Психологическая лаборатория Литвиновой http://psylab.flybb.ru/ |
|
Афазии, связанные с нарушениями афферентных звеньев РФС http://psylab.flybb.ru/topic40.html |
Страница 1 из 1 |
Автор: | Литвинова Оксана [ 03-04-2012, 18:28 ] |
Заголовок сообщения: | Афазии, связанные с нарушениями афферентных звеньев РФС |
Афазии, связанные с нарушениями афферентных звеньев речевых функциональных систем. В психо – речь – процесс общения посредством языка, как сложившаяся и специфически организованная форма сознат. Деят-ти. Экспрессивная речь – высказывание речи Импрессивная – понимание речи Замысел (программа высказывания, лобные доли, 3 блок)внутренняя речьвнешнее речевое высказывание (устное, письменное) Восприятие (или на слух или зрительно)декодированиеформирование смысловой схемы общенияпонимание Афазия – нарушения уже сформировавшейся речи, возникающие при локальных поражениях коры и ближайшей подкорки левого полушария и представляющие собой системные расстройства различных форм речевой деятельности. Афазии проявляются: 1.в виде нарушений фонематической, морфологической и синтаксической структуры собсвенной речи 2. понимания обращенной речи при сохранности движений и строения речевого аппарата, обеспечивающих членораздельное произношение. И элементарных форм слуха (остроты). Зоны коры левого полушария, поражение которых приводит к той или иной форме афазий, называются «речевыми зонами» к ним относятся средние отделы конвекситальной поверхности коры левого полушария у правшей. Согласно классификации А.Р. Лурия, существует 7 форм афазий, каждая связана с нарушением одного из факторов, на котором основана речевая система, и наблюдается при определенной локализации патологического процесса. Все афазии можно разделить на 2 класса: Речевые афазии, связанные с нарушением афферентных звеньев речевой функциональной системы. Сенсорная, акустико-мнестическая, оптико-мнестическая, афферентная моторная или кинестетическая афазия и семантическая афазия. Афазии, возникшие вследствие поражения эфферентных звеньев. Моторная эфферентная, динамическая афазия. Афазии, связанные с нарушениями афферентных звеньев речевых функциональных систем 1. Сенсорная (Афазия Вернике) – локализация поражения - Задняя треть конвекситальной коры левого полушария, (височн.обл. 41, 42, 22),Зона Вернике. Приводит к речевой агнозии – не различение фонем, т.е. нарушение фонематического слуха (речевого слуха, который формируется полностью при жизни. Полное разрушение области - Грубое речевое расстройство, полное не различение фонем (дом-том, зАмок-замОк), не понимание обращенной речи. Менее грубые поражения – речь=бытовой шум При б. уменьшении тяжести затруднение различения близких фонем Совсем не грубом – затруднение понимания зашумленной речи При мин. Поражении- затруднено понимание редких слов или сл. Слов по звуковому составу Дефект понимания устной речи – центральный, вторично страдают все формы речевой деятельности. Для экспрессивное (собственной речи) характерны: грубые - словесный салат, м.грубые - литеральные парафазии (буква-буквой), реже вербальные (слово-словом) парафазии. Ошибки и при назывании, и при письме, особенно под диктовку. Подсказка –не помогает! Нет нарушений музыкального слуха, сохранна артикуляция, доступны любые оральные движения по образцу. 2.Акустико-мнестическая Нарушена импрессивная речь (понимание речи) Локализация нарушений: Средние отделы конвекситальной коры левой височной области вне ядерной зоны слухового анализатора (верхние отделы 21 и частично 37 полей). Фонематический слух остается сохранным, больной неспособен запомнить даже сравнительно-небольшой речевой материал вследствие грубого нарушения слухоречевой памяти. Нарушения мнестические. Объем слухо-речевой памяти сокращается до 2-3-х элементов, иногда до 1 слова. Смысловая организация материала улучшает запоминание и понимание самой речи. Вторично нарушается экспрессивная (собственная) речь. Проявляется в пропусках преимущественно существительных. Речь скудная, вербальные и литеральные парафазии. Трудности письма под диктовку, возможно отчуждение смысла слов. Подсказка не помогает. Характерно лучшее воспроизведение словесного материала через несколько часов после предъявления. 3.Оптико-мнестическая, Локализация поражения – Задние нижние отделы височной области. Нижние отделы 21 и 37 полей на конвекситальной поверхности и задненижние отделы 20 поля на конвекситальной и базальной поверхностях мозга. Нарушена – экспрессивная (собственная) речь. Больные неспособны правильно называть предметы. В основе лежит слабость зрительных представлений – зрительных образов слов. Распадается зрительно-мнестическое звено речевой системы. Больные не могут назвать предметы и пытаются дать им словесное описание, присутствует невозможность нарисовать предмет по памяти – дом, стол (скопировать могут) Дефект нарушения зрительных образов и расстройство называния предметов. В собственной речи больного – вербальные парафазии, упрощение фраз. Эти области на стыке со зрительные, поэтому возможно наличие оптической алексии – нарушение чтения. Подсказка помогает! 4.Афферентная моторная или кинестетическая афазия Поражение - Нижние отделы теменной области мозга, 40 поле Выпадение кинестетического афферентного звена речевой системы. Нарушена экспрессивная речь. Кинестетическая моторная афазия¬ - своего рода речевая апраксия. Синдром – нарушено произношение артикулем, или речевых звуков. В речи – литеральные парафазии. Сходные нарушения при письме (в самостоятельном и в письме под диктовку) -вторичный дефект Нарушается чтение. Но возможно чтение устойчивых слов (СССР) Тяжелое поражение – больные ничего не произносят М.тяжелое – нарушение произношения близких артикулем и слов их включающих Минимальные – ошибки при произнесении неск. Гласных подряд (ауэ)-кораблекрушение и слов со стечением согласных – пространство, ош.при произнесении скороговорок. Собственные имя, фамилию может произносить без ошибок. 5.Семантическая афазия Локализация поражений - Зона ТРО (Область коры, находящаяся на границе височных, теменных и затылочных отделов мозга) Страдает понимание речевых конструкций, которые отражают одновременный симультанный (комплексный) анализ и синтез, т.е. когда требуется мысленное представление нескольких явлений лето после зимы, зима после лета, я прочел газету после того, как позавтракал, т.е. больной не понимает, что раньше). Нарушение способности к пространственному и квазипространственному представлению - суффикс ца как вместилище (чернильница, пепельница), сравнительные отношения, конструкции родительного падежа «брат отца». В собственной экспрессивной речи затруднено использование тех же кнструкций. Как следствие нарушено вербально-логическое и наглядно образное мышление. Обычно сочетается с первичной акалькулией (счетной деятельностью). |
Страница 1 из 1 | Часовой пояс: UTC + 4 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group http://www.phpbb.com/ |