире собственного диагностического блока. Не одна психологическая методика не может дать данных для постановки диагноза. Необходим комплекс методик и наблюдение. Важно выбрать методики. Психологическое развитие ребенка – целостный процесс, чтобы его диагностировать нужно в начале проанализировать, понять причины симптомов, что лежит в основе, установить связь симптомов и психологических предпосылок. Необходимо выявить, что является причиной. Важно изучить ССР ребенка, изучение истории развития ребенка, т.е. анамнеза, диагностика уровня познавательных процессов и тревожности. Запрещается обследование ребенка по 1-2 методикам, если при обследовании был нанесен вред, это является подсудимым делом.
Между симптомами и причинами сложная связь. Чтобы выявить связь необходимо:
· Изучить ССР
· Анамнез
· Уровень познавательных процессов.
· Тревожность, самооценка.
Таким образом необходимо применение не только диагностических методик, но и широкого анализа с наблюдением.
2) Принцип коррекционной направленности диагностики. Сама диагностика не проводится во имя диагностики и данные должны проводится к определенной коррекционной работе.
Этапы психологического обследования:
1) Сбор информации.
· Запрос
· Первичная беседа
· Сбор психологического анамнеза.
· Формировка гипотез
· наблюдение.
2) Экспериментально-психологическое обследование.
· Определяеится общая стратегия псих.обследования
· Подбор надежных методик.
· Проведение самого обследования
· Анализ продуктов деятельности
· Проверка выдвинутой гипотезы относительно сущности характера, причин трудности и нарушений.
3) Аналитический этап
Осуществляется обработка данных, постановка диагноза, составляется условно вариативный прогноз, разработка рекомендаций для коррекционной работы. Условно вариативный прогноз – определяет зоны ближайшего развития.
4) Заключительный этап
Беседа с родителями и выработка программы психологических коррекционных мероприятий.
_________________ Обратная связь osa-007@bk.ruСкайп: psylab-litvinovaКлиент, помни! Правильно заданный вопрос и есть ответ!
|